Сайт рекомендован для аудитории 16+

Линкоры типа «Севастополь»



Характеристики линейных кораблей типа «Севастополь»

Линкоры типа «Севастополь»
Страна: Россия
Тип: Линейный корабль
Дата выпуска: заложен: 3 июня 1909 г., сдан флоту в ноябре 1914 г.
Водоизмещение:23 300 тонн / 27060 тонн
Длинна: 181,2 (прочие 184,9) м / 184,9
Ширина: 26,9 м / 35 м
Осадка: 9,1 м / 8,2 м
Бронирование: от 37,5 до 250 мм/от 37,5 до 250 мм
Экипаж: 1220 человек / 1546 человек
Силовая установка: 10 турбин Парсонса. 25 котлов системы Ярроу, 42 000 л.с. / 12х42 паровых котлов, 4х320ТГ электроэнергетических установок, 49 500 л.с.
Дальность хода: 3000 миль / 2700 миль
Максимальная скорость: 24,6 узлов / 22,1 узлов
Вооружение:12х 305 мм, 16х 120 мм, 2х 76,2 мм, 1х 47 мм, 4х 450 мм торпедных аппарата / 12х 305 мм, 16х 120 мм, 6х 76,2 мм, 16х 37-мм, 12х пулеметов ДШК, 4х 450 мм торпедных аппарата
Авиагруппа:Нет / 2 авиаразведчика КР-1

Характеристики приведены для линкора «Севастополь» на момент сдачи флоту. Через дробь указаны характеристики после модернизации в 1940 г («Парижская коммуна»)

Имевшая 4-й по численности флот в мире перед русско-японской войной, Россия за 2 года боевых действий, к 1906 г., осталась практически без флота. Однако появление в 1907 г. британского «Дредноута», открыло новую эру кораблестроения — броненосцы ещё недавно бывшие грозными хозяевами морей, вдруг превратились в технику прошлого века.

По сути, в независимости от количества уже имеющихся кораблей, все державы мира в этот момент оказались в одинаковых условиях — было совершенно ясно, что морскую мощь каждого государства отныне нужно создавать заново.

В таких условиях , в рамках «Малой судостроительной программы» в 1906 г. в России был объявлен конкурс на создание лучшего проекта линейного корабля типа «Дредноут» для Балтийского флота, в котором приняли участие 21 зарубежная судостроительная компания, 6 русских заводов, а также частные лица.

Лучшим был признан проект немецкой фирмы «Блом унд Фосс», однако по политическим причинам был выбран проект Балтийского судостроительного завода (г. Санкт-Петербург), созданного под руководством профессора Морской академии И.Г. Бубнова и известного инженера — кораблестроителя А.Н. Крылова.

Линкор "Полтава" ("Фрунзе")

Линкор «Полтава» («Фрунзе»)

Корабли предполагалось вооружать новыми 12 дюймовыми (305-мм) корабельными орудиями с длиной ствола в 52 калибра, производимых в Санкт-Петербурге на Обуховскм заводе. Орудия размещались по 3 штуки в 4-х башнях, расположенных на одном уровне по всей длине корпуса судна. Проект предполагал бронирование по максимальной площади поверхности корабля, однако за счет этого, общая толщина бронирования оказалась сравнительно небольшой, по сравнению с собратьями по классу.

3 июня 1909 г. на Балтийском заводе была произведена закладка линейных кораблей «Севастополь» и «Петропавловск«, а 16 июня на Новоадмиралтейском заводе были заложены линкоры «Гангут» и «Полтава«. Трем из них предстояла очень длинная жизнь — им предстояло пережить две мировые войны и прослужить сперва Российской Империи, азатем и СССР до 50-х годов 20 века.



Линейный корабль «Севастополь» («Парижская коммуна»)

Линейный корабль «Севастополь» был заложен на Балтийском заводе 3 июня 1909 г., спущен на воду 16 июня 1911 г., и введен в состав Балтийского флота в ноябре 1914 г.

В составе 1 бригады линейных кораблей Балтийского флота, базирующейся на военно-морской базе Гельсингфорс (Хельсинки), принял участие в 1 мировой войне. На стороне красных принял участие в гражданской войне, в частности артиллерийским огнем поддерживал сухопутные части в период обороны Петрограда в 1919 г. В марте 1921 г. команда линейного корабля приняла участие в антибольшевистском восстании, известном в историографии как Кронштадтский мятеж, в ходе которого «Севастополь» обстреливал укрепления форта «Красная горка» и позиции частей РККА в районе городов Ораниенбаум, Сестрорецк и железнодорожных станций на северном побережье Финского залива. После подавления восстания корабль был переименован и стал называться «Парижская коммуна».

В 1929 г. совершил переход на Черное море, где после частичной модернизации стал флагманом Черноморского флота, и единственным линкором. 5 ноября 1933 г. на Севастопольском морском заводе (завод № 4103) начались капитальный ремонт и модернизация линкора, которые проводились по проекту модернизации линейного корабля «Гангут» («Октябрьская революция»). В ходе проведенных работ были усовершенствованы силовая установка, система управления огнем, навигационная аппаратура, аппаратура связи, зенитная артиллерия, были изменены обводы корпуса и надстроек, были демонтированы авиационная катапульта и минно-торпедное вооружение.

Линкор «Парижская коммуна» (бывший «Севастополь») после модернизации

Линкор «Парижская коммуна» (бывший «Севастополь») после модернизации

18 февраля 1938 г. «Севастополь» («Парижская коммуна») был вновь введен в состав Черноморского флота в качестве флагмана. С февраля 1940 г. по апрель 1941 г. проведена очередная модернизация корабля, в ходе которой совершенствовалась силовая установка и система ПВО линкора, корабль лишился авиационного вооружения. Принял участие в Великой Отечественной войне, участвовал в боевых действиях по обороне Севастополя. За период войны корабль совершил 15 боевых походов, 10 артиллерийских стрельб по позициям противника, отразил 21 налет авиации противника. 8 июля 1945 г. «Севастополь» за боевые отличия был награжден орденом Красного Знамени.

В 1953 г. был переформирован в учебный линкор. В 1956 г. выведен из состава флота и передан Севастопольской базе Главчермета для демонтирования.

Линейный корабль «Гангут» («Октябрьская революция»)

Линейный корабль «Гангут» был заложен 16 июня 1909 г. на Новоадмиралтейском заводе г. Санкт-Петербург, 24 сентября 1911 г. спущен на воду, 21 октября 1914 г. введен в состав Балтийского флота.

В числе кораблей 1 бригады линейных кораблей базировался в Гелсингфорсе. Принимал участие в боевых действиях на море в Первую мировую войну. 9 ноября 1918 г. «Гангут перешел в порт Петрограда для постановки на консервацию. Матросы корабля приняли участие в гражданской войне на стороне красных в составе 1 Северного летучего отряда моряков Балтийского флота.

27 июня 1925 г. линкору было присвоено наименование «Октябрьская революция», 23 июля 1926 г. на корабле был поднят военно-морской флаг. 12 сентября 1931 г. корабль прибыл к стенке Балтийского завода (завод № С-1102) для капитального ремонта и модернизации. Работы продолжались до 4 августа 1934 г. Прежние 25 паровых котлов со смешанным отоплением были заменены 12 котлами с нефтяным отоплением, которые разместили в шести котельных отделениях. Были демонтированы не оправдавшие себя турбины крейсерского хода. В результате осуществленных мероприятий мощность на валах гребных винтов возросла с 42 000 до 57 500 л.с. при этом дальность плавания экономическим ходом составила 2500 миль.

линкор "Октябрьская революция"

линкор «Октябрьская революция»

Для повышения мореходности на корабле переделали носовую часть. Линкор получил полубак с новыми клюзами и волноломами. В районе новой надстройки был снят 76 мм броневой пояс, общая длина судна достигла 184, 85 м, а высота борта в носовом перпендикуляре — 15,76 м. Была изменена конструкция основания фок-мачты, что позволило оборудовать там ряд новых помещений, для чего использовали элементы надстройки с линейного корабля «Полтава» (Михаил Фрунзе») .

В рамках модернизации системы управления огнем корабль получил два поста КДП-2-6 и четыре КДП-2-4. Была смонтирована система центральной наводки «Каземат» обр. 1929 г., а прежняя (Гейслера) осталась в качестве запасной. По проекту модернизации линкор получил шесть 76,2 мм зенитных орудий системы Лендера (установленных по три на концевых башнях), и четыре 45 мм зенитных полуавтомата 21-К, впоследствии замененные на 37 мм 11-К, а также четыре счетверенные 7,62 мм зенитные пулеметные установки.

После присоединения прибалтийских республик корабль стал базироваться на базе в Талине. Принял участие в советско-финской войне 1940 г. С началом Великой Отечественной войны летом 1941 г. линкор совершил переход из Талина в ВМБ Кронштадт, а затем и в Ленинград, приняв активное участие в обороне города.

22 июля 1944 г. за боевые отличия линейный корабль был награжден орденом Красного Знамени. За годы войны линкор израсходовал 1140 305 мм снарядов, уничтожив десятки танков, бронемашин, артиллерийских орудий и укрепленных позиций противника. Огнем зенитной артиллерии корабля было сбито 13 и повреждено 3 немецких самолетов. В июле 1954 г. корабль был переформирован в учебный линкор.

В 1956 г. «Гангут» (Октябрьская революция») был исключен из состава Балтийского флота и в 1957 г. передан на базу Главчермета для демонтирования.

Линейный корабль «Петропавловск»

Линейный корабль «Петропавловск» заложен на Балтийском заводе 3 июня 1909 г., спущен на воду 27 августа 1911 г. и введен в состав Балтийского флота 20 декабря 1914 г.

Во время Первой мировой войны базировался на Гельсингфорсе в составе 1 бригады линейных кораблей. В марте 1918 г. корабль совершил переход в ВМБ Кронштадт. Участвовал в гражданской войне на стороне красных. В частности летом 1919 г. участвовал в подавлении мятежа форта «Красная горка» и береговой батареи «Серая лошадь». В марте 1921 команда «Петропавловска» приняла участие в антибольшевистском восстании в Кронштадте. После подавления восстания части экипажа удалось бежать на территорию Финляндии. 31 марта 1921 г. был переименован в «Марат».

Линкор "Октябрьская революция" после модернизации. Отличия от исходного вида заметны невооруженным глазом

Линкор «Октябрьская революция» после модернизации. Отличия от исходного вида заметны невооруженным глазом

Осенью 1928 г. корабль был направлен на Балтийский завод для капитального ремонта и модернизации. Работы продолжались до 6 июня 1931 г. Модернизация проводилась по проекту сходному с проектом модернизации линейного корабля «Октябрьская революция».

В 1939-1940 гг. на линкоре производились испытательные работы с целью отработки технических решений для строящихся новых линейных кораблей типа «Советский Союз». Корабль принял участие в советско-финской войне, в ходе которой артиллерийским огнем разрушал укрепленные позиции противника на островах Финского залива. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда. 23 сентября 1941 г. в результате авиационного налета линкор был серьезно поврежден попаданиями двух 500 кг бомб с пикирующего бомбардировщика Ю-87.

Первая орудийная башня главного калибра была выведена из строя, носовая часть корабля была полностью разрушена. Линейный корабль потерял ход и сел на грунт. До конца блокады Ленинграда линкор использовался в качестве неподвижной огневой точки. 31 мая 1943 г. кораблю было возвращено исконное наименование «Петропавловск».

28 ноября 1950 года линейный корабль был переформирован в несамоходный учебный артиллерийский корабль, при этом получил наименование «Волхов». В 1953 г. судно было передано на предприятие Главчермета для демонтирования.

Линейный корабль «Полтава»

Линейный корабль «Полтава» был заложен 16 июня 1909 г. на Новоадмиралтейском заводе, спущен на воду 27 июня 1911 г. и введен в состав Балтийского флота 4 декабря 1914 г.

Линкор вошел в состав 1 бригады линейных кораблей и базировался на Гельсингфорсе. В период Первой мировой войны в составе бригады участвовал в обороне и патрулировании центральной позиции флота и обеспечивал постановку минных заграждений. В марте 1918 г. «Полтава» совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт, а 24 ноября 1919 г. на корабле в порту случился большой пожар, в результате которого полностью выгорел центральный пост управления артиллерийским огнем.

"Полтава" в походе, Первая мировая война

«Полтава» в походе, Первая мировая война

В условиях гражданской войны было решено корабль не восстанавливать, его вооружение, аппаратуру, узлы и механизмы использовать для ремонта трех однотипных линейных кораблей. Дальше началась чехарда в стиле «быть или не быть».

7 января 1926 г. корабль был переименован и получил новое наименование «Фрунзе». 26 февраля 1926 г. комиссия под председательством замнаркомвоенмора И.С. Уншлихта признала невозможным восстановление линкора в течении ближайших двух лет. 5 августа 1927 г. решают все-таки восстановить «Фрунзе», но денег по прежнему нет и 17 декабря 1928 г. от этой идеи отказываются. Однако 7 октября 1930 г. вновь предложен проект восстановления… и вновь отложен за недостатком средств. Проекты были и потом, однако «Фрунзе» постепенно разбирали по запчастям, две его средние башни «уехали» на дальний восток, и наконец в 1939 году было принято решение о его разборе на металл.

В 1941 г. линкор «Полтава» («Фрунзе») был передан на предприятие Главчермета в Угольной гавани Ленинградского порта. Осенью 1941 г. корабль получил во время буксировки несколько пробоин и затонул. В период с 21 января по 31 мая 1944 г. проводились работы по подъему корпуса линкора, после чего он был передан для разделки на металлолом. Демонтирование корабля было завершено к 1946 г.

Отличное фото, чтобы представить размер орудий "Севастополей". 30-я батарея, г.Севастополь

Отличное фото, чтобы представить размер орудий «Севастополей». 30-я батарея, г.Севастополь

Носовая и кормовая башни главного калибра «Фрунзе» были использованы для восстановления 30 батареи береговой артиллерии ВМБ Севастополь, где они находятся и поныне.

 


источник: компиляция по материалам cris9.narod.ru

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии