К 1974 году, обстановка на острове Кипр сложилась прямо скажем нездоровая. Вспышки этнических конфликтов между турками и греками составляющими население острова случались в прошлом не однократно, но когда в 1974 году власть на Кипре захватили греческие националисты ставившие цель присоединить остров к Греции, это стало последней каплей терпения Турции.
20 июля Турецкие войска пересекли морскую границу, и в составе десятитысячного контингента высадились на побережье Кипра. На острове начались полномасштабные боевые действия. Боевая операция имела кодовое обозначение «Аттила».
Главную ударную мощь турецкой армии составляли американские танки M47 «Паттон» и БТР M113, а вот греки-киприоты имели тяжелую боевую технику преимущественно советского производства. Силы сторон были не то, чтоб не равны, скорее даже просто не сравнимы. 40-тысячному турецкому десанту противостояла 12-тысячная кипрская армия и 2000 военнослужащих, переброшенных из Греции до начала блокады.
Содержание
Турецкие «Паттоны» против греческих «тридцатьчетверок»
Со стороны греков-киприотов в боях принимал участие один танковый батальон, насчитывавший 32 средних танка Т-34/85 послевоенного производства, с бортовыми номерами ЕФ-101 – ЕФ-132. Батальон был разделен на две роты по 16 танков, предположительно по 5 танков на взвод плюс один командирский.
Интересна история появления «тридцатьчетверок» у киприотов. Все эти машины были закуплены в 1964 году в Советском Союзе и доставлены на Кипр в 1965 г., при посредничестве Египта. Танки поступили вместе с полным комплектом боеприпасов и запасных частей. Однако кипрское правительство, из политических соображений прохладно относившееся к военным формированиям греков-киприотов, не оказало никакой дальнейшей поддержки, из-за чего к 1970 году все запасные части были израсходованы, а двигатели танков нуждались в замене. Иными словами, оставшихся в строю Т-34 было не более двух десятков.
Данные о численности турецких частей разнятся. Точно установлен только факт участия двух танковых батальонов из состава 28-й и 39-й дивизий — соответственно 28-го дивизионного и 39-го дивизионного танкового батальона (53-56 танков М-47 в каждом). Как минимум еще один батальон танков М-48 из состава 5-й бронетанковой бригады был также переброшен на Кипр. Вероятно, были и другие подразделения.
По разным источникам, общее число турецких танков колеблется от 160 до 300 машин, однако последняя цифра мало вероятна. Бортовые номера на турецкой бронетехнике состояли из 6 цифр. Каждый батальон включал в себя три роты по 17 танков, хотя в течение боев эта цифра варьировалась от 15 до 19. Боезапас турецкого М-47 состоял из 10 бронебойных и 60 фугасных снарядов (а также снарядов других типов), из чего можно сделать вывод о том, что турецкое командование считало танковые сражения маловероятными.
Использование танков греками-киприотами
Задолго до начала войны из состава 2-й роты 23-го танкового батальона 3 танка Т-34 были отправлены в Фамагусту и 5 – в Киренею с целью прикрытия мест предполагаемой высадки турецких войск. Батальон также принимал активное участие в перевороте против киприотского правительства, устроенном Грецией. Танки были рассредоточены по всему острову с целью противодействия сопротивлению, в результате чего нагрузка на изношенные машины резко возросла. При подавления беспорядков батальон потерял одного человека убитым и восемь – ранеными.
Когда началось вторжение турецких войск, лишь 18 танков были сгруппированы в роту. Количество танков, принимавших участие в боестолкновениях одновременно, никогда не превышало этой цифры. Потери начались немедленно – из-за крайней изношенности вышли из строя и были брошены два танка, еще два, заблудившись и наскочив на турецкий плацдарм, были сожжены гранатометами M-72 LAW. При отражении атаки с этого плацдарма взводом из четырех Т-34 были уничтожены два бронетранспортера М-113.
Ночью 20 июля 1974 г. семь Т-34 были переброшены для атаки на Гониели, при поддержке 4 усиленных стрелковых рот. Два Т-34 вышли из строя, были брошены и на рассвете уничтожены турецкой авиацией. Еще один застрял при форсировании реки и тоже был брошен. В дальнейшем турки смогли вытащить его и пустить в дело. В итоге, греческая попытка помешать турецким силам вторжения, стоила им семи танков потерянных в первые же часы боев, а также в 30-40 человек личного состава.
На третий день турки начали продвижение со своего плацдарма в сторону Киренеи. Находящиеся там четыре танка, израсходовав боезапас, были просто брошены экипажами, а потери в личном составе составили 8 человек.
Во время перемирия оставшиеся танки 23-го батальона были сведены в семь взводов по три машины в каждом. Танки прошли проверку и ремонт, но было ясно, что все двигатели нужно менять.
После возобновления военных действий, картина использования танков греками, в сущности не поменялась. Хотя командование предпочитало вообще не вводить заведомо неисправные машины в бой, потери все-таки были, правда, отнести их к боевым, довольно сложно. Например, сразу 3 танка Т-34 (взвод из Фамагусты), были брошены в рабочем состоянии из-за того, что англичане не пропустили бронетехнику через свою базу.
