Содержание Характеристики основного боевого танка Т-72 |
|
---|---|
![]() | |
Страна: | СССР/Россия |
Тип: | Основной танк |
Дата выпуска: | 1974 г. |
Длинна: | 9,53 м |
Ширина: | 3,59 м |
Высота: | 2,19 м |
Броня, лоб: | Комбинированная, эквивалент 350-750-мм стали |
Броня, борт: | Комбинированная, эквивалент 350-750-мм стали |
Броня, башня: | Комбинированная, эквивалент 350-750-мм стали |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | Дизель В-46-6, мощностью 780 л.с. |
Дальность хода: | 700 км |
Максимальная скорость: | 60 км/ч |
Масса: | 41,5 тонн |
Вооружение: | 1х пушка 2А46 125-мм (44 выстрела), 1х пулемет ПКТ калибра 7,62-мм (2000 патронов), 1 зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7-мм (300 патронов), 12 пусковых установок 81-мм для пуска дымовых гранат. |
Характеристики приведены для Т-72А
Основной боевой танк Т-72 («объект 172М») это самый массовый и известный советский танк последних десятилетий двадцатого века (и самый массовый в мире танк 2-го поколения). Разработка Т-72 велась с 1967 по 1972 год на «Уралвагонзаводе», а основой для машины послужил более ранний танк Т-64А, но с ходовой частью от опытного танка, известного как «объект 167».
В 1971 году первые Т-72, совместно с «конкурентами»: проверенным Т-64А, и новым газотурбинным Т-80, приняли участие в беспрецедентных испытания боевых машин. В составе трех рот (каждая рота оснащена танками одной модели), танки проделали путь от Днепропетровска до Слуцка и обратно, а затем, через Баку и пустыню Каракумы, прошли почти до самого Ашхабада. Причем это был не просто «прогон» машин: постоянно проводились учебные стрельбы, ротные и взводные учения, в общем, было сделано все, чтобы выявить действительно лучшие образцы.
По итогам испытаний ЦК КПСС и Совмина СССР от 7 августа 1973 года «объект 172М» был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72 «Урал». В том же году была выпущена установочная партия из 30 машин, а уже в 1974 году были изготовлены 220 серийных танков.
Чертеж основного боевого танка Т-72
Танк Т-72 производился серийно на УВЗ с 1974 по 1992 год, а в период с 1978 по 1990 год, ещё и на Челябинском тракторном заводе. Всего было произведено около 20 000 танков Т-72. Кроме СССР, производством по лицензии занимались:
На данный момент состоит на вооружении : России (2000 в строю, 7000 в резерве), Азербайджане (220), Алжире (325), Анголе (35), Армении (102), Белоруссии (1465), Болгарии (362), Венгрии (238), Вьетнаме (больше 120), Грузии (41), Индии (1950), Ираке (77, чехословацкого производства), Иране (480), Йемене (93), Казахстане (980), Кении (110, оставлены Украиной), Киргизии (150), Ливии (200), Македонии (31), Марокко (100), Мьянме (14), Польше (586), Сербии (13 + 210 М84), Сирии (1600), Словакии (245), Таджикистане (30), Туркмении (670), Узбекистане (70), Украине (не более 885), Хорватии (3) и Чехии (175).
Данные приблизительные, на 2010 г., число реально действующих машин, кроме России, не известно.
Основной боевой танк Т-72 первых модификаций
Компоновка основного танка Т-72 — классическая, с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения.
Корпус танка — сварной, собирается из броневых листов различной толщины. Верхняя лобовая деталь корпуса наклонена под углом 63 градуса к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную броню, эквивалентную по степени защиты стальной броневой плите толщиной до 600 мм.
Башня — литая, относительно небольшая, её передняя часть также представляет собой многослойную комбинированную конструкцию, обладающую высокой снарядостойкостью.
Отделение управления расположено в передней части танка, справа и слева от места водителя-механика расположены топливные баки, сзади — вращающийся транспортер автомата заряжания. В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика- водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТНПО-168В с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него — две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днише корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода. Сиденье водителя установлено в углублении на днище танка, за счет чего водитель располагается сидя, в отличие от большинства западных танков, где его место размещается полулежа.
Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и отделено перегородкой от моторного, зато в отделение управления (и обратно), можно перейти без проблем. Место командира находится справа от пушки, а наводчика — слева. В боекомплект танка Т-72 входят выстрелы раздельного заряжания с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Все выстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Заряжание пушки производится электромеханическим автоматом заряжания.
Основной боевой танк Т-72М
22 выстрела боекомплекта размещены горизонтально в кассетах вращающейся боеукладки, ещё 17 выстрелов размещены в укладках корпуса и башни. После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывается через лючок в кормовой части башни. Установка на танк автомата заряжания повысила боевую скорострельность пушки до 8 выстр./мин (при ручном — 1-2 выстрела в минуту).
Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного пулемета ПКТ и 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ. Танк оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», позволявшем вести прицельный огонь и во время движения.
Подвеска — индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1-м, 2-м и 6-м узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки обрезинены, а поддерживающие имеют внутреннюю амортизацию. Направляющие и ведущие колеса литые, стальные.
Танк оборудован радиостанцией, системой противоатомной защиты, автоматической системой пожаротушения, термической дымовой аппаратурой, оборудованием подводного вождения, оборудованием для самоокапывания.
Основной боевой танк Т-72Б
Основной боевой танк Т-72Б
Основной боевой танк Т-72Б3
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
Справочники