Сайт рекомендован для аудитории 16+

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64



«Краткая справка: Советский лёгкий полноприводной бронеавтомобиль БА-64 на базе ГАЗ-64. История создания, особенности конструкции, опыт боевого применения»

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64

Проектирование бронеавтомобиля БА-64 началось 17 июля 1941 года, осенью собрали прототип, а в январе 1942 года начали предварительные испытания. В марте 1942 года, после внесения доработок в конструкцию, бронеавтомобиль БА-64 был принят на вооружение и запущен в производство. В качестве базы для броневика использовался автомобиль ГАЗ-64.

БА-64 во многом был первым, по своему, броневиком «нового поколения», выгодно отличавшийся от устаревших ФАИ и БА-20. Был первым советским бронеавтомобилем с колесной формулой 4х4 и бронестёклами. Благодаря мощному двигателю он отличался очень хорошей проходимостью, преодолевал броды до 0,9 м, а также различные ямы и траншеи.

Основные претензии к существующим броневикам БА-20, были как не странно, не из-за слабой брони, а скорее из-за нерациональной компоновки — машина была крупной, заброневое пространство использовалось не эффективно. При создании БА-64 решено было в первую очередь избавиться от этих недостатков.

Конструкторы завода ГАЗ, во главе с В.А. Грачевым, решили создавать бронекорпус новой машины с предельно малым забронированным объемом, по длине незначительно выступающий за торцы рамы, с последовательной посадкой экипажа (2 человека) по оси машины — впереди водитель, за ним — стрелок-командир. Из-за обратного наклона нижних бронелистов ширина дна корпуса была мала и иного решения не допускала. Впоследствии, в начале октября 1941 г., компоновщикам пришлось сделать и следующий, тоже нелегкий шаг — надвинуть посадочное место водителя буквально на двигатель, посадив его «верхом» на коробку передач. Только так решался вопрос с размещением экипажа, пулеметной башни приемлемых размеров и бензобака в кормовой части корпуса, наименее поражаемой в бою.

По своей бронезащите БА-64 существенно превосходил все отечественные довоенные бронеавтомобили.

Конструкция бронеавтомобиля БА-64

Корпус броневика сваривался из катаных броневых листов, которым были приданы рациональные углы наклона. Граненая башня машины была не вращающейся, открытой сверху и прикручивалась к корпусу болтами. В амбразуре башни размещался пулемет ДТ,  из которого можно было вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.

Вход в машину водителя производился через две откидные двери, закрывающие с перекрытием (от попадания брызг свинца) трапециевидные люки в нижних боковых листах корпуса, благодаря чему верхние боковые листы, более ответственные по бронезащите, не ослаблялись вырезами. Стрелок-командир попадал внутрь машины чаще всего через верхний люк башни. В ней же он постоянно и находился на марше, стоя на сидении. Запасной (десантный) люк в полу для аварийного выхода экипажа вниз отсутствовал.



Мотоотсек размещался в передней низкой части корпуса. Он имел жесткий, со всех сторон замкнутый объем, ослабленный только верхним люком с откидывающейся (вверх-назад) бронекрышкой. В средней части крышки люка, был козырек регулируемого воздухопритока для продувки и дополнительного охлаждения мотоотсека. На серийных машинах для улучшения защиты радиатора лобовой лист выполнен цельным, с большим наклоном к вертикали и с хорошей пулестойкостью, а жалюзи притока воздуха двигателя сохранены только в нижней лобовой части. Они состояли из взаимно перекрывавших друг друга с передней проекции 4 широких броневых пластин толщиной 6 мм.

Корпус обеспечивал надежную защиту от поражения не бронебойными пулями нормального калибра всех мест с любых дистанций и курсовых углов, бронебойными пулями — боевого отделения с любой дистанции, крупнокалиберными пулями — лобовой части боевого отделения со всех дистанций, остальных лобовых листов — от 500 м, а также от крупных осколков мин и гранат. Бронебойными крупнокалиберными пулями лоб не пробивался с дистанции от 800 м.

Полноповоротная башня БА-64 крепилась к вертикальной оси, вращавшейся в подшипниках конусной колонки, сваренной из тонкостенного листа. Колонка крепилась к полу корпуса по центру башенного отверстия — все, как на немецком Sd.Kfz.221. Ввиду некоторой нежесткости такого поворотного устройства, снижающей точность стрельбы из пулемета, позже на крыше корпуса были установлены четыре дополнительных равнорасположенных опорных ролика, на которые башня опиралась своим нижним фланцем.
Башня поворачивалась стрелком вручную без применения специальных шестеренных механизмов и могла стопориться в любом положении рукояткой тормоза. В походном положении башня жестко фиксировалась от поворота специальным стопором. Сидение стрелка мотоциклетного типа могло регулироваться по высоте путем перемещения вдоль трубы, в свою очередь прикрепленной к головке оси башни, и фиксироваться зажимом.Иногда стрелок сидел просто на брезентовых лямках, прикрепленных к бортам башни.
Башня крыши не имела и для защиты от ручных гранат вначале, на машинах апрельского — майского выпуска 1942 года, накрывалась, двумя сетчатыми рамами, откидывающимися по сторонам. Сетки оказались неудобными и с лета того же года не ставились. Для защиты от осадков верх люк закрывался брезентом, а пулемет зачехлялся.

 

Бронеавтомобиль БА-64 имел пулестойкие шины.

Чертеж бронеавтомобиля БА-64

Чертеж бронеавтомобиля БА-64

Основные модификации бронеавтомобиля БА-64

БА-64 (1942 г.) — в качестве базы использовался ГАЗ-64 с шириной колеи 1240 мм.

БА-64Б (1943 г.) — в качестве базы использовался ГАЗ-67 с шириной колеи 1446 мм. Позднее под этим же индексом планировалось выпускать штабной вариант (без башни), а также безрамный вариант — отдельных наименований эти модификации не имели.

БА-64Б/Г (Выксинского  и Горьковского завода) — бронеавтомобиль с возможностью железнодорожного хода. Первый вариант предполагал металлические колеса с ребордами (т.е. только ЖД вариант), второй был смешанный, включающий кроме обычных автомобильных колес, ещё и 4 опускаемых и поднимаемых ролика с ребордами, спереди и сзади машины, удерживавшими ее на рельсах. Серийно не строился ни один.

БА-64З (январь 1943 г.) — зимний вариант  с цепным лыжно-гусеничным движителем вместо задних колес. На снегу чувствовал себя прекрасно, однако имел малый запас хода и на вооружение его не приняли.

БА-64Е (март 1943 г.) — десантный, безбашенный вариант бронеавтомобиля с проделанными в корме дверьми для посадки и высадки десанта. Вмещал всего до 4-х бойцов, не имел вооружения, испытаний не прошел. Построено 11 машин.

Характеристики лёгкого бронеавтомобиля БА-64

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64
Страна: СССР
Тип: Лёгкий бронеавтомобиль (4×4)
Дата выпуска: 1942 г.
Длинна: 3,66 м
Ширина: 1,53 м
Высота: 1,9 м
Броня, лоб: 6-12 мм
Броня, борт: 6—9 мм
Броня, башня: 9 мм
Экипаж: 2 чел.
Двигатель: ГАЗ-ММ, 50 л.с.
Дальность хода: 80 км/ч
Максимальная скорость: 560 км
Масса:2360 кг
Вооружение:1× 7,62-мм пулемет ДТ

Применение и дальнейшая эксплуатация бронеавтомобиля БА-64

Производство БА-64, а позднее БА-64Б продолжалось до 1946 года, за это время было выпущено 9110 броневиков (3901 — БА-64, 5209 — БА-64Б).

С мая 1942 года в возрастающих количествах БА-64 стали направляться в действующую армию. До конца года выпустили 2486 машин, из них с рацией — 716. Летом они уже принимали участие в боевых операциях Брянского и Воронежского фронтов, а позднее — и под Сталинградом. Широко применяли эти машины офицеры связи как надежное средство передвижения в боевой обстановке. Для высококвалифицированной подготовки экипажей БА-64 еще в начале 1942 года в Выксе был сформирован учебный автобронетанковый полк — 46 ОУАБП, командир — инженер-капитан Сдобнов.

Учебные трехвзводные роты после обучения отправились оттуда в состав батальонов управления, охранных, связи, конвойных, в разведотряды и десантные группы. Применялись они для действий из засад, охраны дорог и тыловых коммуникаций, а также в кавалерийских частях и воздушно-десантных войсках. Были новые формирования, полностью укомплектованные только бронеавтомобилями БА-64. Использовались они и как бронированные тягачи для 45-мм противотанковых пушек, всегда действующих на переднем крае под обстрелом противника.

Стоит отметить, что при общих недостатках (слабое вооружение, тесное боевое отделение), машина все-таки заслужила ни мало лестных эпитетов от бойцов во время Великой Отечественной войны. БА-64 был универсальной бронемашиной, успешно применяемый и как разведчик и как машина поддержки огнем, и как машина сопровождения автоколонн. Сам тот факт, что этот бронеавтомобиль прошел всю войну (чего, например, нельзя сказать даже о легких танках), участвовал в штурме Берлина и оставался на вооружении даже после окончания войны, говорит исключительно в её пользу.

БА-64 поставлялись в страны Варшавского Договора, Китай и Северную Корею. В ГДР выпускался свой вариант этого бронеавтомобиля под маркой SK-1 (увеличенный корпус, измененная ходовая). На вооружении Советской Армии машины оставались до 1953 года, но уже в качестве учебных.


Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии