Сайт рекомендован для аудитории 16+

Броненосцы «Андрей Первозванный» и «Император Павел I»



Характеристики броненосцев типа «Андрей Первозванный»

Броненосцы «Андрей Первозванный» и «Император Павел I»
Страна: Россия
Тип: Эскадренный броненосец (линейный корабль)
Дата выпуска: 3.08.1903 г. зачислен в списки судов Балтийского флота,11.05.1905 г. заложен, 20.10.1906 г. спущен на воду, 13.05.1912 г. вступил в строй
Водоизмещение:18580 тонн
Длинна: 140,21 м.
Ширина: 24,34 м
Осадка: 8,53 м
Бронирование: главный броневой пояс: 79-216 мм, казематы противоминной артиллерии - 127 мм, башни главного калибра: 63,5-254 мм, башни среднего калибра от 50,8-177,8 мм, боевая рубка: 102-203 мм, нижняя броневая палуба - 39,6 мм, скосы - 38,1 мм, верхняя палуба - 31,7 мм
Экипаж: 31 офицер, 26 кондукторов, 900 нижних чинов.
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 17,600 л.с. (контрактная), 3 винта
Дальность хода: 2100 миль экономным (12 узлов) ходом
Максимальная скорость: 18 узлов (контрактная, в реальности 18,5 узлов)
Вооружение:2х 2х 305мм длинной 40 калибров (макс. дистанция 110 кабельтовых, 70 выстрелов на орудие),
4х 2х 203мм длинной 50 калибров (макс. дистанция 95 кабельтовых, 110 выстрелов на орудие),
6х 1х 203мм длинной 50 калибров (макс. дистанция 95 кабельтовых, 110 выстрелов на орудие),
12х 1х 120мм длинной 45 калибров (макс. дистанция 65 кабельтовых, 200 выстрелов на орудие),
2х 1х 47-мм салютные пушки,
6х 1х 7,62-мм пулемета,
2 подводных 457-мм торпедных аппарата (по 6 торпед),
2 прожектора диаметром 90 см
Авиагруппа:Нет
«Последние и лучшие броненосцы российского флота. История создания, особенности конструкции и детали боевой службы»

Характеристики даны для броненосца «Андрей Первозванный»

Проектирование кораблей

Броненосцы «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» ждала грустная судьба. Тот единственный военный конфликт, для которого они предназначались, прошел без них, а уже к следующему, они считались устаревшими, и возлагаемые на линейные силы флота задачи, выполнять не могли. Надо отметить, что подобная участь, в то время, была уготована всем без исключения броненосцам любых держав, но за «наших» обидно вдвойне хотя бы потому, что у конструкторов получилось создать проект почти идеального броненосца.

История создания последних русских «недодредноутов» началась в 1902 году. К строящейся серии из пяти броненосцев типа «Бородино», было решено добавить ещё несколько кораблей того же проекта, но немного доработанного. Вместо 152-мм орудий среднего калибра, линкоры должны были нести 203-мм, также была улучшена противоминная защита и взрывобезопасность паровых котлов.
Однако, памятуя о том, что из пятерки «Бородино» в запланированное для них водоизмещение не уложился никто (головной корабль имел перегруз 600 тонн, при водоизмещении в 14000 т), проект в стиле «давайте просто заменим орудия», был свернут едва началось его серьезное обсуждение.

В ходе расчетов и споров, решено было строить новые корабли по серьезно измененному и доработанному проекту, представленному 17 января 1903 года главным корабельным инженером С.-Петербургского порта Д.В. Скворцовым (второй проект представил Морской технический комитет).

Броненосец «Александр III», один из серии «Бородино». Броненосцы «Андрей Первозванный»

Броненосец «Александр III», один из серии «Бородино». Броненосцы «Андрей Первозванный» первоначально строился на основе их усиленного проекта

Проект предусматривал постройку корабля водоизмещением 16500 тонн, превосходящего «Бородино» по всем параметрам, с увеличенным числом поперечных водонепроницаемых переборок, и установкой бортовых продольных переборок в районе котельных отделений на расстоянии 2.44 метра от борта (1,8 м на «Бородино»). Паровые котолы предполагалось установить на фундаментах непосредственно на втором дне судна.
Схема бронирования бортов по длине и высоте также соответствовала типу «Бородино», но с увеличением толщины нижнего пояса до 228.6, а верхнего до 177.8 мм (либо с одинаковой толщиной обоих поясов в 203 мм).

