Сайт рекомендован для аудитории 16+

Крейсер Аврора в легендах и фактах



Крейсер Аврора в 1916 году

Крейсер Аврора в 1916 году

Про крейсер «Аврора» в нашей стране слышал, наверное, каждый, и хотя бы в общих чертах сможет изложить краткую историю этого легендарного судна — стрелял по Зимнему дворцу (правда не все уже могут назвать причину — зачем стрелял), был превращен сперва в мемориал Революции, а потом и вовсе в музей — достопримечательность Санкт-Петербурга. Однако, на долю этого старого корабля выпала такая интересная и парадоксальная судьба, что на отдельных эпизодах его жизни стоит остановиться подробнее.

Началось все заурядно — спущенный на воду в 1900 году, «Аврора» была замыкающей в серии т.н. «богинь русского флота» — годом ранее уже были почти достроены её «систершипы» — «Паллада» и «Диана». По замыслу, эти крейсеры должны были стать «истребителями торгового флота» в случае войны, однако на деле, были весьма и весьма далеки от идеала. Настолько далеки, что даже шутка родилась, мол, от обычного океанского парохода «Аврора» отличается только низкой скоростью и некоторым количеством шестидюймовых  орудий. Кто мог знать тогда, что скромный по всем параметрам крейсер пройдет через три войны, две из которых будут мировыми, и отметит свой столетний юбилей одним из всего лишь двух сохранившихся в мире боевых кораблей своей эпохи!

Аврора в Маниле, после Цусимского сражения

«Аврора» в Маниле, после Цусимского сражения

А может быть и не так плох был проект крейсера? 1905 год был отмечен поворотной точкой для господства России в море — во время русско-японской войны на Дальнем Востоке, в ходе Цусимского Сражения, погибла практически в полном составе 2-ая Тихоокеанская эскадра. В числе немногих судов избежавших гибели был и скромный крейсер «Аврора», ушедший в филлипинский порт Манила. Тогда имя «Авроры» впервые попало на страницы газет — но не благодаря чудесному спасению, а из-за успешного испытания в военно-полевых условиях рентгеновской установки, применение которой спасло несколько жизней раненых.

Снова заговорили о «Авроре» в 1911 году — в феврале, крейсер с мирным визитом, а вернее почетной миссией прибыл в итальянский порт Мессина для получения особую золотую медаль, присужденную экипажам русских боевых кораблей за героизм в ликвидации последствий разрушительного землетрясения 1908 года. И надо же было так случиться, что именно в день прихода корабля, в городе случился сильнейший пожар. Естественно авроровцы приняли в его тушении активное участие, и с тех пор в глазах мессинцев русские моряки стали стойко ассоциироваться с ликвидаций стихийных бедствий.

Когда мы говорим о Октябрьской Революции 1917 года, то образ «Авроры» встает из памяти сам собой — ведь именно её выстрел послужил сигналом к началу штурма Зимнего Дворца. Однако, на месте крейсера мог оказаться вообще любой корабль, ведь «Аврора» изначально появилась у Николаевского моста (ныне мост Лейтенанта Шмидта) только для того, чтобы не допустить его захвата силами, верными Временному правительству. Да и то, только по той причине, что оказалась неподалеку и имела осадку, позволявшую ей безопасно пройти по Неве.

Аврора проходит ремонт, 1923 год. Уже тогда корабль имел весьма солидный для крейсера возраст

Аврора проходит ремонт, 1923 год. Уже тогда корабль имел весьма солидный для крейсера возраст

Интересно, что за штурвалом крейсера в этот момент находился Николай Адольфович Эриксон — командир корабля и убежденный анти-большевик. Он наотрез отказался командовать судном, но видя неумелые попытки экипажа провести судно по фарватеру, и опасаясь более за любимый корабль, сам встал у штурвала и повел «Аврору».
Тот самый выстрел прогремевший из носового орудия крейсера был холостым, чтобы не говорили любители интриг. А вот то, что после первого выстрела её «шестидюймовки» были заряжены боевыми снарядами и наведены на Зимний Дворец — сущая правда. Окажи охрана Временного Правительства сопротивление пришедшим их арестовывать большевикам, и Зимний дошел бы до наших дней в куда как более плачевном состоянии.



Именно причастность имени «Авроры» к имени Революции спасла корабль и от позорного переименования и от бесславного разбора на металл — как не крути, а 20 лет для крейсера по тем временам, срок уже вполне солидный. Впрочем, к 1939 году ореол славы корабля уже изрядно померк — из «Авроры» сделали плавучую базу для подводных лодок, и она мирно доживала свой век. Вскоре наметился и финал —  16 мая 1941 нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов подписал приказ о присвоении имени»Аврора» одному из новых крейсеров, а это автоматически означало замену старого корабля новым — два судна с одинаковым названием в составе флота существовать не могут. И тут грянула Великая Отечественная война…

Старый крейсер воевал как мог. Его орудия были списаны на берег и образовали батарею «А» (Аврора) защищавшую Ленинград. Сам крейсер был включен в систему ПВО города и ежедневно отражал атаки вражеской авиации. Немцы подошли уже так близко, что теперь их батареи могли бить по «Авроре» — вскоре крейсер лег на грунт, а оставшийся экипаж (кто ранее не был отправлен на фронт) был списан с корабля. Оставалась только боевая вахта — на полузатопленном крейсере, беззащитном и находящемся под обстрелами, они продолжали нести службу. В августе 1943 года немцы артиллерийским огнем сбили на «Авроре» флаг. Немедленно краснофлотец А. И. Волков достал его из воды и вскоре он вновь был поднят на мачте — даже «мертвая» «Аврора» не желала сдаваться врагу. Война для старого крейсера кончилась только со снятием блокады Ленинграда.

Аврору ведут на реставрацию, 1984 год

«Аврору» ведут на реставрацию, 2014 год

В 1946 году «боевая история» крейсера «Аврора» завершилась, причем весьма интересным моментом. Одному легендарному кораблю пришлось сыграть роль другого легендарного корабля — крейсера «Варяг», на съемках одноименного фильма. «Аврору» «загримировали», поставили фальшивую 4-ую трубу, изменили очертания корпуса, а также провели ремонтные работы по удержанию судна на плаву…

В 1984 году «Аврору» поставили на первый крупный ремонт с 1917 года — подводная часть пришла в полную негодность и была срезана подчистую, а на её место поставили «новодел» — сварной корпус. В общем, как принято говорить «Аврора уже не та…», однако, полагаю, никто не станет спорить с тем, что сохранить в первозданном виде нужно, прежде всего, живую память, а не её материальное олицетворение.

Крейсер Аврора - как мы привыкли его видеть

Крейсер Аврора — как мы привыкли его видеть

Значение имеет сам факт того, что на месте вечной стоянки легендарного крейсера у Петровской набережной я вижу «ту самую Аврору», а не то, что скрыто от любопытных глаз под водой.


источник: компиляция статьи Николая Манвелова с дополнениями