[snip text=»Краткая справка: Немецкий тяжелый двухмоторный истребитель Мессершмитт Me-210 (Me-410). Боевое применение, полные характеристики, сведения о модификациях и чертежи»]
Содержание
История создания истребителя Me-210
Тяжелый истребитель Мессершмитт Bf-110 к 1938 году уже не мог считаться современной и универсальной машиной, способной решать весь спектр возложенных на него боевых задач. По этой причине в конце 1938 года (октябрь) фирме «Мессершмитт А.Г.», а также фирме «Арадо» была поставлена задача создания так называемого «охотника» — нового тяжелого истребителя.
Сохраняя общие черты Bf-110, а также его силовую установку, будущий тяжелый истребитель Me-210 должен был иметь большую скорость, обладать всеми возможностями полноценного бомбардировщика, и иметь более солидное оборонительное вооружение.
Работы велись в спешке — крайний срок поставленный заказчиком был обозначен октябрем следующего, 1939 года. Дошло до того, что ещё даже не приблизившийся к стадии испытаний самолет было решено отправить в серийное производство. А между тем, проблем у тяжелого истребителя хватало.
Из-за наличия бомболюка пришлось увеличивать объем фюзеляжа, а следовательно и запас топлива. Следом за этим возникла необходимость усиления конструкции, а для улучшения управляемости — удлинения фюзеляжа и крыльев… Однако В.Мессершмитт «зарубил» любые попытки удлинения частей самолета (двигатели, напомню, остались как у «тихохода» Bf-110) из-за чего с фирмы даже был уволен начальник проектного отдела Р.Люссер, предрекавший такому самолету не долгий боевой путь.
В итоге в срок «Мессершмитт» уложился — осенью прототип Me-210V-1 оторвался от земли. Первые же полеты подтвердили правильность всех замечаний Люссера — машина в воздухе была неустойчива по всем осям и норовила уйти в штопор. Немедленно было придумано решение — установка однокилевого оперения большой площади, однако проблема была лишь уменьшена, но не решена. А недоработки всплывали одна за другой, и каждая требовала время на устранение.
Когда вышли все сроки контракта, в мае 1941 года, Me-210 все ещё представлял собой «сырую» машину, однако под давлением рейхминистерства авиации, её даже умудрились запустить в серию и построили 200 самолетов (ещё 300 остались недостроенными), пока к 14 апреля 1942 года не было принято решение о прекращении производства этой во всех смыслах неудачной машины «Мессершмитта» — фирма потеряла на этом контракте 30 миллионов рехсмарок, а сам В.Мессершмитт был смещен с поста управляющего директора компании.
Поражение подействовало отрезвляюще. Переработав конструкцию, удлинив хвост самолета на 90 см и установив предкрылки, 14 марта 1942 года отправили в первый полет доработанный прототип Me-210V17. На этот раз все шло прекрасно — машина больше не валилась в штопор и прекрасно слушалась руля. Немедленно все «полуготовые» образцы Ме-210 стали перерабатываться по образу Me-210V17, а чтобы стереть память о неудачном начале карьеры тяжелого истребителя, все новые машины получили новые индексы — Me-310 (высотные, так и оставшиеся в проекте) и Me-410.
Me-410 отличался от Me-210V17 новыми двигателями DB-603, крылом с уменьшенной стреловидностью передней кромки, доработанными радиаторами и изменённой формой закрылков. В испытаниях, начавшихся осенью 1943 года, приняли участие более 20 прототипов. Серийное производство началось в январе 1943 года на заводе в Аугсбурге. В декабре к производству присоединилась фирма «Дорнье».
Производство Me-410 осуществлялось на заводах «Мессершмитт» в Аугсбурге и Регенсбурге, MIAG в Брауншвейге, «Дорнье верке» во Фридрихсхафене, и продолжалось до сентября 1944 года (в Венгрии по лицензии Me-210 выпускался до декабря 1944 года). Всего за это время было изготовлено 1696 истребителей обоих моделей.
Конструкция тяжелого истребителя Me-210 (Me-410)
Истребитель Мессершмитт Me-410 выполнен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана цельнометаллической конструкции, с работающей обшивкой. Крыло однолонжеронное, прямое, трапецевидное в плане.
Шасси убирающееся, трёхопорное с хвостовым колесом. Основные стойки убираются назад с поворотом на 90 градусов.
Силовая установка состоит из 2 поршневых V-образных двигателей водяного охлаждения DB-603 с трёхлопастными воздушными винтами переменного шага. Запас топлива размещался в 6 крыльевых протектированных баках.
Кабина экипажа закрыта общим фонарём и располагается в носовой части фюзеляжа. Пилот и стрелок-радист сидят спиной друг к другу, их места имеют броневую защиту.
Характеристики Мессершмитт Me-210/Me-410 | |
---|---|
Страна: | Германия |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1939 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 2х DB.603A-1, мощностью по 1900 л.с. |
Максимальная скорость: | 600 км/ч |
Практический потолок: | 9500 м |
Дальность полета: | 1600 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 10410 кг (нормальная взлетная) |
Размах крыльев: | 16,38 м |
Длина: | 12,48 м |
Высота: | 4,28 м |
Площадь крыла: | 36,43 кв.м. |
Вооружение: |
Характеристики приведены для модели Me-410B-2
Модификации тяжелого истребителя Me-210 (Me-410)
- Me-210V1 — первый прототип с двухкилевым оперением (позже заменено на однокилевое), двигателями DB-601A-1 мощностью 1050 л.с. Вооружение отсутствовало. Первый полёт 2 сентября 1939 года.
- Me-210V17 — с удлинённым фюзеляжем. Первый полёт 14 марта 1942 года.
- Me.210A — первый серийный вариант с двигателями DB-601F.
- Me-210A-0 — предсерийный. Изготовлено 84 самолёта.
- Me-210A-1 — скоростной бомбардировщик.
- Me-210A-2 — тяжёлый истребитель.
- Me-210C — венгерский вариант Me-210A с двигателями DB-605B. В 1943-1944 годах изготовлено 267 самолётов. Из них 108 посталено люфтваффе.
- Me-210C — аналог Me-210A-2.
- Me-210Ca — аналог Me-210A-1.
- Me-310 — (проект) высотный истребитель с двигателями DB-603, удлинёнными консолями крыла, наличием гермокабины.
- Me-410A — с двигателями DB-603A и новым крылом.
- Me-410A-1 — скоростной бомбардировщик.
- Me-410A-1/U1 — разведчик с фотокамерой Rb20/30 (Rb50/30, Rb75/30) в центральной части фюзеляжа.
- Me-410A-1/U2 — с контейнером WB151 на месте бомбоотсека с 2 пушками MG-151.
- Me-410A-2 — тяжёлый истребитель («охотник»).
- Me-410A-2/U4 — с 50-мм пушкой BK-5.
- Me-410A-3 — разведчик с 2 фотокамерами в носовой части. Вооружение состояло из 2х 20-мм пушек.
- Me-410B — с двигателями DB.603G мощностью 1900 л.с. Выпускался в 1944 году.
- Me-410B-1 — скоростной бомбардировщик.
- Me-410B-1/U1 — разведчик.
- Me-410B-1/U2 — с контейнером WB151.
- Me-410B-1/U4 — с пушкой BK-5.
- Me-410B-2 — «охотник».
- Me-410B-2/U2 — с контейнером WB151.
- Me-410B-2/U4 — с пушкой BK-5 и 2 пушками MK-108 (MK-103).
- Me-410B-2/R6 — с 4 пушками MG-151 в подвесных контейнерах.
- Me-410B-3 — разведчик с 2 фотокамерами.
- Me-410B-5 — торпедоносец (опытный).
- Me-410B-6 — с РЛС «Хохентвиль» FuG.200.
- Me-410B-7 — дневной разведчик (опытный).
- Me-410B-8 — ночной разведчик (опытный).
- Me-410C — (проект) модернизированный, с крылом увеличенного до 18,02 размаха, двигателями DB-603JZ (Jumo-213E/JZ, BMW-801TJ) с турбокомпрессорами.
- Me-410D — (проект) с деревянной обшивкой крыла, измененной носовой частью фюзеляжа.
- Me-410H — (проект) с увеличенным до 23,03 м размахом крыла.
Боевое применение истребителя Me-210 (Me-410)
Впервые в боевых условиях Me-410 применён в сентябре 1943 года во время налётов на Великобританию. В мае 1944 года использовался в боях во Франции. С апреля 1944 года использовался и в качестве ночного истребителя.
На Восточном фронте использовался в варианте Me-210 венгерских ВВС, в начале 1944 года.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Германии
Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет.