Характеристики артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец»

Легкий артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Страна: СССР
Тип: Легкий артиллерийский тягач
Дата выпуска: 1936 год
Длинна: 3450 мм
Ширина: 1859 мм
Высота: высота по кабине - 1580 мм, по тенту - 2230 мм
Броня, лоб: Нет
Броня, борт: Корпус тягача изготовлен из катаных броневых листов толщиной 7-10 мм
Броня, башня: Нет
Экипаж: 1 человек (мест в кабине: 2, мест в кузове: 6)
Двигатель: 50-52 л.с. при 2800 об./мин
Дальность хода: 152 км (с прицепом)
Максимальная скорость: 47,5 км/ч по шоссе
Масса:Собственная 3460 кг + 500 кг груза в кузове + до 2000 кг на прицепе
Вооружение:курсовой 7,62-мм пулемет ДТ

Легкий полубронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» разработан в конце 1936 года под руководством главного конструктора завода № 37 Николая Александровича Астрова с использованием узлов и агрегатов малого плавающего танка Т-38 и грузового автомобиля ГАЗ-АА.

Машина была встречена войсками очень хорошо и широко использовалась частями Красной Армии до конца Великой Отечественной войны для буксировки 45-мм противотанковых и 76-мм полковых пушек.

Служба тягача Т-20 «Комсомолец»

Главное преимущество тягача Т-20 «Комсомолец» состояло в том, что его корпус был изготовлен из катаных броневых листов толщиной 7-10 мм, соединенных с помощью электросварки и заклепок.

Гусеничный движитель и наличие броневой защиты позволяли использовать тягач непосредственно на поле боя, благодаря чему артиллерийские батареи могли быстро менять огневые позиции, нередко находясь под ружейно-пулеметным огнем.

При необходимости тягач мог использоваться и как танкетка, благо 7,62-мм пулемет ДТ присутствовал на машине уже в «штатной» комплектации. В начале войны конструкторским бюро Василия Гавриловича Грабина на базе тягача была разработана противотанковая артиллерийская самоходная установка, вооруженная 57-мм пушкой. Под обозначением ЗИС-30 около ста этих установок использовались в артиллерийских противотанковых батареях танковых бригад.

Тягач Т-20 "комсомолец" с 57-мм пушкой. Больше известен как ЗИС-30

Тягач Т-20 «комсомолец» с 57-мм пушкой. Больше известен как ЗИС-30

Устройство тягача Т-20 «Комсомолец»

В расположенной в передней части тягача бронированной кабине находились места командира расчета и механика-водителя. За кабиной располагалось закрытое бронекапотом моторное отделение, над которым находились два продольных сиденья для шести человек расчета артиллерийского орудия.

Гусеничный движитель на борт, состоял из мелкозвенчатой гусеничной цепи с открытым шарниром и цевочным зацеплением, четырех одинарных опорных катков малого диаметра, двух одинарных поддерживающих катков направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения и расположенного впереди ведущего колеса.



Тягач Т-20 "Комсомолец" с тентом

Тягач Т-20 «Комсомолец» с тентом

Зависимая подвеска тягача включала по две балансирные тележки на борт с листовыми полуэллиптическими рессорами.

С 1937 года до окончания производства в 1941 году было изготовлено 7780 тягачей «Комсомолец».

Источник: Легкий артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»