Сайт рекомендован для аудитории 16+

Разведывательный самолет Ан-30 (Ан-24ФК)



«Краткая справка: Российский картографический и разведывательный самолет Ан-30 (Ан-24ФК). История создания и особенности конструкции самолета»

Разведывательный самолет Ан-30 (Ан-24ФК)

Разведывательный самолет Ан-30 (Ан-24ФК)

История создания самолета Ан-30

В конце 1960-х г.г. на базе пассажирского самолета Ан-24 был разработан вариант фоторазведывательного самолета, первоначально носившего индекс Ан-24ФК, но впоследствии получившего обозначение Ан-30. В 1967 г. на заводе №49 ОКБ Г.М.Бериева был создан первый прототип, а в августе того же года Ан-30 поднялся в воздух. Испытания прошли довольно быстро, и вскоре Ан-30 был запущен в серийное производство на Киевском авиационном заводе «Труд» (1971г.).

С самого начала предполагалось, что Ан-30 будет выпускаться в двух вариантах — для гражданской и военной службы. Установленный на самолете Ан-30 комплекс навигационной и фотографической аппаратуры позволяет составлять высококачественные топографические карты в масштабах от 1:3000 до 1:200000. При этом, при демонтаже этого оборудования, Ан-30 превращался в самый обычный транспортный самолёт.

Чертеж самолета Ан-30

Чертеж самолета Ан-30

В 1975 году Ан-30 экспонировался на авиасалоне в Ле Бурже во Франции, а в СССР было создано первое специализированное подразделение Ан-30. Начиная с 1981 года, самолёты Ан-30 использовались в Афганистане для визуального наблюдения наведения боевой авиации, фотографирования районов штурмовых ударов до и после огневого воздействия, фотографирования площадок высадки десантов, площадного воздушного картографирования, фотографирования основных коммуникаций, поиска сбитых самолётов. В 1987 году один советский Ан-30 выполнял боевую задачу в небе Анголы. С 1992 года в рамках соглашения «Чистое небо» самолёты Ан-30Б используются для наблюдения за военной деятельностью стан-участниц договора.

Всего за период с 1971 по 1980 г.г. было выпущено 115 (125) самолётов Ан-30 всех модификаций, из которых 23 самолёта были поставлены на экспорт. Кроме СССР состояли на вооружении Афганистана, Болгарии, Вьетнама, Китая, Кубы, Монголии, Румынии и Чехословакии.

Разведывательный самолет Ан-30

Разведывательный самолет Ан-30

Конструкция и модификации самолета Ан-30

Конструкция Ан-30 аналогична Ан-24 самолёту. Отличие заключается в оборудовании и измененной носовой части фюзеляжа, где расположена застеклённая кабина штурмана-аэрофотосъёмщика, в обязанности которого входит составление программы съёмки, контроль за выполнением аэрофотосъёмочных маршрутов и общее руководство аэрофотосъёмочными работами.



Кабина пилотов приподнята над фюзеляжем, в салоне оборудованы рабочие места операторов. Кабины экипажа, штурмана и аэрофотосъёмочная герметичны и оборудованы системой кондиционирования воздуха. Созданы благоприятные условия для экипажа: есть места для отдыха, кухня, туалет.

В полу салона имеется 5 фотолюков для установки АФА в различных комплектациях. В центроплане установлено 6 дополнительных топливных баков общей ёмкостью 1600 л.

В состав специального оборудования Ан-30 входят:

  • доплеровский измеритель угла сноса и путевой скорости ДИСС-ФК
  • автомат программного разворота АРП-2 в комплекте с автопилотом АП-28Л1Ф (всепогодный, для любого времени суток)
  • широкоугольный аэрофотоаппарат АФА41/7,5
  • длиннофокусный аэрофотоаппарат АФА-54/40 для плановой съёмки
  • аэрофотоаппарат АФА 54/50 для перспективной съёмки с обоих бортов самолёта
  • топографический радиовысотомер РВТД-А с фоторегистратором.

Военные модификации также оснащены гиростабилизирующей (независимой от маневров) установкой ТАУ-М, радиодальномерной системой «Лотос», радиовысотомером и электрометеорографом.

Также, на Ан-30Б для защиты от ПЗРК могут устанавливаться 2 контейнера «Веер» с 384 патронами отстрела тепловых ловушек УВ-26.

Характеристики Ан-30 (НАТО: Clank)

Разведывательный самолет Ан-30 (Ан-24ФК)
Страна: СССР
Тип: Разведывательный самолет
Год выпуска: 1967 г.
Экипаж: 5-7 человек
Двигатель: 2х АИ-24ВТ,мощностью 2820 л.с.
Максимальная скорость: 540 км/ч (475 км/ч крейсерская)
Практический потолок: 8300 м
Дальность полета: 2600 км
Масса пустого: 15,95 т
Максимальная взлетная масса: 23 т
Размах крыльев: 29,2 м
Длина: 24,26 м
Высота: 8,32 м
Площадь крыла: 74,98 кв.м.
Вооружение:Нет

Основные модификации:

  • Ан-24ФК — прототип. Первый полёт 21 августа 1967 года.
  • Ан-30А — гражданский фотокартограф. Изготовлено 66 самолётов.
  • Ан-30Б — военный фоторазведчик. На борту несёт фотокамеры: 1 АФП-42/100, 3 АФА-54/50, 1 А-72. Изготовлено 26 самолётов.
  • Ан-30Д «Сибиряк» — дальний, с дополнительными топливными баками и измененным составом оборудования. Как ледовый разведчик, самолет оборудован для ведения работ за полярным кругом.
  • Ан-30М «Метеозащита» — модернизированный, с РЛС «Гроза М-30» установленной под кабиной штурмана. Основное предназначение самолета — искусственное вызывание осадков путём отстрела метеопатронов с гранулированным диоксидом углерода.
  • Ан-30РР — самолет радиационной разведки. Изготовлено 3 самолёта.
Разведывательный самолет Ан-30, вид сбоку

Разведывательный самолет Ан-30, вид сбоку

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в т.ч. по книге Самолёты спецназначения, Шунков В.Н., Харвест, 1999 г.