[snip text=»Краткая справка: Советский лёгкий полноприводной бронеавтомобиль БА-64 на базе ГАЗ-64. История создания, особенности конструкции, опыт боевого применения»]
Проектирование бронеавтомобиля БА-64 началось 17 июля 1941 года, осенью собрали прототип, а в январе 1942 года начали предварительные испытания. В марте 1942 года, после внесения доработок в конструкцию, бронеавтомобиль БА-64 был принят на вооружение и запущен в производство. В качестве базы для броневика использовался автомобиль ГАЗ-64.
БА-64 во многом был первым, по своему, броневиком «нового поколения», выгодно отличавшийся от устаревших ФАИ и БА-20. Был первым советским бронеавтомобилем с колесной формулой 4х4 и бронестёклами. Благодаря мощному двигателю он отличался очень хорошей проходимостью, преодолевал броды до 0,9 м, а также различные ямы и траншеи.
Основные претензии к существующим броневикам БА-20, были как не странно, не из-за слабой брони, а скорее из-за нерациональной компоновки — машина была крупной, заброневое пространство использовалось не эффективно. При создании БА-64 решено было в первую очередь избавиться от этих недостатков.
Конструкторы завода ГАЗ, во главе с В.А. Грачевым, решили создавать бронекорпус новой машины с предельно малым забронированным объемом, по длине незначительно выступающий за торцы рамы, с последовательной посадкой экипажа (2 человека) по оси машины — впереди водитель, за ним — стрелок-командир. Из-за обратного наклона нижних бронелистов ширина дна корпуса была мала и иного решения не допускала. Впоследствии, в начале октября 1941 г., компоновщикам пришлось сделать и следующий, тоже нелегкий шаг — надвинуть посадочное место водителя буквально на двигатель, посадив его «верхом» на коробку передач. Только так решался вопрос с размещением экипажа, пулеметной башни приемлемых размеров и бензобака в кормовой части корпуса, наименее поражаемой в бою.
По своей бронезащите БА-64 существенно превосходил все отечественные довоенные бронеавтомобили.
Содержание
Конструкция бронеавтомобиля БА-64
Корпус броневика сваривался из катаных броневых листов, которым были приданы рациональные углы наклона. Граненая башня машины была не вращающейся, открытой сверху и прикручивалась к корпусу болтами. В амбразуре башни размещался пулемет ДТ, из которого можно было вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.
Вход в машину водителя производился через две откидные двери, закрывающие с перекрытием (от попадания брызг свинца) трапециевидные люки в нижних боковых листах корпуса, благодаря чему верхние боковые листы, более ответственные по бронезащите, не ослаблялись вырезами. Стрелок-командир попадал внутрь машины чаще всего через верхний люк башни. В ней же он постоянно и находился на марше, стоя на сидении. Запасной (десантный) люк в полу для аварийного выхода экипажа вниз отсутствовал.
Мотоотсек размещался в передней низкой части корпуса. Он имел жесткий, со всех сторон замкнутый объем, ослабленный только верхним люком с откидывающейся (вверх-назад) бронекрышкой. В средней части крышки люка, был козырек регулируемого воздухопритока для продувки и дополнительного охлаждения мотоотсека. На серийных машинах для улучшения защиты радиатора лобовой лист выполнен цельным, с большим наклоном к вертикали и с хорошей пулестойкостью, а жалюзи притока воздуха двигателя сохранены только в нижней лобовой части. Они состояли из взаимно перекрывавших друг друга с передней проекции 4 широких броневых пластин толщиной 6 мм.
Корпус обеспечивал надежную защиту от поражения не бронебойными пулями нормального калибра всех мест с любых дистанций и курсовых углов, бронебойными пулями — боевого отделения с любой дистанции, крупнокалиберными пулями — лобовой части боевого отделения со всех дистанций, остальных лобовых листов — от 500 м, а также от крупных осколков мин и гранат. Бронебойными крупнокалиберными пулями лоб не пробивался с дистанции от 800 м.
Бронеавтомобиль БА-64 имел пулестойкие шины.
Основные модификации бронеавтомобиля БА-64
БА-64 (1942 г.) — в качестве базы использовался ГАЗ-64 с шириной колеи 1240 мм.
БА-64Б (1943 г.) — в качестве базы использовался ГАЗ-67 с шириной колеи 1446 мм. Позднее под этим же индексом планировалось выпускать штабной вариант (без башни), а также безрамный вариант — отдельных наименований эти модификации не имели.
БА-64Б/Г (Выксинского и Горьковского завода) — бронеавтомобиль с возможностью железнодорожного хода. Первый вариант предполагал металлические колеса с ребордами (т.е. только ЖД вариант), второй был смешанный, включающий кроме обычных автомобильных колес, ещё и 4 опускаемых и поднимаемых ролика с ребордами, спереди и сзади машины, удерживавшими ее на рельсах. Серийно не строился ни один.
БА-64З (январь 1943 г.) — зимний вариант с цепным лыжно-гусеничным движителем вместо задних колес. На снегу чувствовал себя прекрасно, однако имел малый запас хода и на вооружение его не приняли.
БА-64Е (март 1943 г.) — десантный, безбашенный вариант бронеавтомобиля с проделанными в корме дверьми для посадки и высадки десанта. Вмещал всего до 4-х бойцов, не имел вооружения, испытаний не прошел. Построено 11 машин.
Характеристики лёгкого бронеавтомобиля БА-64 |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Лёгкий бронеавтомобиль (4×4) |
Дата выпуска: | 1942 г. |
Длинна: | 3,66 м |
Ширина: | 1,53 м |
Высота: | 1,9 м |
Броня, лоб: | 6-12 мм |
Броня, борт: | 6—9 мм |
Броня, башня: | 9 мм |
Экипаж: | 2 чел. |
Двигатель: | ГАЗ-ММ, 50 л.с. |
Дальность хода: | 80 км/ч |
Максимальная скорость: | 560 км |
Масса: | 2360 кг |
Вооружение: | 1× 7,62-мм пулемет ДТ |
Применение и дальнейшая эксплуатация бронеавтомобиля БА-64
Производство БА-64, а позднее БА-64Б продолжалось до 1946 года, за это время было выпущено 9110 броневиков (3901 — БА-64, 5209 — БА-64Б).
С мая 1942 года в возрастающих количествах БА-64 стали направляться в действующую армию. До конца года выпустили 2486 машин, из них с рацией — 716. Летом они уже принимали участие в боевых операциях Брянского и Воронежского фронтов, а позднее — и под Сталинградом. Широко применяли эти машины офицеры связи как надежное средство передвижения в боевой обстановке. Для высококвалифицированной подготовки экипажей БА-64 еще в начале 1942 года в Выксе был сформирован учебный автобронетанковый полк — 46 ОУАБП, командир — инженер-капитан Сдобнов.
Учебные трехвзводные роты после обучения отправились оттуда в состав батальонов управления, охранных, связи, конвойных, в разведотряды и десантные группы. Применялись они для действий из засад, охраны дорог и тыловых коммуникаций, а также в кавалерийских частях и воздушно-десантных войсках. Были новые формирования, полностью укомплектованные только бронеавтомобилями БА-64. Использовались они и как бронированные тягачи для 45-мм противотанковых пушек, всегда действующих на переднем крае под обстрелом противника.
Стоит отметить, что при общих недостатках (слабое вооружение, тесное боевое отделение), машина все-таки заслужила ни мало лестных эпитетов от бойцов во время Великой Отечественной войны. БА-64 был универсальной бронемашиной, успешно применяемый и как разведчик и как машина поддержки огнем, и как машина сопровождения автоколонн. Сам тот факт, что этот бронеавтомобиль прошел всю войну (чего, например, нельзя сказать даже о легких танках), участвовал в штурме Берлина и оставался на вооружении даже после окончания войны, говорит исключительно в её пользу.
БА-64 поставлялись в страны Варшавского Договора, Китай и Северную Корею. В ГДР выпускался свой вариант этого бронеавтомобиля под маркой SK-1 (увеличенный корпус, измененная ходовая). На вооружении Советской Армии машины оставались до 1953 года, но уже в качестве учебных.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»