13 июня 1903 г. Д.В. Скворцов направил на одобрение МТК первые 13 чертежей нового эскадренного броненосца вместе с расчетами нагрузки и спецификацией, рассмотрение которых проводилось дважды — 21 июня и 19 июля, когда их наконец утвердили. Основные замечания по вооружению свелись к обсуждению рациональных углов обстрела орудий, влияния дульных газов на палубные надстройки, а также расположения малокалиберной артиллерии, погребов и количества боезапаса. Претензии к проекту механической установки касались недостаточной вентиляции котельных отделений, малой высоты машинного отделения (оказывалось невозможным снять крышки цилиндров с паровых машин) и завышенной расчетной дальности плавания (10-узловым ходом) — 3,500 и 7,400 миль при нормальном (900 тонн) и усиленном (1900 тонн) запасе угля (по расчетам механического отдела МТК при указанных запасах топлива она определялась соответственно в 1,910 и 3,770 миль). Вопросов по кораблестроительным элементам оказалось значительно больше.

Длинна корабля и сравнительно небольшая осадка (для прохождения Суэцкого канала) вызывали опасения касающиеся продольной прочности корпуса, так и его удельной массы. Спорной стороной стало и уменьшение на одну палубу высоты надводного борта в носовой части, что могло отрицательно сказаться на мореходных качествах.
Прежний «проект на грани фола» — английский броненосец «Кинг Эдуард V», также относительно низкобортный, имел высоту борта в носовой части на 0.3 метра больше и основную нагрузку, сосредоточенную в средней части. Вопрос о высоте борта пришлось даже поставить на голосование, в ходе которого мнения присутствующих разделились почти поровну — девять человек выступили за его увеличение на 0.3 метра, а одиннадцать — против. Поэтому этот вопрос решили оставить на усмотрение высшего морского начальства, как и оставшуюся нерешенной проблему отсутствия в проекте такой важной статьи нагрузки, как запас водоизмещения.
Для выхода из создавшейся ситуации К.К. Ратник предлагал пойти с некоторым риском, на увеличение осадки на 0.15 метра. Однако, несмотря на то, что проект в общем получил одобрение (с требованием учесть все внесенные замечания при детальной разработке) МТК, из-за нерешенности этих двух вопросов, все же посчитал его принятым условно.



Схема броненосца «Андрей Первозванный»

Схема броненосца «Андрей Первозванный»

Строительство кораблей

По мнению начальника Отдела сооружений Главного управления кораблестроения и снабжений (ГУКиС) контр-адмирал А.Р. Родионов, спуск на воду головного корабля, при отсутствии задержек в ходе рабочего проектирования, изготовления орудий и башенных установок, следовало ожидать к 1 июня 1906 года, а пробная стрельба обоих балтийских броненосцев могла состояться уже весной следующего года.

К середине ноября 1903 года на «Галерном островке» завершили подготовительные работы к закладке корабля, получившего наименование «Андрей Первозванный». Но задержки с утверждением чертежей скуловых килей отодвинули начало работ в большом каменном эллинге до 2 марта 1904 года.

К корпусным работам на эскадренном броненосце»Император Павел I» Балтийский завод приступил 14 октября 1904 года, а официальная церемония закладки обоих кораблей состоялась соответственно 28 апреля и 14 октября 1905 года. Строителем первого броненосца назначили младшего судостроителя В.А. Афанасьева, а второго — старшего судостроителя В.Х. Оффенберга.

Проблемы начались уже на старте. Для «Андрея Первозванного» отливку форштевня поручили Путиловскому заводу, который успешно справился с задачей. А вот для «Императора Павла I» форштевень пришлось отливать из двух частей, поскольку тут Путиловский завод в срок не уложился, а другого предприятия, способного изготовить его целиком за умеренную цену, в Петербурге не нашлось; Все бронирование для «Андрея Первозванного» поставлялось Ижорским, а для «Императора Павла I» — Обуховским заводами; палубную броню для обоих броненосцев изготовлял Ижорский завод.

По результатам проведенного 11 июня 1904 года на Охтенском полигоне испытания креплений рубашки позади брони стрельбой по специальному срубу, представлявшему собой часть борта (отсек бортового коридора между батарейной и нижней палубами с 203-мм броневой плитой) строящегося броненосца, выявилась необходимость усиления бимсов (расстояние между ними 1,22 метра) и разработки новой конструкции крепления борта за вертикальной броневой плитой.

30 апреля 1904 года получили одобрение чертежи общего расположения главных механизмов, разработанные Франко-Русским заводом, а 3 августа с ним заключили контракт на их поставку для «Андрея Первозванного». Механизмы для «Императора Павла I» Балтийский завод изготовлял сам.

Броненосец «Андрей Первозванный» . Как видите, корабль действительно "низкий", особенно по сравнению с «Бородино»

Броненосец «Андрей Первозванный» . Как видите, корабль действительно «низкий», особенно по сравнению с «Бородино»

Артиллерийское оснащение кораблей

Строившиеся броненосцы предполагалось вооружить двухорудийными 305-мм башенными установками новой конструкции. По результатам объявленного конкурса (к апрелю 1904 года свои варианты представили Металлический и Путиловский заводы, Общество судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве, завод Лесснера), 7 сентября 1904 года МТК признал удовлетворяющей поставленным условиям, при наименьшей стоимости, установку Металлического завода, который и получил заказ (контракт от 4 июня 1905 года) на поставку 305-мм башен для «Андрея Первозванного»(стоимость со сборкой на корабле 750 тыс. руб., срок готовности на заводе 6 октября 1906 года). Изготовление таких же установок для «Императора Павла I» поручили (контракт от 29 июля 1905 года, стоимость со сборкой 710 тыс. руб., срок готовности на предприятии 16 ноября 1906 года) Путиловскому заводу.

Несколько позднее Металлический завод вышел победителем и в конкурсе на проект 203-мм двухорудийной 50-калиберной башенной установки, получив заказ на их поставку. Для «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» контракты- на изготовление таких установок были заключены 20 и 29 марта 1906 года со сроком готовности 26 апреля и 30 сентября 1907 года соответственно. Проектирование этих установок поначалу несколько задержалось, так как для увеличения скорострельности 203-мм снаряды решили расположить в кольцевых бомбовых погребах, аналогично 305-мм установкам, что позволило разместить все 203-мм заряды на платформе.

Гибель 31 марта 1904 года эскадренного броненосца «Петропавловск», приписанная, по одной версии, последовавшей за подрывом на японской мине детонации погребов боезапаса, а также находившихся на нем мин заграждения, заставила специалистов обратить серьезное внимание на целесообразность размещения этого вида оружия на корабле. По итогам проведенных на Черном море опытов, подтвердивших опасность размещения мин заграждения на кораблях, МТК 27 октября 1904 года принял решение от них отказаться.

21 декабря из проекта исключили и кормовой минный аппарат, но эти коррективы состава минного вооружения, практически не отражавшиеся на темпах строительства, не шли ни в какое сравнение с теми изменениями, которым подвергалось артиллерийское вооружение и особенно бронирование кораблей.

Башни главного 305-мм и среднего 203-мм орудий линейного корабля «Андрей Первозванный»

Башни главного 305-мм и среднего 203-мм орудий линейного корабля «Андрей Первозванный»

Достройка броненосцев

К сожалению, после поражения России в русско-японской войне и подписания мира в 1905 г., работы по обоим кораблям значительно замедлились. А после 1907 г., со вступлением в строй британского «Дредноута», открывшего новую эру в истории военно-морских флотов, вопрос о достройке броненосцев «Андрей Первозванный» и «Император Павел I», вообще оказался под вопросом. Получалось, что два новейших корабля (да и вообще все броненосцы в мире), устарели ещё на стапеле.

Не удивительно, поэтому, что достройка обоих судов затянулась аж до 1911 года, к тому времени, когда были уже фактически достроены первые русские «дредноуты», линкоры типа «Петропавловск»!

25 февраля 1911 года «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» зачислили в действующий флот в сформированную тогда же бригаду линейных кораблей вместе с линкорами «Слава» и «Цесаревич», но еще в течение почти полутора лет на кораблях продолжалась сдача заказчику отдельных вспомогательных механизмов, систем, оборудования, а также устранялись выявленные на испытаниях недостатки, так испытания стрельбой торпедных аппаратов на «Андрее Первозванном» провели лишь 27 июня 1912 года.

Горьким утешением «молодым старикам» было то, что в их конструкции удалось практически в полном объеме учесть почти весь опыт русско-японской войны, в том числе идею полностью бронированного борта. Как уже говорилось, кораблестроители действительно создали идеальный броненосец для эскадренного боя, по типу Цусимского сражения. Жаль, что случилось это уже тогда, когда эпоха Цусимы давно отгремела и стала историей.

В заключении, привожу отрывок из рапорта командира строящегося эскадренного броненосца «Император Павел I» капитана 1-го ранга П.В. Римского-Корсакова от 30 марта 1908 г.:

«…Не раз я имел случай высказывать свое мнение, что из кораблей «Император Павел I» и «Андрей Первозванный» нельзя сделать «дредноутов», сколько бы их ни совершенствовали, и поэтому они никогда не достигнут того, чтобы сравняться с нашими будущими броненосцами.

В то же время нельзя ни на минуту сомневаться в том, что эти корабли в том виде, как они теперь обдуманы, всегда останутся весьма серьезными противниками для самых сильных броненосцев… Наши два корабля на некоторых курсовых углах с успехом могут состязаться даже с английским броненосцем «Dreadnouhgt».

Но при всем том они всегда останутся кораблями только 2-й линии боевых судов активного флота, они туда будут поставлены своим ходом, который даже по проекту на 3 узла меньше хода будущих броненосцев [имеются ввиду линкоры «Петропавловск»] нашего флота.

К чему же, спрашивается, что называется из кожи вон лезть, в стремлении совершенствовать их в одном направлении, заведомо ухудшая другие боевые качества также первостепенной важности, каким, например, является ход корабля.»

Линкор «Андрей Первозванный»

Линкор «Андрей Первозванный»

«Андрей Первозванный»

3 августа 1903 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 11 мая 1905 года заложен на эллинге Нового адмиралтейства в Петербурге, спущен на воду 20 октября 1906 года, вступил в строй 13 мая 1912 года. 10 октября 1907 года переклассифицирован в линейный корабль.

Участвовал в 1-ой мировой войне (прикрытие действий легких сил флота) и Февральской революции; в числе первых восстал 16 марта 1917 года в Гельсингфорсе (Хельсинки).

7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав Морских сил Балтийского моря. 5-10 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт.

Участвовал в гражданской войне (подавление мятежа на форту «Красная Горка» 13-15 июля 1919 года); входил в состав действующего отряда кораблей. 18 августа 1919 года был поврежден в Кронштадте торпедой, выпущенной английским торпедным катером, после чего был поставлен на восстановительный ремонт.

В годы гражданской войны 120-мм орудия корабля частично использовались на сухопутных фронтах, судах речных и озерных флотилий. С 1 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении, 15 декабря 1923 года сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 8 февраля 1924 года исключен из списков судов Морских сил Балтийского моря.

Впоследствии 203-мм башни корабля были установлены на фортах «Краснофлотский» и «Первомайский», а дальномеры и приборы управления артиллерийской стрельбой — на мониторах Амурской флотилии.

Линкор «Император Павел I» («Республика»)

Линкор «Император Павел I» («Республика»)

«Император Павел I» (с 19 апреля 1917 года — «Республика»)

3 августа 1903 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 27 октября 1905 года заложен на Балтийском заводе в Петербурге, спущен на воду 7 сентября 1907 года, вступил в мае 1912 года. 10 октября 1907 года переклассифицирован в линейный корабль.

Участвовал в 1-ой мировой войне (прикрытие действий легких сил флота) и Февральской революции; первым на флоте восстал 16 марта 1917 года в Гельсингфорсе (Хельсинки). 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовал в гражданской войне (Ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт 5-10 апреля 1918 года, оборона форта Ино в апреле 1918 года).

С 22 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении. В годы гражданской войны 120-мм орудия корабля частично использовались на сухопутных фронтах, судах речных и озерных флотилий. 22 ноября 1923 года сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет