[snip text=»Краткая справка: P-24 — наиболее совершенный легкий польский истребитель времен Второй Мировой войны. Характеристики, история создания и боевого применения P-24.»]
Содержание
История создания истребителя P-24 и его боевое применение
Польский истребитель P-24 разработан в КБ «Панствове заклады лотниче» (PZL) под руководством В.Якимука в феврале 1932 года и представлял собой экспортный вариант истребителя P-11.
Основное отличие от прототипа заключалось в установке двигателя Гном-Рон «Мистраль Майор» мощностью 760 л.с. Из-за задержки с поставкой двигателя первый прототип P-24/I впервые поднялся в небо лишь в мае 1933 года, а в 1934 году третий прототип самолета — P-24/III, был продемонстрирован на авиационной выставке в Ле Бурже, где был неплохо встречен потенциальными покупателями: контракты на поставку P-24 были заключены с Грецией, Болгарией и Турцией.
Серийное производство истребителя было развернуто на заводе PZL в Океце в августе 1936 годаи продолжалось до сентября 1939 г., т.е. до начала Второй Мировой войны. Кроме Польши, P-24 по лицензии выпускался в Румынии (завод IAR) и в Турции.
Всего был изготовлен 301 самолёт P-24 всех модификаций.
Из-за задержки с началом производства, к 1940-м г.г. самолет был уже устаревшим, тем не менее, как и P-11, в руках умелого пилота, он все ещё оставался неплохим легким истребителем.
Греческие P-24 довольно успешно боролись с итальянскими истребителями типа Fiat G.50 в 1940 г., и были по большей части уничтожены только с появлением на Балканах авиации люфтваффе (941 г.). Что касается румынских P-24 применявшихся против ВВС СССР на Восточном фронте — об их эффективности данных у меня нет. Известно только, что и румынские и болгарские истребители этого типа уже с конца 1941-начала 1942 г.г. были выведены в учебные части и в боевых действиях более не участвовали.
Конструкция истребителя P-24
Польский истребитель P-24 был построен по аэродинамической схеме подкосного высокоплана, с крылом типа «чайка».
Конструкция самолёта цельнометаллическая.
Шасси трёхопорное, неубирающееся, с хвостовым костылём. Основные стойки шасси закрыты обтекателями. Кабина пилота закрытая. Силовая установка состояла из поршевого звездообразного двигателя воздушного охлаждения GR14Kfs с трёхлопастным воздушным винтом.
Вооружение состояло либо из 4х 7,69-мм пулемётов, либо из 2х 20-мм пушек «Эрликон» и 2 пулемётов. Мог нести бомбы.
Характеристики PZL P-24 | |
---|---|
Страна: | Польша |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1933 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1х GR14N07, мощностью 970 л.с. |
Максимальная скорость: | 430 км/ч |
Практический потолок: | 10500 м |
Дальность полета: | 700 км |
Масса пустого: | 1332 кг |
Максимальная взлетная масса: | 2000 кг (нормальная взлетная) |
Размах крыльев: | 10,68 м |
Длина: | 7,60 м |
Высота: | 2,70 м |
Площадь крыла: | 17,9 кв.м. |
Вооружение: | 4х 7,69-мм пулемета или 2х 20-мм пушки «Эрликон» или 2х 7,62-м пулемета + 2х 20-мм пушки. |
Характеристики приведены для модели P-24F
Модификации истребителя P-24
- P-24/I — первый прототип истребителя, с двигателем «Мистраль Майор». Первый полёт в мае 1933 года.
- P-24/II (Супер Р-24) — второй прототип, доработанный. 28 июня 1934 года на нём установлен международный рекорд скорости для самолётов данного класса (414 км/ч).
- P-24/III (Супер Р-24bis) — третий прототип, с двигателем GR14Kfs мощностью 930 л.с. Первый полёт в 1934 году.
- P-24A — Серийный вариант. Вооружение состояло из 2 пушек, 2 пулемётов и до 40 кг бомб. Поставлялся в Турцию (40 самолётов). Ещё 20 самолётов собрано в Турции.
- P-24B — вариант P-24A с чисто пулемётным вооружением. Изготовлено 14 самолётов для Болгарии.
- P-24C — модернизированный, с новым капотом, пулемётным вооружением. Бомбовая нагрузка увеличена до 100 кг. Поставлялся в Турцию (26) и Болгарию (24).
- P-24E — румынский вариант P-24C с двигателем IAR 14КМc36 мощностью 940 л.с. (на польских GR14KIIc32 мощностью 900 л.с.). Изготовлено 6 самолётов в Польше и 40 в Румынии.
- P-24F — модернизированный, с двигателем GR14N07 и наличием бронезащиты. Вооружение состояло из 4 пулемётов. Поставлялся в Болгарию (26) и Румынию.
- P-24G — вариант P-24F с пушечным вооружением. Изготовлено 6 самолётов для Греции.
- IAR-80 — румынский истребитель с низким расположением крыла созданный на основе P-24. Разработан в конце 1939 года. Поставлялся в Грецию (30).
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Польши
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также по книге Истребители Второй мировой войны 1939-1945, Вып. 1., Авиам, 1994.