Наиболее запоминающимся эпизодом с участием Т-34 был бой за Пирой 17 августа 1974 г. Взвод пехоты при поддержке двух Т-34 пытался отбить атаку турецкого пехотного батальона, при этом один Т-34 был подбит огнем турецких противотанковых средств. Еще четыре Т-34 были потеряны в районе Пироя из-за поломок и позднее захвачены турками.
23-й танковый батальон потерял в общей сложности 21 танк и 13 человек убитыми и пропавшими без вести. Турки смогли восстановить 11 танков Т-34, которые были отправлены в неназванную «дружественную страну» в качестве материальной помощи. Из этого следует вывод, что 10 танков были уничтожены безвозвратно – три в бою, три подорваны экипажами, причина потери еще четырех не установлена.
Так, один за другим все «тридцатьчетверки» киприотов выбыли из строя, причем, большей частью не из-за военного мастерства противника, а из-за давно назревшего капитального ремонта старых машин.
Говоря про танки греков-киприотов, нельзя не упомянуть и о использовании греками захваченных турецких «Паттонов» М-47, а вернее одного из них, тем более, что история эта являет собой, наверное, ярчайший боевой эпизод всей военной кампании.
2 августа 1974 г. колонна турецких М-47 и М-113 была атакована на лесной дороге силами греков-киприотов. Головной М-47 подорвался на мине, потеряв гусеницу, М-113, шедший четвертым, был уничтожен противотанковыми средствами. M-47 и M-113 (второй и третий в колонне соответственно) попали в ловушку и были захвачены. Потерявший гусеницу М-47 был «распотрошен» и затем уничтожен.
Захваченный же М-47 15 августа того же года принял участие в бою за Скиллурию. Турки приняли одинокий «Паттон» за свой, и поплатились за это семью подбитыми танками. Уничтожить «танк-предатель» туркам в итоге так и не удалось.
Использование танков турецкой стороной в ходе вторжения на Кипр
Первыми турецкими танками на Кипре были 15 «Паттонов» из танковой роты, высадившейся на побережье 22 июля 1974 г. Рота возглавляла прорыв пехотного батальона по направлению к Киренее. Два М-47 были потеряны из-за огня греческих 57 и 106 мм безоткатных орудий во время прорыва через первую линию обороны. На подходе к Киринее еще один танк был подбит гранатометами второй линии обороны.
После захвата города турки поставили два М-47 28-го батальона возле средневековой городской крепости, не подозревая, что в крепости остались греки, в свою очередь забросавшие эти танки гранатами. В целом во время атаки турки потеряли 5 танков и 23 человека убитыми.
6 августа 28-й батальон принимал участие в бою за Лапитос-Каравас, поддерживая 61-й пехотный полк, потеряв два танка М-47, уничтоженных греческими безоткатными орудиями.
14 августа 39-й батальон вместе с частью 28-го батальона, (предположительно) усиленные танками 5-й бригады, начали наступление на восток. Несмотря на присутствие значительных греческих сил ни один танк не был потерян. Бой же при Миа Милия, случившийся 15 августа и боем-то как таковым, назвать сложно. На греческие позиции пошли сразу десятки турецких танков, и греки бежали даже не использовав 57-миллиметровые противотанковые орудия. Потери греков составили 150-200 убитых против 30-40 у турок, которые продвинулись на 80 километров за два дня.
Наряду с операциями на востоке, турки использовали как минимум две танковых роты на западе. В бою при Скиллурии 15 августа два турецких парашютно-десантных батальона при поддержке 30-35 М-47 атаковали греческие позиции, обороняемые пятью пехотными ротами. Турками было потеряно 8 танков — один от огня 106-миллиметрового безоткатного орудия и семь подбиты греческим М-47 (о чем выше).
14 августа подразделение турков-киприотов, пополненное до двух тысяч человек, при поддержке 17 М-48 атаковало греческий лагерь, обороняемый тремя сотнями греков. Благодаря расчетливому использованию артиллерии греки отсекли пехоту от танков и отбили атаку, уничтожив один М-48 прямым попаданием. 16 августа атака была повторена с привлечением 50-го пехотного полка и дополнительных М-48. Лагерь был окружен и захвачен. Турки продолжили наступление к югу, в направлении города, но потеряли два М-48 из-за огня 90-миллиметровых безоткатных орудий. Греческие потери составили около ста убитых и столько же раненых.
Танковые части Турции потеряли 23 человека убитыми (всего потери сухопутных сил Турции в конфликте составили 498 человек), 26 танков и 4 БТР. Часть потерянных танков были позже восстановлены.
Итоги боестолкновений на Кипре в 1974 г.
Результатом турецкого вторжения на Кипр, стал раскол острова на две части: греческую (Республику Кипр — члена ООН и Европейского союза ) и турецкую (Республика Северного Кипра — непризнанное государство при политической и военной поддержке Турции). На острове были размещены миротворческие силы ООН, которые находятся там и по сей день.
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет