Содержание Характеристики малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод» |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Малый ракетный корабль |
Дата выпуска: | 1967 г. |
Водоизмещение: | Стандартное: 640 т, полное: 730 т |
Длинна: | 59,3 м (наибольшая) |
Ширина: | 11,8 м (наибольшая) |
Осадка: | 3,02 м |
Бронирование: | Нет |
Экипаж: | 64 человека (10 офицеров, 14 мичманов, 40 матросов) |
Силовая установка: | 3 дизеля М-507А мощностью 10 000 л. с. |
Дальность хода: | 415 миль (полным ходом), 4000 миль (экономным, 12 узловым) |
Максимальная скорость: | 34 узла (фактически до 38 узлов) |
Вооружение: | 1 × 1х 76-мм АУ АК-176, 1× 6х 30-мм ЗАК АК-630, 6 пусковых установок ПКР П-120 «Малахит», ЗРК «Оса-М» |
Авиагруппа: | Нет |
Характеристики даны для проекта 1234.1
История создания малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»
В 60-ые годы 20-го века перед советским ВМФ встала большая задача — нужен был даже не новый корабль, а новый тип корабля — промежуточное звено между ракетными крейсерами и ракетными катерами (РКА). Малые ракетные корабли (МРК), как их окрестили, должны были быть небольшими, недорогими, но в то же время мореходными, дальнобойными и очень мощными боевыми единицами.
Тактико-техническое задание было утверждено 17 августа 1965 г. (ЦМКБ «Алмаз») и предполагало создание ещё не МРК, но РКА, однако уже имеющего все признаки первого. Кораблю присвоили номер проекта 1234 и шифр «Овод», главным конструктором был назначен Иван Петрович Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ — капитан 1 ранга В.В. Дмитриев.
Задача решаемая конструкторами была сложной — в относительно небольшое водоизмещение вчерашнего катера необходимо было «впихнуть» фактически полновесный «корабельный» комплект: две пусковые установки противокорабельных ракет «Малахит» (каждая из 6-и ракет весит 5,4 тонны), радиолокационный комплекс целеуказания «Титанит», средства радиоэлектронной борьбы, зенитный ракетный комплекс «Оса-М» и артиллерийскую установку АК-725.
Подходящей по мощности и габаритам турбины для нового корабля ещё не было, поэтому было найдено оригинальное решение установить трехвальную главную энергетическую установку с работой на каждом валу двух дизелей типа М-504. Завод «Звезда» удачно соединил два М-504 в один М-507, получив на выходе «движок» в 112 цилиндров, способный выдавать 10000 лошадиных сил. Всего таких двигателей было три.
Получившийся на выходе «монстр» даже в весьма расплывчатое определение «ракетный катер» не вписывался никак. Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков, главный радетель за судьбу «Овода» специально для проекта 1234 утвердил новый класс — «малые ракетные корабли». Когда первый из них («Буря») был спущен на воду, то посетив его, главком с гордостью произнес — «эти МРК — пистолет у виска империализма».
И надо сказать — С.Г. Горшков не погрешил против истины. Ни один флот не имел ничего, способного даже близко сравниться по комплексу характеристик с «Оводами» — шутка ли, корабль с габаритами речного судна, способный, практически в одиночку утопить вражеский авианосец? И это при несоизмеримых затратах на производство — как раз по этому параметру (стоимость/эффективность) даже сейчас, в 21-м веке корабли проекта 1234 не имеют аналогов в мире.
«Оводы» это не только ударные корабли, но успешно справляются и с другими боевыми задачами — обеспечивают работу авиации и подводных лодок, несут пограничную службу, выступают в роли противолодочных и сторожевых кораблей.
Недостатков проект 1234 также не лишен — корабли «не уютно» чувствуют себя в открытом море, при волнении в 5 баллов плохо слушаются руля и практически лишены возможности стрелять «главным калибром». Сравнительно слабое ПВО (см. историю службы кораблей «Муссон» и «Эйн Закит»), малая автономность, трудности с охлаждением двигателей при действиях во льдах- все это никак нельзя считать признаками идеального корабля.
Однако, несмотря на все недостатки «Оводов», этот «пистолет» безотказен и всегда попадает в цель — успешность пусков и точность поражения целей (учитывая не малое число самих кораблей и тем более — ракетных пусков) совсем немного не дотягивает до 100%.
Модификации и производство малых ракетных кораблей проекта 1234
- По проекту 1234 «Овод» было построено 17 кораблей (Ленинград) + 3 (Владивосток). 3 последних «ленинградских» МРК были переоборудованы в проект 1234Э.
- По проекту 1234Э («Овод-Э») — экспортный вариант, отличавшийся установкой 2-х 2-х контейнерных установок противокорабельных ракет (ПКР) П-15 «Термит», вместо 2х 3х ПКР «Малахит». Всего было построено 7 МРК для Алжира и Ливии (3 переоборудованных в 1234Э «Овода» были поставлены Индии, они упомянуты выше).
- В 1974 году был разработан проект 1234.1 (улучшенный) с усиленным артиллерийским вооружением в виде 76-мм установки АК-176 и 30-мм зенитного автомата АК-630, и более современным радиоэлектронным вооружением, улучшенными условиями обитаемости экипажа, пожаростойкости корпуса. Было построено 15 кораблей для ВМФ СССР и 1 недостроенный, разобран на стапеле.
