Характеристики больших десантных кораблей проекта 775

Большие десантные корабли проекта 775
Страна: СССР
Тип: Большой десантный корабль
Дата выпуска: 1974 г.
Водоизмещение:Стандартное: 3450 тонн, полное: 4080 тонн
Длинна: 112,5 м
Ширина: 15 м
Осадка: 3,7 м
Бронирование: Нет
Экипаж: 98 человек
Силовая установка: 2х дизеля «Згода-Зульцер» 16ZVB40/48, по 9600 (по 10500 у 775М)
Дальность хода: 6000 миль
Максимальная скорость: 17,8 узлов
Вооружение:2х 57-мм АК-725, 2х 122-мм установки НУРС МС-73 "Град-М", 2х 45-мм 21КМ (БДК-11, БДК-67). На 775М в дополнении к этому стоят 1х 76-мм АК-76М и 2х 30-мм АК-630М
Авиагруппа:Нет. Способен перевозить до 10 танков и 340 человек личного состава.

История появления и проектирования десантных судов проекта 775

Теория применения морского десанта в СССР предполагала 3 типа десантных судов:

  • Большие десантные корабли (БДК), для перевозки и десантирования батальона морской пехоты с боевыми машинами.
  • Средние десантные корабли (СДК), обеспечивающие боевые действия роты морской пехоты.
  • Малые десантные корабли (МДК), обеспечивающие боевые действия взвода морской пехоты.

К началу 1970-х в составе флота имелись БДК (проекта 1171) и МДК (проект 106 и 106К), а вот с СДК вышла накладка — существующие суда проектов 770, 771 и 773 выполнить возложенные на них задачи были не способны и их требовалось заменить.

В 1968 г. по указанию главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова начинаются работы по заданию на проектирование нового СДК. Серия получила индекс «проект 775» и должна была стать первой серией десантных кораблей специальной постройки — до этого для целей высадки десанта использовались в основном переделанные сухогрузы.

Большой десантный корабль проекта 775

Большой десантный корабль проекта 775

Проектирование и постройку новых кораблей было решено осуществить в Польше на основе мощностей предприятия «Северная верфь» («Stocznіa Polnocna») в г. Гданьске. Руководителем проекта был инженер-кораблестроитель О. Высоцкий. Наблюдение за ходом работ от СССР осуществляли группы специалистов от ВМФ под руководством капитана 1 ранга Б.М. Моложожникова, затем инженера кораблестроителя М.И. Рыбникова и главного представителя заказчика под руководством инженера Л.В. Луговина.

Уже в ходе проектных работ разрабатываемый средний десантный корабль из-за постоянного роста водоизмещения, бsk переквалифицирован в большой десантный корабль. Серийная постройка кораблей была организована на том же предприятии под руководством польского инженера Б. Стандуры.

Конструкция и серийная постройка десантных судов проекта 775

Первый корабль проекта 775, заложенный как СДК-47, был введен в состав флота 1 июля 1974 г. под названием БДК-47. Всего было построено 25 кораблей данного проекта.

В составе первой серии в период с 1975 по 1985 г. было построено 12 кораблей. Вторая серия состоящая из 16 кораблей строилась в период с 1985 по 1992 г., причем три последних корабля строились по доработанному проекту (проект 775М) и отличались от других кораблей составом вооружения  и радиолокационным оборудованием. Строительство третьей серии не было даже начато в связи с развалом СССР. В настоящее время практически все БДК проекта 775 выведены из состава флота.



Десантный корабль проекта 775 это многопалубное, плоскодонное судно океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По всей длине корабля проходит танковая палуба, в носовой части судна размещена аппарель для спуска на сушу техники и пехотинцев, а на корме — кормовой лацпорт для выгрузки и загрузки плавающей техники.

Выгрузка техники с БДК проекта 775

Выгрузка техники с БДК проекта 775

Также БДК проекта 775 могут использоваться для постановки минных заграждений, а также для перевозки морем различных грузов и пассажиров.

Применение десантных судов проекта 775

  • 1986 г. БДК проекта 775 приняли участие в эвакуации граждан СССР из Аденского порта в связи с гражданской войной в Южном Йемене.
  • В 1991 г. БДК участвовали в эвакуации советских граждан из Эфиопии.
  • В августе 1999 г. 5 кораблей этого проекта доставили и высадили в районе порта г. Салоники несколько подразделений со штатной техникой  российского миротворческого контингента на территории Югославии.
  • В августе 2008 г. в ходе российско-грузинского конфликта БДК Черноморского флота «Ямал» (БДК-67 проект 775) и «Саратов» (проект 1171) высадили в районе грузинского порта Поти подразделения морской пехоты.

 


источник: компиляция по материалам находящимся в свободном доступе сети интернет