Сайт рекомендован для аудитории 16+

25-кг химические авиабомбы (ХАБ-25 и КРАБ-25ЯД)



Советская 25-кг химическая авиабомба ХАБ-25

Советская 25-кг химическая авиабомба ХАБ-25

История создания 25-кг химических авиабомб (ХАБ-25)

Химическая авиабомба ХАБ-25 была принята на вооружение в 1937 году. Корпус бомбы выполнен в виде сварного металлического герметичного баллона, причем его цилиндрическую часть изготавливали из листового железа и сваривали сплошным продольным швом. Также сваркой крепили переднюю и заднюю части, отштампованные из листовой стали толщиной 4 мм. Качество сварных швов каждого корпуса ХАБ проверяли керосином, закачанным под давлением 10 атм. Максимальное давление, которое выдерживал корпус боеприпаса, – 110 атмосфер.

Заправляли бомбы ХАБ-25 стойкими отравляющими веществами рецепта Р-5 через головную горловину, которую затем «глушили» запальным стаканом, устанавливаемым на резьбе, с каолиновой замазкой и свинцовой прокладкой. В тонкостенном запальном стакане из цельнотянутой трубы располагался разрывной заряд и промежуточный детонатор, а в передней части было вварено очко для хвостовика взрывателя.

В отличие от фугасных или осколочно-химических авиабомб у ХАБ хвостовой конус корпуса, свальцованный из листовой стали толщиной 1 мм, оставался «безработным», то есть его не снаряжали. К конической части корпуса приваривали четырехперистый стабилизатор с подкосами для увеличения жесткости. Авиабомбы ХАБ-25 чертежа 3-1586 серийно изготавливали на заводах «Красный Аксай» и Люберецком механическом Наркомата среднего машиностроения.

В предвоенный период большую часть корпусов химических авиабомб хранили на складах пустыми. Для этого их внутреннюю полость дополнительно предохраняли от коррозии слоем шеллачного лака. Снаряжали отравляющими веществами лишь определенный процент этих боеприпасов «первого срока готовности», поскольку после этого лак полностью растворялся и присутствующая в ОВ соляная кислота вступала в химическую реакцию с металлом корпуса авиабомб. Долго хранить снаряженными эти боеприпасы было невозможно еще и потому, что реакция с металлами «убивала» боевые свойства отравляющих веществ, а также давление выделявшегося водорода внутри авиабомб постоянно возрастало в результате окисления железа.

Применять ХАБ-25 планировали окончательно снаряженными только контактными взрывателями, то есть с разрывом на поверхности земли. При этом образовывалась воронка глубиной до 40 см и диаметром чуть более 1 м. Летом стойкость отравляющего вещества сохранялась до суток, зимой – до недели.

Между тем уже к 1939 году калибр 25 кг в классе химических авиабомб признали малоэффективным, хотя производство ХАБ-25 сохранялось вплоть до 1941 года.

Советская 25-кг химическая авиабомба ядовитого дыма КРАБ-25яд

Советская 25-кг химическая авиабомба ядовитого дыма КРАБ-25яд

История создания 25-кг химических авиабомб (КРАБ-25ЯД)

Итак, потребность в малогабаритных химических авиабомбах сохранялась, в то время как имеющиеся на вооружении боеприпасы такого типа, были признаны негодными к применению. Необходимо было срочно придумать новое решение, и оно, конечно же, не заставило себя ждать.



К 1939 г. в НИИ-6 НКБ разработали способ получения «ядовитых порохов» на основе пироксилина и закончили изучать их стойкость. Таким образом, появился вариант комбинации химического и дымового боеприпаса и создания химического боеприпаса нового типа, получившего весьма экстравагантное название: курящиеся авиабомбы ядовитого дыма (КРАБ-25ЯД) предназначенные как для постановки дымовых завес с целью изнурения живой силы противника и сковывания его маневров на ограниченном участке местности в течение короткого промежутка времени, так и нейтрализации отдельных огневых средств.

Авиабомба КРАБ-25ЯД имела двойной корпус сварной конструкции – гладкий внешний аэродинамический и внутренний рабочий из перфорированного железа. Хвостовая коническая часть внешнего корпуса оканчивалась цилиндрической двухступенчатой газовыводящей трубой. Внутренний корпус был снаряжен твердым веществом КИН-2 и переходным составом, способствовавшим началу действия основного боевого заряда.

Массивная головная часть одновременно служила крышкой для герметизации снаряжения, а также втулкой для крепления запального стакана. В качестве «дополнительного детонатора» использовали шашку осветительного сигнального патрона – звездку. Четырехперистый стабилизатор приваривали прерывистым швом к конической части корпуса и газоотводной трубе.

КРАБ-25ЯД планировали применять исключительно для подрыва на местности и снаряжать контактными взрывателями. При срабатывании авиабомбы в течение 5-8 мин интенсивно выгорал боевой заряд. При этом образовывалось ядовитое облако густого дыма ярко-желтого цвета высотой 15-20 м. При грамотной постановке дымзавесы при помощи пяти и более боеприпасов ядовитая волна не теряла своих поражающих свойств, распространяясь на расстояние до 6 км.

Курящиеся авиабомбы ядовитого дыма КРАБ-25ЯД, до конца 1939 года серийно изготавливали на Люберецком механическом заводе, а после – до снятия довольно дорогостоящего боеприпаса с производства в середине 1940 года – на заводе «Красный Аксай» Наркомата среднего машиностроения.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.