Сайт рекомендован для аудитории 16+

Гидросамолет КОР-1 (Бе-2) (СССР)



«Краткая справка: Советский гидросамолет КОР-1 (Бе-2) конструкции Г. Бериева. Летающая лодка для советских крейсеров и линейных кораблей. Описание конструкции и боевого применения самолета»

В начале 30-х годов советское военное командование приняло решение оборудовать все имеющиеся и строящиеся линкоры и крейсеры катапультами системы Хейнкеля для запуска гидросамолетов разведчиков-корректировщиков. В условиях отсутствия радаров и весьма впечатляющей дистанции морского боя, необходимость в таком самолете была не блажью, а вопросом крайней необходимости.

Характеристики КОР-1

Гидросамолет КОР-1 (Бе-2) (СССР)
Страна: СССР
Тип: Гидросамолет
Год выпуска: 1934 год
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 1х М-25А на 710 л.с.
Максимальная скорость: 277 км/ч
Практический потолок: 6600 м
Дальность полета: 860 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 2425 кг
Размах крыльев: 11 м
Длина: 8,67 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение:3х 7,62-мм пулеметы ШКАС (+200 кг бомбовой нагрузки)

В течение 1929-32 гг. было закуплено несколько катапульт К-3 и 28 самолетов HD55, для которых они и предназначались. Этот гидросамолет, получивший в СССР обозначение КР-1, был двухместным, имел мотор мощностью 485 л.с. и развивал максимальную скорость 194 км/ч. Первую из катапульт установили на линкор «Парижская Коммуна», а затем, в связи с его модернизацией, перенесли на крейсер «Красный Кавказ».

В 1935 г. в СССР на Николаевский судостроительный заводе и Ленинградском заводе им. С.М.Кирова началась разработка собственной аэрокатапульты для проектируемого ЦКБ Г.М.Бериева многоцелевого гидросамолета КОР-1, в задачи которого входила не только разведка, бомбометание и поиск подводных лодок, но и доставка почты, а также разведка арктических промыслов.

Требования, как всегда, были взаимоисключающие по многим пунктам, а сроки поджимали. Бериеву пришлось сделать шаг назад, и вместо моноплана проектировать биплан со складывающимися крыльями, и одним поплавком, с возможностью установки на самолет и колесного шасси. Первыми нести на себе КОР-1 должны были крейсеры типа «Киров» строительство которых шло полным ходом.

Чертеж гидросамолета КОР-1 (Бе-2)

Чертеж гидросамолета КОР-1 (Бе-2)

Новыми корабельными разведчиками КОР-1 планировалось вооружить строящиеся крейсеры типа «Киров». Собственной катапульты, достаточно мощной и компактной, у СССР не было (их не было и нигде в мире, кроме Германии), поэтому вновь обратились к опыту фирмы Хенкель. Было закуплено 4 новые катапульты К-12, а в мае 1939 г. в Ленинграде на основе изучения их конструкции, была создана и первая отечественная катапульта ЗК-1, производившаяся потом в Николаеве как Н-1.

Однако КОР-1 хотя и обладал неплохими летными характеристиками, имел весьма скверные мореходные качества — бипланная схема самолета и слишком краткий срок разработки давали о себе знать. Хотя он и был условно принят на вооружение, построили их мало, и использовали как учебную машину, до появление более удачного КОР-2 (Бе-4).

Модификации гидросамолета КОР-1

КОР-1 опытный. Двигатель М-25 (лицензионный американский «Райт Циклон» SR-1820 F3). Первый полет состоялся 4 сентября 1936 г. и длился 12 мин. Заводские испытания проводились на Азовском море. Во время одного из первых полетов подтвердилось предположение о недостаточной устойчивости машины из-за малого объема подкрыльевых поплавков. После посадки самолет с выключенным двигателем развернуло ветром, и он неожиданно лег на правое крыло. Поплавок и консоль крыла скрылись под водой. Экипажу вернуть самолет на ровный киль не удалось. Двигатель постоянно перегревался, безопасность летчика при старте с катапульты была под вопросом из-за недоработанности последней, антикоррозийная стойкость покрытия не выдерживала критики.

КОР-1 серийный. Была изменена конструкция центрального поплавка — подбирался оптимальный угол его установки относительно оси и центра тяжести самолета. Для улучшения устойчивости на плаву подкрыльевые поплавки опустили ниже и увеличили их объем. Несмотря на комплекс мер и в целом удовлетворительные результаты испытаний, было понятно, что будущего у машины нет. Однако других гидросамолетов все равно не было и КОР-1 пустили в производство, как переходную, учебную машину. К началу Великой Отечественной войны шесть КОР-1 находились на вооружении 15-го морского разведывательного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Полк базировался на аэродромах Выборга, Ораниенбаума, Вейно и Валдая.



Гидросамолет КОР-1 (Бе-2)

Гидросамолет КОР-1 (Бе-2)

КОР-1 на колесном шасси. 15 декабря 1937 г. начались заводские испытания сухопутного варианта, в ходе которых была выявлена недостаточная жесткость хвостовой части самолета. В связи с этим ферма хвостовой части была усилена дополнительными лентами-расчалками. Под стабилизатором с двух сторон установили по дополнительному раскосу. В одном из последующих полетов за 20 мин было выполнено восемь виражей и семь мертвых петель. Во время заводских испытаний изменениям также подверглись козырек кабины летчика и подвижной козырек кабины летчика-наблюдателя. Из-за вероятности срыва в штопор, выполнять фигуры высшего пилотажа на самолете было запрещено. Было много замечаний о затрудненном доступе к отдельным внутренним частям фюзеляжа, нарекания заслуживало и отсутствие посадочных тормозов. В первый период Великой Отечественной войны самолет КОР-1 использовался на Южном фронте в сухопутном варианте как легкий бомбардировщик. Именно тогда он получил новое обозначение – Бе-2.

КОР-1 на лыжах. КОР-1 на лыжах от И-153 «Чайка».

КОР-1 на катапульте. В штатный состав корабельного авиавооружения крейсеров типа «Киров» входили катапульта и два гидросамолета. Пуски с катапульты корабля были успешными. Однако в связи с трудностями посадки в открытом море и подъема на борт, военные моряки разработали новую тактику применения корабельных разведчиков. Катапультированные самолеты после выполнения операции садились в порт обеспечения, где корабль брал их на борт при пополнении запасов, другие машины базировались в ближайших портах и вылетали на разведку по приказу командира корабля.

 

 


Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет, цифры и факты даны по книге В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии