История создания САУ ЗиС-41
1-го июля 1941 года вышло срочное распоряжение наркома вооружения СССР Д.Ф.Устинова о необходимости в кратчайшие сроки и с наименьшим напряжением промышленности изготовить значительное количество противотанковых и зенитных САУ, причем как можно более простых и дешевых. Сроки были установлены предельно сжатые, фактически на разработку нового самоходного артиллерийского орудия отводилось чуть более двух недель – 15 июля конструкторские бюро уже должны были представить готовые проекты.
Учитывая обстоятельства, в качестве платформы будущей САУ, было рекомендовано обратить внимание в первую очередь на уже освоенные промышленностью грузовые автомобили и трактора. Данную задачу поручили сразу нескольким предприятиям:
- КБ завода №92 проектировало САУ с 57-мм пушкой.
- КБ завода №8 проектировало противотанковую САУ с 85-мм пушкой (а также зенитную самоходку с 85-мм пушкой).
- КБ завода № 4 проектировало на самоходном шасси 37-мм пушку.
Завод №92, правда с отставанием от графика, изготовил два прототипа – на базе артиллерийского тягача Т-20 “Комсомолец” и трехосного грузовика ГАЗ-ААА. Главным конструктором проекта был Н.Ф.Муравьев. В качестве основной артсистемы выбрали 57-мм противотанковую пушку ЗИС-2. Обе машины, названные, соответственно, ЗиС-30 и ЗиС-31, были изготовлены и в августе прошли цикл испытаний. Гусеничный ЗиС-30 показал себя намного лучше колесного собрата, но производство Т-20 к концу лета было свернуто, и дальше нескольких пробных машин, дело не пошло.
К октябрю 1941 команда Н.Ф.Муравьева подготовила новый проект – полугусеничный грузовик повышенной проходимости ЗиС-42, после установки на его платформе 57-мм противотанковой пушки и бронировании кабины получил индекс ЗиС-41 и уже в ноябре 1941 года прошел заводские испытания. Машина могла не только использоваться в качестве легкой САУ, но и выполнять роль тягача для 122-мм гаубицы М-30, однако в этом варианте, итак уже перегруженный двигатель быстро перегревался и требовались некоторые доработки по улучшению системы охлаждения.
По характеристикам ЗиС-41 не уступал прародителю — ЗиС-30, однако не смотря на успешное прохождение испытаний, в серию легкая САУ на базе полугусеничного грузовика не пошла. Главной причиной послужила эвакуация боеприпасного завода за Урал, а также отсутствие необходимого количества стволов и шасси – на фронте не хватало и простых тягачей для орудий, что уж говорить о бронированных автомобилях. В конце ноября 1941 года все работы по ЗиС-41 были прекращены.
Производство колесно-гусеничной САУ ЗиС-41
Проект «ожил» спустя несколько месяцев. 13.03.1942 года ЗИС-41 прибыл на Гороховецкий артиллерийский научно-испытательный полигон для прохождения более серьезных испытаний, проводившихся по личному указанию заместителя наркома обороны Воронова и начальника главного артиллерийского управления Красной Армии генерал-полковника Яковлева. Испытания затянулись и длились с 24.04.1942 по 04.07.1942 года. Их итог оказался неутешительным для САУ ЗИС-41 – ни о каком серийном производстве уже не велось и речи.
Единственный образец советской самоходки на полугусеничном шасси, лишился вооружения и использовался в дальнейшем, в качестве бронированного транспортера-тягача.
Испытания отмечали самые очевидные изъяны ПТ САУ ЗИС-41:
- По сравнению с полевым образцом противотанковой пушки 57-мм ЗИС-2, точность ведения огня с платформы ЗИС-41 была низкой даже в неподвижном положении. О стрельбе с ходу никто и не говорил.
- Двигатель все также грелся, и в лучшем случае ЗИС-41 мог двигаться только «короткими перебежками».
Конструкция машины не предусматривала укладки снарядов, а кабина водителя больше напоминала пыточную камеру, в которой можно было находится только скрючившись.