- В 1982 году был разработан проект 1234.7 (экспериментальный). Создавался для испытаний более совершенных ПКР «Оникс», которые и составляли его главное вооружение. Построен 1 корабль.
- В 1999 году был разработан проект 1234ЭМ (модернизация). Проект модернизации ранее проданных кораблей 1234Э. Главной ударной силой корабля стали 4 пусковые установки с 16 противокорабельными ракетами «Уран-Э», также был изменен комплекс бортовой аппаратуры. Модернизирован 1 корабль для Алжира.
Всего было построено 47 кораблей всех проектов.
Описание конструкции кораблей проекта 1234
Корабли имеют гладкопалубный корпус с катерными обводами, материал корпуса — сталь повышенной прочности. Корпус имеет двойное дно и разделен девятью переборками на 10 водонепроницаемых отсеков. Непотопляемость сохраняется при затоплении двух смежных отсеков.
Надстройка — островная, трехъярусная.
Служебные и жилые помещения размещены в надстройке, на главной палубе и на двух платформах. Каюта командира расположена в носовой оконечности первого яруса надстройки и состоит из кабинета, спальни и санузла. Помещение кают-компании старшин при необходимости можно использовать под операционную.
На палубе размещается одна четырехногая фок-мачта ферменного типа, из легкосплавных труб. На кораблях проекта 1234.1 она более развита. На мачте размещены антенны радиотехнических устройств и связи, сигнальные фалы и ходовые огни, антенны радиолокационных станций.
Главная энергетическая установка размещена в двух машинных отделениях — носовом (2 двигателя на бортовые валы) и кормовом (1 двигатель на средний винт).
МРК оснащены 2-4 пусковыми установками постановки пассивных помех ПК-10 «Смелый» и 2-4 — ПК-16. Стрельба из последнего ведется 82-мм турбореактивными противорадиолокационными снарядами помех РУММ-82 (ТСП-60). Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальностях от корабля в пределах от 0,5 до 3,5 км, а тепловые цели — на дальностях от 2 до 3,5 км при высотах от 100 до 1600 м. Вес снаряда ТСП-60 в зависимости от снаряжения составляет 8,76-8,92 кг, дальность полета — 3500 м.
Для ПК-10 120-мм снаряд весит до 25 кг и запускается с установки с 10 направляющими трубами.
Радиотехническая комплексная система «Титанит» (позднее «Монолит») обеспечивает активное и пассивное обнаружение целей, прием информации от авиационных систем воздушного наблюдения и пеленгования. Большой антенный обтекатель на надстройке обеспечивает работу в первых двух режимах. «Титанит» сопрягается с устройством «Дунай», обеспечивающим подготовку и пуск ракет «Малахит». Дальность обнаружения надводных целей составляет не менее 40 км, а загоризонтная дальность обнаружения — более 100 км.
Особенности проекта 1234.7
Главный ударный комплекс на МРК «Накат» (единственный корабль проекта 1234.7) представлен двумя шестизарядными пусковыми установками СМ-316. Каждая СМ-316 представляет собой наклонную ферменную конструкцию для размещения шести транспортно-пусковых контейнеров СМ-324 для противокорабельных ракет «Оникс».
Зенитное вооружение МРК «Накат» представлено носовой ПУ ЗИФ-122 (палубная , поворотная) зенитного ракетного комплекса «Оса-МА» с боекомплектом из 20 зенитных ракет 9МЗЗ и РЛС управления 4КЗЗ.
Артиллерийское вооружение размещено в корме корабля и состоит из: 76-мм АУ АК-176 с боезапасом в 316 снарядов и шестиствольной 30-мм АУ АК-630М с боезапасом в 3000 снарядов. На крыше 1 яруса надстройки установлена РЛС управления артиллерийским огнем «Вымпел» (МР-123/176).
Стандартное радиоэлектронное вооружение представлено комплексом «Монолит», навигационной РЛС «Дон-2», системой предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф» (с четырьмя датчиками), комплексом РЭБ «Вымпел-Р2» и двумя ПУ ПК-16.
Особенности проекта 1234ЭМ
В середине 90-х г. 20 века в ЦМКБ «Алмаз» разработан (главный конструктор Ю.В. Арсеньев) проект модернизации кораблей проекта 1234Э, по заказу Алжира. Главным ударным комплексом корабля стали 4 пусковых установки с 16 противокорабельными ракетами «Уран-Э». В кормовой части надстройки была установлена шестиствольная 30-мм артустановка АК-630М, на крыше рубки вместо РЛС типа «Рангоут» установили антенну радиолокационного комплекса «Гарпун-Э». На мачте разместили трехкоординатную РЛС общего обнаружения типа «Позитив-МЭ-1» (отсутствие характерного «колпака» «Оводов»), установили РЛС управления оружием «Ласка», оптико-электронную систему управления артустановками «Ракурс» и радионавигационную систему «Горизонт-25». В Санкт-Петербурге по этому проекту модернизировали 1 корабль для ВМФ Алжира.
Эта статья входит в группы: • Справочник ВМФ • Военные корабли того же периода • ВМФ России/СССР
Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет и книги В.В. Костриченко, В.Е.Кузьмичёв «Пистолет у виска империализма», Москва, 2006.