[snip text=»Бой итальянской подводной лодки и английских эсминцев у острова Перим в Красном море»]
Итальянские подводные лодки в Красном море
Италия вступила во Вторую Мировую войну с весьма боеспособным флотом и на первых порах вполне успешно противостояла английским военно-морским силам на средиземноморском театре боевых действий. Одной из действительно «горячих» точек этого тетра было Красное Море, расположенное далеко от основных баз итальянского флота.
Местные климатические условия были настолько суровы, что не один другой военный флот не рисковал использовать здесь подводные лодки. Этим итальянцы решили воспользоваться в первую очередь — с началом войны в этих водах «прописались» сразу 8 субмарин. В чем-чем, а в своих моряках страна была уверена.
Но там где скрепя зубами, теряя сознание от жара, все-таки несли свою вахту матросы, категорически отказалась работать техника: виной всему была чрезвычайно несовершенная система вентиляции итальянских подлодок. Тепловой удар это только половина беды. Гораздо страшнее отравление ядовитыми парами хлора — неизбежного спутника залива аккумуляторов лодки морской водой, что во время атак случается не так уж и редко. Вентиляция в этом случае в мгновение ока разносила отраву по отсекам.
***
В начале июня 1940 года, в Красном море англичанам удалось без боя захватить одну из итальянских субмарин. Это была подводная лодка «Галилей» (тип «Архимед») — практически «корабль призрак» беспомощно дрейфовавший в надводном положении: почти весь экипаж лодки погиб от отравления ядовитым газом. Противнику досталось все оборудование корабля, а главное — маршруты движения других боевых кораблей в этом районе.
На итальянские субмарины началась настоящая охота, и удача улыбалась англичанам. «По горячим следам» была обнаружена и потоплена подводная лодка «Гальвани» (тип «Брин»), но поиски продолжались. Англичане знали — где-то рядом находилась и «Торичелли» («Эванжелиста Торичелли»), ещё одна лодка того же типа.
***
«Торичелли» ведет бой
Субмарина «Торичелли» приступила к боевому патрулированию в районе южной части Красного моря и Аденского залива, 15 июня 1940 года. Через неделю над кораблем нависла уже хорошо известная на флоте «болезнь» системы охлаждения. Исправить поломку своими силами в море было невозможно, а погружаться лодка не могла. Командир корабля, капитан-лейтенант Сальваторе Пелози принял трудное решение — добираться до ближайшей базы флота в надводном положении.
К рассвету 23 июня «Торричелли» удачно прошла мимо британских патрулей в проливе Перим, однако когда солнце взошло, её засек английский шлюп «Шорхэм». Англичане запросили подкрепление, и вскоре к «Торричелли» шли уже 5 кораблей — 2 шлюпа («Шорхэм» и «Индус») и 3 эсминца («Кандагар», «Хартум» и «Кингстон»).
От одинокого шлюпа лодка ещё могла удрать, но шансы уйти от стаи эсминцев равнялись нулю. Британская «мини-эскадра» имела в распоряжении 18х 120-мм и 4х 102-мм орудия, а итальянская подлодка могла противопоставить этому только 1х 100-мм пушку и 4 пулемета. И ещё решимость своего капитана.
Был поднят боевой флаг и в 05.30 минут по местному времени, единственное орудие «Торричелли» сделало первый выстрел. Англичане открыли ответный огонь, однако, он был на удивление отвратителен — снаряды падали куда угодно, но только не рядом с «Торричелли».
Уже на второй минуте боя выстрел подводников точно поразил «Шорхэм» — шлюп получил серьезные повреждения машинного отделения и вышел из боя. Эсминцы противника наседали, однако их огонь по прежнему был беспорядочен, а вот артиллеристы подводной лодки действовали на редкость хладнокровно: через несколько минут ещё один снаряд с «Торричелли» поразил эсминец «Хартум», вызвал пожар, и вывел из строя торпедный аппарат. В горячке боя англичане не обратили серьезного внимания на это повреждение (зря!). Теперь их суда приблизились настолько , что осыпали субмарину ливнем огня, что называется, «с пистолетной дистанции».
В 06.05 один из 120-мм снарядов достиг цели. Рубка «Торричелли» была повреждена, вышло из строя рулевое управление, отважный капитан был ранен. Не оставляя присутствия духа, он отдал последний приказ: затопить лодку.
Так она и отправилась ко дну — с поднятым флагом, не доставшаяся врагу. Экипаж был поднят эсминцами «Кандагар» и «Кингстон». А сам Сальваторе Пелози на палубе эсминца «Кандагар» услышал от его командира удивительные для недавнего противника слова:
«Хотя нас было пятеро против одного, мы не смогли ни потопить вас, ни захватить, ни заставить сдаться».
Итальянец безусловно был «звездой» вечера — в Адене, куда прибыли британские суда его ждало приглашение на официальный обед и встреча с контр-адмиралом Маррейем, сказавшим:
«Вы отважно сражались в Перимском проливе. Я никак не могу назвать бой британской победой. Даже не считая наших потерь и повреждений, наши корабли расстреляли 700 снарядов и 500 пулеметных патронов, но все-таки не смогли потопить ваш корабль«.
Однако, почти наверняка, сердце подводника больше тронула другая новость: пожар на эсминце «Хартум», вызванный попаданием снаряда с «Торричелли» потушить так и не удалось. Через пару часов, команда была вынуждена оставить судно, которое вскоре взлетело на воздух.
За бой у острова Перим, Сальваторе Пелози был награждён высшей военной наградой Италии — Золотой медалью «За воинскую доблесть».
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
Эта статья входит в группы: • Справочник ВМФ • Военные корабли того же периода • ВМФ Италии