[snip text=»Польский истребитель PZL P-11 — основной истребитель польских ВВС на момент нападения гитлеровской Германии в 1939 году. Характеристики, модификации, история службы самолета»]
Содержание
История создания истребителя PZL P-11
Конструкция истребителя PZL P-11
Польский истребитель P-11 построен по аэродинамической схеме подкосного высокоплана цельнометаллической конструкции. Бронирование отсутствовало.
Крыло типа «чайка». Шасси трёхопорное, неубирающееся, с хвостовым костылём.
Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения «Меркьюри» с двухлопастным воздушным винтом (на поздних модификациях трёхлопастным). Бензобаки не протектировались, в случае пожара бак сбрасывался через выемку в фюзеляже.
Вооружение включало 2 (позднее 4 — два на крыльях, два в фюзеляже) 7,69-мм пулемётов. Под крылом могли подвешиваться небольшие бомбы.
Модификации истребителя PZL P-11
- P-11/I — первый прототип с двигателем Гном-Рон 9Asb (480 л.с.). Первый полёт в августе 1931 года.
- P-11/II — второй прототип, доработанный, с двигателем Гном-Рон 9Ксг (550 л.с.), трехлопастным металлическим пропеллером, новым капотом. Первый полёт в декабре 1931 года. На его основе впоследствии был создан P-11b.
- P-11/III — эталон для серии, вооружение: 2 пулемета, двигатель «Меркьюри» IVA (555 л.с.).
- P-11/V — опытный, с двигателем Гном-Рон 9Krse (595 л.с.) и обтекателями на колесах. На его основе впоследствии был создан P-11f.
- P-11a — первый серийный вариант с двигателем «Меркьюри» IVS2. Вооружение состояло из 2 7,69-мм пулемётов. Изготовлено 30 (50) самолётов.
- P-11b — экспортный, с двигателем GR9Krsd. В 1933-1934 годах изготовлено 50 самолётов для Румынии.
- P-11c — модернизированный, с измененной конструкцией фюзеляжа (приподнята кабина и увеличен гаргрот), и двигателем «Меркьюри» VS2 (позднее VIS2). Количество пулемётов увеличено до 4, спусковой механизм заменили с механического на пневмо-гидравлический. Самая массовая модификация (изготовлено 175 самолётов).
- P-11d (проект) — истребитель для морской авиации.
- P-11f — румынский вариант P-11c. Отличался двигателем GR9Krse и отсутствием кока на втулке винта. Выпускался на заводе IAR в Брашове в 1936-1937 годах. Изготовлено 80-95 самолётов.
- P-11g «Кобуж» — опытный, с двигателем «Меркьюри» VIIIA (840 л.с.). Изготовлен в августе 1939 года.
- P-24 — модернизированный экспортный. Отличался двигателем GR14Kfs, закрытой кабиной, обтекателями на основных стойках шасси, усиленным вооружением. Поставлялся в Болгарию, Грецию и Турцию. Выпускался по лицензии в Румынии.
Характеристики P-11 | |
---|---|
Страна: | Польша |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1931 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1х VIS2 мощностью 645 л.с. |
Максимальная скорость: | 390 км/ч |
Практический потолок: | 8000 м |
Дальность полета: | 700 км |
Масса пустого: | 1147 кг |
Максимальная взлетная масса: | 1630 кг |
Размах крыльев: | 10,72 |
Длина: | 7,55 |
Высота: | 2,85 |
Площадь крыла: | 17,9 |
Вооружение: | 4х 7,69-мм пулемета |
Характеристики приведены для модификации P-11С
Эксплуатация истребителя PZL P-11
К 1939 году истребитель P-11 устарел морально, но продолжал оставаться основным истребителем польских ВВС. На начало германского вторжения, самолет состоял на вооружении 12 эскадрилий и активно использовался поляками, однако составить конкуренцию германским машинам типа Мессершмитт Bf-109, конечно не мог. После поражения Польши несколько десятков самолётов было перегнано в Румынию, где они были интернированы.
К моменту нападения Германии на Советский Союз в румынских ВВС насчитывалось 153 исправных истребителя P-11 как польских, так и собственного производства. Применялись они как легкие штурмовики, и само собой, какого-то влияния на ход боевых действий не могли оказать, как в виду малой полезной нагрузки, так и ввиду высоких потерь. Бесперспективность P-11 в качестве штурмовика была очевидной, поэтому уцелевшие самолёты передали в ПВО, где они эксплуатировались до середины 1942 года, после чего были переквалифицированы в учебные.
В 1944 году, когда перспективы Румынии стали совершенно ясны, в бой бросили и эти старые учебные машины, снова в качестве штурмовиков. Несколько самолетов смогли уцелеть и здесь, и снова став учебными, прослужили до конца 1945 года.
Советские части в 1939 г. в качестве трофеев также получили несколько десятков P-11, но не эксплуатировали, не испытывали их, и как «устаревшие» сдали на слом в 1940 г.
У читателя, после вышеизложенного, может сложиться неверное впечатление, будто бы польский P-11 уже в 1939 году никуда не годился. Мнение это ошибочное — люфтваффе потеряло в боях с польскими P-11 141 машину, включая 23 истребителя, при этом поручик Скальский на своем истребителе сбил 6 вражеских машин. Бесспорно проигрывая в скорости и мощи вооружения, P-11 был весьма живучим, маневренным самолетом и в умелых руках представлял немалую опасность.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Польши
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет