Сайт рекомендован для аудитории 16+

Броненосцы и линкоры Балтийского флота (1870-1917 г.г.)



броненосец петр великий (монитор крейсер)

Броненосец «Петр Великий» (бывший «крейсер») — первый балтийский мореходный броненосец. По потенциалу это был лучший (на момент закладки) корабль в классе. Впоследствии корабль был полностью перестроен и использовался как учебное судно.

Монитор «Крейсер»  (индивидуальный проект) зачислен в списки судов флота 24 мая 1869 года. Заложен 11 июля 1870 года. 30 мая 1872 года переименован в «Петр Великий». Спущен на воду 15 августа того же года. С 22 декабря 1873 года — броненосный корабль. Вступил в строй в 1877 году. С 1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец. После капитального ремонта в 1904-1906 годах использовался как учебно-артиллерийский корабль. С1932 года переименован в «Блокшив №4» и использовался как плавучая казарма. Передан для разборки на металл в 1959 году.

Броненосец «Император Александр II»

Броненосец «Император Александр II» выделяется прежде всего куполообразным носовым барбетом (а не башней) и скошенным для стрельбы главным калибром баком. Также корабль имел сразу два подводных торпедных аппарата в носу — мера явно излишняя для броненосца

Броненосец «Император Александр II» (тип «Император Александр II», головной) зачислен в списки судов флота 15 мая 1885 года. Заложен 18 июня того же года. Спущен на воду 14 июля 1887 года. Вступил в строй в 1889 году. С 1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец. С 1907 года — линейный корабль. Использовался как учебно-артиллерийский корабль. 10 мая 1917 года переименован в «Зарю Свободы». Передан для разборки на металл в январе 1922 года.

Эскадренный-броненосец-«Император-Николай-I»-в-Средиземном-море

Хотя оба «императора» построены по одному проекту, «Николай I» был все-таки более совершенным судном. Вместо барбета его 305-мм орудия располагались в полноценной башне, скос бака убрали, зато полуют сделали более массивным.

Броненосец «Император Николай I»  (тип «Император Александр II») зачислен в списки судов флота 27 июня 1886 года. Заложен 12 июля того же года. Спущен на воду 20 мая 1889 года. Вступил в строй в 1891 году. С 1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец. Сдан неприятелю во время Цусимского сражения. Под наименованием «Ики» находился в составе японского флота. В 1915 году потоплен в качестве мишени во время маневров.

балтийский Броненосец «Гангут»

«Гангут» это «уменьшенная» версия броненосца «Николай I», своеобразная попытка создать «карманный линкор».
От прочих балтийских судов он отличался внешне всего одной дымовой трубой.

Броненосец «Гангут» (индивидуальный проект) зачислен в списки судов флота 28 января 1889 года. Заложен 20 мая того же года. Спущен на воду 6 октября 1890 года. С 1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец. Вступил в строй в том же году. Погиб 12 июня 1897 года в районе Транзунда от полученной пробоины.

Броненосец «Наварин» балтийского флота

«Наварин» визуально нельзя было спутать ни с одним другим кораблем Балтийского флота. Сразу 4 дымовые трубы, причем установленные попарно, квадратом, очень низкий борт и очень высокая бронированная цитадель.



Броненосец «Наварин» (индивидуальный проект) зачислен в списки судов флота 19 августа 1889 года. Заложен 19 мая 1890 года. Спущен на воду 8 октября 1891 года. С 1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец. Вступил в строй в 1894 году. Погиб во время Цусимского сражения в ночь на 15 мая 1905 года.

Броненосец «Сисой Великий»

Если сравнить внешне броненосцы «Сисой Великий» и «Наварин» то вы вряд ли увидите в них схожие черты. Однако «Сисой» — именно развитие проекта «Наварин», имеющий с ним одинаковые схемы бронирования и размещения вооружения

Эскадренный броненосец «Сисой Великий» (индивидуальный проект) зачислен в списки судов флота 21 декабря 1891 года. С 1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец. Заложен 7 мая того же года. Спущен на воду 20 мая 1894 года. Вступил в строй в 1896 году. Погиб во время Цусимского сражения 15 мая 1905 года.

балтийский броненосец полтава

«Полтава» и два её систершипа были первыми броненосцами русского флота имеющими внутренний завал бортов в средней части корпуса.
характерная особенность всех трех судов — вентиляционная труба между двумя дымовыми, причем только у «Полтавы» она имеет ту же высоту, что и соседние.

Эскадренный броненосец «Полтава» (тип «Полтава», головной) зачислен в списки судов флота 21 декабря 1891 года. С1 февраля 1892 года—эскадренный броненосец. Заложен 7 мая 1892 года. Спущен на воду 25 октября 1894 года. Вступил в строй в 1897 году. 22 ноября 1904 года потоплен неприятельской артиллерией на рейде Порт-Артура. Поднят японцами и включен в состав флота под наименованием «Танго». Куплен Россией и вторично зачислен в списки судов флота под наименованием «Чесма» (22 марта 1916 года). Передан для разделки на металл в 1924 году.

Броненосец «Петропавловск»

«Петропавловск» изначально проектировался как флагманский корабль, поэтому внутри он отличался от систершипов существеннее, чем снаружи. На судне держал флаг командующий Тихоокеанской эскадры С.О.Макаров, на нем же он принял смерть. Отличительная черта «Петропавловска» — вентиляционная шахта ниже дымовых труб.

Эскадренный броненосец «Петропавловск» (тип «Полтава») зачислен в списки судов флота 21 декабря 1891 года. С 1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец. Заложен 7 мая того же года. Спущен на воду 28 октября 1894 года. Вступил в строй в 1897 году. Погиб, подорвавшись на мине у Порт-Артура 31 марта 1904 года.

Броненосец «Севастополь»

Броненосец «Севастополь» — как можно догадаться, вентиляционная шахта третьего корабля проекта «Полтава» была заметно выше дымовых.

Эскадренный броненосец «Севастополь» (тип «Полтава») зачислен в списки судов флота 21 декабря 1891 года. С 1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец. Заложен 7 мая 1892 года. Спущен на воду 20 мая 1895 года. Вступил в строй в 1898 году. Затоплен экипажем на внешнем рейде Порт-Артура 20 декабря 1904 года.

Эскадренный броненосец «Пересвет»

«Пересвет» и его систершипы не типичные эскадренные броненосцы, а «броненосцы-крейсеры» способные как действовать в составе эскадры, так и крейсировать самостоятельно. К сожалению, слишком медленные и избыточно вооруженные и бронированные для крейсеров, они были недостаточно вооружены и слабо бронированы для боя с броненосцами. Все три «Пересвета» имели курсовое (погонное) орудие, хорошо заметное в носовой части корабля.

Эскадренный броненосец «Пересвет» (тип «Пересвет», головной) зачислен в списки судов флота 3 октября 1895 года. Заложен 9 ноября 1895 года. Спущен на воду 7 мая 1898 года. Вступил в строй в 1901 году. Затонул на рейде Порт-Артура от огня неприятельской артиллерии 24 ноября 1904 года. Поднят и включен в состав японского флота под наименованием «Сагами». Куплен Россией и вторично зачислен в списки судов флота как крейсер (22 марта 1916 года). Подорвался на мине и погиб 22 декабря 1916 года у Порт-Саида.

Эскадренный броненосец «Ослябя»

«Ослябя» конструктивно полностью повторял «Пересвет». «Ослябя» стал первой жертвой Цусимского сражения, выйдя из боя уже через полчаса после его начала. К слову, все три корабля были вооружены не стандартными для броненосцев 305-мм, а 256-мм орудиями.

Эскадренный броненосец «Ослябя» (тип «Пересвет») зачислен в списки судов флота 3 октября 1895 года. Заложен 9 ноября 1895 года. Спущен на воду 27 октября 1898 года. Вступил в строй в 1901 году. Погиб во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года.

тихоокеанская эскадра Эскадренный броненосец «Победа»

«Победа» легко узнаваема по значительно более широкой ходовой рубке.

Эскадренный броненосец «Победа» (тип «Пересвет») зачислен в списки судов флота 11 января 1899 года. Заложен 9 февраля 1899 года. Спущен на воду 11 мая 1900 года. Вступил в строй в 1902 году. Затонул на рейде Порт-Артура от огня неприятельской артиллерии 24 ноября 1904 года. Поднят и под наименованием «Суво» включен в состав японского флота. В 1946 году сдан на слом.

балтийский Эскадренный броненосец «Ретвизан»

«Ретвизан» («Возмездие») строился в Филадельфии (США) по заказу России для Тихого океана, но входил в состав Балтийского флота. Внешне он сильно отличался от других русских броненосцев, прежде всего своими ажурными надстройками.

Эскадренный броненосец «Ретвизан» (индивидуальный проект) зачислен в списки судов флота 11 января 1899 года. Заложен 17 июля 1899 года. Спущен на воду 10 октября 1900 года. Вступил в строй в 1902 году. Затонул на рейде Порт-Артура от огня неприятельской артиллерии 25 ноября 1904 года. Поднят японцами и под наименованием «Хидзен» введен в состав флота. Потоплен в 1924 году при испытаниях авиационных торпед.

Эскадренный броненосец «Цесаревич»

«Цесаревич» — новое слово в конструкции русских броненосцев. Сильно заваленные борта, плавно переходящие в надстройки — характерное влияние французской школы кораблестроения.
На снимке «Цесаревич» запечатлен после возвращения в Россию после интернирования в порту Циндао. Обратите внимание, передняя мачта у судна отсутствует — её не стали восстанавливать после боя в Желтом море.

Эскадренный броненосец «Цесаревич» (индивидуальный проект) зачислен в списки судов флота 11 декабря 1898 года. Заложен 26 июля 1899 года. Спущен на воду 23 февраля 1901 года. Вступил в строй в 1903 году. Участвовал в обороне Порт-Артура. С 27 сентября 1907 года — линейный корабль. 29 марта 1917 года переименован в «Гражданин». В 1924 году передан для разборки на металл.

Эскадренный броненосец «Бородино»

«Бородино» — крупнейшая русская серия броненосцев из 5 единиц. Проект базировался на проекте «Цесаревича» . Хотя все 5 кораблей этого типа похожи с виду, все они имеют небольшие отличия конструкции. На «Бородино» в частности — в средней части корпуса, выполнены срезы для возможности прохода на ют, грузовые стрелы развернуты к трубам, расположены под углом, на трубах установлены дефлекторы с козырьками

Эскадренный броненосец «Бородино» (тип «Бородино») зачислен в списки судов флота 21 декабря 1898 года. Заложен 11 мая 1900 года. Спущен на воду 26 августа 1901 года. Вступил в строй в 1904 году. Погиб во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года.

Эскадренный броненосец «Князь Суворов»

Флагман 2-ой Тихоокеанской эскадры имел ходовую рубку размерами значительно превосходящую рубки других кораблей серии.

Эскадренный броненосец «Князь Суворов»  (тип «Бородино», головной) зачислен в списки судов флота 10 июня 1900 года. Заложен 26 августа 1901 года. Спущен на воду 12 сентября 1902 года. Вступил в строй в 1904 году. Погиб во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года.

Эскадренный броненосец «Император Александр III»

«Александр III» перед отправкой на дальний Восток в традиционной окраске 2-ой Тихоокеанской эскадры (черный борт, желтые трубы с черными полосами) успел перещеголять «в белом». От собратьев его отличают более прямой «профиль» носа, а также положение носового украшение — оно располагалось ниже якорных клюзов

Эскадренный броненосец «Император Александр III» (тип «Бородино») зачислен в списки судов флота 18 августа 1899 года. Заложен 11 мая 1900 года. Спущен на воду 21 июля 1901 года. Вступил в строй в 1903 году. Погиб во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года.

Эскадренный броненосец «Орел»

«Орел» в отличие от «Александра III», напротив, отличается сильно выгнутым носом. Также его грузовые стрелы располагались горизонтально, а на трубах не было дефлекторов.

Эскадренный броненосец «Орел»  (тип «Бородино») зачислен в списки судов флота 22 августа 1899 года. Заложен 20 мая 1900 года. Спущен на воду 6 июля 1902 года. Вступил в строй в 1904 году. Сдан неприятелю в ходе Цусимского сражения. Под наименованием «Ивами» находился в составе японского флота. В 1924 году потоплен во время учений.

Эскадренный броненосец «Слава»

«Слава» опоздала к русско-японской войне и почти сразу же стала считаться устаревшим кораблем… что не помешало ей так блестяще сражаться в Первой Мировой, что кайзер объявил её экипаж своими личными врагами,

Эскадренный броненосец «Слава»  (тип «Бородино») зачислен в списки судов флота 21 апреля 1901 года. Заложен 19 октября 1902 года. Спущен на воду 16 августа 1903 года. Вступил в строй в 1905 году. С 27 сентября 1907 года — линейный корабль. Затоплен экипажем в ходе Моонзундского сражения 4 октября 1917 года.

Эскадренный броненосец «Андрей Первозванный»

«Андрей Первозванный» создавался на основе опыта Цусимского сражения, и как потом скажут, стал идеальным кораблем для Цусимского сражения. жаль только, что к моменту его ввода в строй, оно уже давно кончилось. Одни из самых совершенных броненосцев сделавших бы честь любому флоту, эти суда были дальнейшим развитием серии «Бородино», и несли набор почти дредноутного вооружения.

Эскадренный броненосец «Андрей Первозванный» (тип «Андрей Первозванный», головной) зачислен в списки судов флота 21 августа 1903 года. Заложен 28 апреля 1905 года. Спущен на воду 7 октября 1906 года. С 27 сентября 1907 года — линейный корабль. Вступил в строй в 1911 году. Передан для разборки на металл в 1923 году.

Эскадренный броненосец «Император Павел I»

Характерные мачты обоих кораблей этого проекта, т.н. «американские» изначально предполагалось использовать как артиллерийские посты, однако вскоре они были демонтированы на обоих кораблях, показав свою непрактичность.

Эскадренный броненосец «Император Павел I» (тип «Андрей Первозванный») зачислен в списки судов флота 21 августа 1903 года. Официально заложен и спущен на воду 25 августа 1907 года. С 29 сентября того же года — линейный корабль. Вступил в строй в 1912 году. 16 апреля 1917 года переименован в «Республику». В 1924 году передан для разборки на металл.

Линкор Гангут (октябрьская революция)

«Октябрьская революция» — бывший «Гангут» после модернизации. Ветеран двух мировых войн, успешно доживший до глубокой старости. Несмотря на то, что в морских сражениях не участвовал никогда, его орудия внесли ощутимую лепту в защиту Ленинграда.

Линкор «Гангут».  (тип «Гангут», головной) Заложен 16 июня 1909 года. Спущен на воду 27 августа 1911 года. Вступил в строй в конце 1914 года. 27 июня 1925 переименован в  «Октябрьская революция», под этим именем служил до 1953 года, после чего переквалифицирован в учебное судно. Передан для разборки на металл в 1953 году.

балтийский Линкор Петропавловск

«Петропавловск» знаменит тем, что единственным из 4-х «Гангутов» принял участие в морском бою — с английскими эсминцами в 1919 г. Уже под именем «Марат» участвовал в обороне Ленинграда, был тяжело поврежден авиабомбой, но когда на следующий день немцы праздновали уничтожение линкора, три неповрежденные башни полузатопленного корабля вновь открыли огонь по врагу.

Линкор «Петропавловск».  (тип «Гангут») Заложен 15 июня 1909 года. Спущен на воду 24 сентября 1911 года. Вступил в строй в конце 1914 года. 31 марта 1921 переименован в «Марат», с 28 ноября 1950 г. — «Волхов». Потоплен в 1941 году, переделан в плавучую несамоходную батарею, окончательно передан для разборки на металл в 1953 году.

Линкор Севастополь, черное море

Уже при СССР балтийский линкор «Севастополь», под именем «Парижская коммуна», был переведен на Черное море и стал флагманом флота. Участвовал сперва в обороне Севастополя, затем в его освобождении. В ходе военных действий линкору вновь было возвращено имя, данное кораблю при закладке.

Линкор «Севастополь».  (тип «Гангут») Заложен 3 июня 1909 года. Спущен на воду 16 июня 1911 года. Вступил в строй в конце 1914 года. В 1921 г. переименован в «Парижская коммуна», с 1943 возвращено имя «Севастополь». Передан для разборки на металл в 1956 году.

Линкор Полтава, балтика

«Полтава», как водится, был наиболее совершенным кораблем в серии «Гангут», однако в 1919 году на судне стоящем в доке случился пожар, после которого оно так и не было восстановлено. По-крайней мере три раза предпринимались попытки дать линкору «новую жизнь», но каждый раз в связи с объемом предстоящих работ, а также объемами необходимого финансирования, работы сворачивались.

Линкор «Полтава».  (тип «Гангут»)  Заложен в июне 1909 года. Спущен на воду 27 июня 1911 года. Вступил в строй 4 декабря 1914 года. В 1919 г. выведен из состава флота, после пожара, но в в 1926 г. переименован в «Михаил Фрунзе», однако так и не был восстановлен. Передан для разборки на металл в 1946 году.