[snip text=»Польский истребитель PZL P-11 — основной истребитель польских ВВС на момент нападения гитлеровской Германии в 1939 году. Характеристики, модификации, история службы самолета»]

На мой взгляд истребитель P-11 - ещё и образец промышленного дизайна.

На мой взгляд истребитель P-11 — ещё и образец промышленного дизайна. Лаконично, красиво и эффективно.

 

История создания истребителя PZL P-11

Разработка истребителя P-11 началась в КБ «Панствове заклады лотниче» (PZL) под руководством З. Пулавского в 1930 году. После его гибели в авиакатастрофе работы по самолету возглавил Всеволод Якимук.
За основу была взята конструкция раннего истребителя P-6, но в качестве силовой установки использовался мощный по тем временам двигатель Бристоль «Меркьюри», что предопределило прекрасные для начала 1930-х годов летные и скоростные характеристики будущего истребителя.
В феврале 1931 года началась постройка первых 3 опытных образцов, а уже в августе 1931 года прототип P-11/I впервые поднялся в воздух, пилотируемый лётчиком-испытателем Б. Орлинским. Второй проттотип P-11/II в 1932 году демонстрировался на авиационной выставке в Париже.
Серийное производство P-11 было организовано на заводе PZL в Варшаве весной 1933 года, а вот принять на вооружении ВВС Польши его рискнули только в июле 1934 года. Самолет был откровенно хорошим, однако выпуск его вплоть до сентября 1939 года, был такой же откровенной ошибкой — как полноценный истребитель, P-11 к тому времени уже «вышел в тираж». Тем не менее, P-11 успел повоевать во Второй Мировой войне и встречался (вот как выглядит румынская безысходность) вплоть до 1944 года!
Кроме Польши, P-11 по лицензии изготавливался в Румынии, однако даже на двоих, эти страны успели произвести только 350 истребителей этого типа, всех модификаций. Кроме Польши и Румынии поставлялся в Болгарию, Грецию и Турцию.
Чертеж истребителя PZL P-11

Чертеж истребителя PZL P-11

Конструкция истребителя PZL P-11

Польский истребитель P-11 построен по аэродинамической схеме подкосного высокоплана цельнометаллической конструкции. Бронирование отсутствовало.

Крыло типа «чайка». Шасси трёхопорное, неубирающееся, с хвостовым костылём.

Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения «Меркьюри» с двухлопастным воздушным винтом (на поздних модификациях трёхлопастным). Бензобаки не протектировались, в случае пожара бак сбрасывался через выемку в фюзеляже.

Вооружение включало 2 (позднее 4 — два на крыльях, два в фюзеляже) 7,69-мм пулемётов. Под крылом могли подвешиваться небольшие бомбы.



Польский истребитель PZL P-11

Польский истребитель PZL P-11

Модификации истребителя PZL P-11

  • P-11/I — первый прототип с двигателем Гном-Рон 9Asb (480 л.с.). Первый полёт в августе 1931 года.
  • P-11/II — второй прототип, доработанный, с двигателем Гном-Рон 9Ксг (550 л.с.), трехлопастным металлическим пропеллером, новым капотом. Первый полёт в декабре 1931 года.  На его основе впоследствии был создан P-11b.
  • P-11/III — эталон для серии, вооружение: 2 пулемета, двигатель «Меркьюри» IVA (555 л.с.).
  • P-11/V — опытный, с двигателем Гном-Рон 9Krse (595 л.с.) и обтекателями на колесах. На его основе впоследствии был создан P-11f.
  • P-11a — первый серийный вариант с двигателем «Меркьюри» IVS2. Вооружение состояло из 2 7,69-мм пулемётов. Изготовлено 30 (50) самолётов.
  • P-11b — экспортный, с двигателем GR9Krsd. В 1933-1934 годах изготовлено 50 самолётов для Румынии.
  • P-11c — модернизированный, с измененной конструкцией фюзеляжа (приподнята кабина и увеличен гаргрот), и двигателем «Меркьюри» VS2 (позднее VIS2). Количество пулемётов увеличено до 4, спусковой механизм заменили с механического на пневмо-гидравлический. Самая массовая модификация (изготовлено 175 самолётов).
  • P-11d (проект) — истребитель для морской авиации.
  • P-11f — румынский вариант P-11c. Отличался двигателем GR9Krse и отсутствием кока на втулке винта. Выпускался на заводе IAR в Брашове в 1936-1937 годах. Изготовлено 80-95 самолётов.
  • P-11g «Кобуж» — опытный, с двигателем «Меркьюри» VIIIA (840 л.с.). Изготовлен в августе 1939 года.
  • P-24 — модернизированный экспортный. Отличался двигателем GR14Kfs, закрытой кабиной, обтекателями на основных стойках шасси, усиленным вооружением. Поставлялся в Болгарию, Грецию и Турцию. Выпускался по лицензии в Румынии.

Характеристики P-11

Истребитель PZL P-11 (Польша)
Страна: Польша
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1931 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х VIS2 мощностью 645 л.с.
Максимальная скорость: 390 км/ч
Практический потолок: 8000 м
Дальность полета: 700 км
Масса пустого: 1147 кг
Максимальная взлетная масса: 1630 кг
Размах крыльев: 10,72
Длина: 7,55
Высота: 2,85
Площадь крыла: 17,9
Вооружение:4х 7,69-мм пулемета

Характеристики приведены для модификации P-11С

Эксплуатация истребителя PZL P-11

К 1939 году истребитель P-11 устарел морально, но продолжал оставаться основным истребителем польских ВВС. На начало германского вторжения, самолет состоял на вооружении 12 эскадрилий и активно использовался поляками, однако составить конкуренцию германским машинам типа Мессершмитт Bf-109, конечно не мог. После поражения Польши несколько десятков самолётов было перегнано в Румынию, где они были интернированы.

К моменту нападения Германии на Советский Союз в румынских ВВС насчитывалось 153 исправных истребителя P-11 как польских, так и собственного производства. Применялись они как легкие штурмовики, и само собой, какого-то влияния на ход боевых действий не могли оказать, как в виду малой полезной нагрузки, так и ввиду высоких потерь. Бесперспективность P-11 в качестве штурмовика была очевидной, поэтому уцелевшие самолёты передали в ПВО, где они эксплуатировались до середины 1942 года, после чего были переквалифицированы в учебные.

В 1944 году, когда перспективы Румынии стали совершенно ясны, в бой бросили и эти старые учебные машины, снова в качестве штурмовиков. Несколько самолетов смогли уцелеть и здесь, и снова став учебными, прослужили до конца 1945 года.

Польский P-11 в бою против немецкого мессершмитта Bf-109

Польский P-11 в бою против немецкого мессершмитта Bf-109

Советские части в 1939 г. в качестве трофеев также получили несколько десятков P-11, но не эксплуатировали, не испытывали их, и как «устаревшие» сдали на слом в 1940 г.

У читателя, после вышеизложенного, может сложиться неверное впечатление, будто бы польский P-11 уже в 1939 году никуда не годился. Мнение это ошибочное — люфтваффе потеряло в боях с польскими P-11 141 машину, включая 23 истребителя, при этом поручик Скальский на своем истребителе сбил 6 вражеских машин. Бесспорно проигрывая в скорости и мощи вооружения, P-11 был весьма живучим, маневренным самолетом и в умелых руках представлял немалую опасность.

 

 

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет