Как французы тайцев обидели

Едва Франция капитулировала перед Германией в 1940 г., как по швам затрещали колониальные владения страны.

В июле 1940 г. правительство бывшего Сиамского Королевства, к этому времени, уже год, как называвшееся Тайландом, вежливо попросило вернуть спорные территории. Претензии касались владений Французского Индокитая, куда входили «исконные» сиамские земли, расположенные на территории Лаоса и Камбоджи, захваченные французами в начале 20-го века.

Цветом выделен Французский Индокитай в разные годы. Хорошо видны "спорные территории" на деле нагло отхваченные французами у королевства Сиам

Цветом выделен Французский Индокитай в разные годы. Хорошо видны «спорные территории» на деле нагло отхваченные французами у королевства Сиам

Одновременно с этим, японцы стали оказывать давление на французское колониальное правительство в Ханое, прося разрешения на присутствие своих военных во Вьетнаме.

Надо сказать, что в Бангкоке об этих просьбах знали и ситуация весьма тревожила королевство – ситуация грозила не только крушением надежд на возвращение потерянных территорий, но и усилением позиций вьетнамцев — непримиримых противников Таиланда.

Однако довольно логичная и вполне цивилизованная попытка Тайланда уладить сложившееся положение – с помощью официального запроса и массированной компанией за возвращение спорных территорий в СМИ, встретила неожиданный ответ. Агонизирующая Франция, только что пережившая унизительное принуждение к миру с Германией, как только к одной из её колоний были озвучены территориальные претензии, встала на дыбы.

Генерал-губернатор Французского Индокитая адмирал Дек получил недвусмысленный приказ — пресекать любые попытки нарушения территориальной целостности колонии.

22 сентября 1940 года Японии надоело быть вежливой, и перейдя границу Вьетнама, её солдаты заняли всю северную часть страны. Отношения французов и тайванцев натянулись как струна – перестрелки на границе с Лаосом и Камбоджей стали регулярными, и это, не говоря о постоянных нарушениях воздушного пространства самолетами обоих сторон.



Вооруженные силы французского Индокитая

Французские колониальные войска в Индокитае к осени 1940 года насчитывали 50 тыс. человек (из них 12 тыс. французского контингента), 100 орудий и минометов и 30 танков. С воздуха их прикрывали:

Французский разведчик/истребитель Potez 25TOE

Основной самолет ВВС французского Индокитая — разведчик/истребитель Potez 25TOE

  • 5 эскадрилий разведчиков/истребителей Potez 25TOE, включавших около 60 самолетов. Potez 25TOE представляли собой давно устаревшие бипланы 20-х годов постройки.
  • эскадрилья ЕВ 2/41 из 4 тяжелых Farman F.221. Бомбардировщик начала 30-х.
  • эскадрилья ЕВ 2/42 из 6 средних Potez 542. Бомбардировщик начала 30-х.
  • 1-я Эскадрилья Командования Южными Базами из 10 летающих лодок Loire 130
  • эскадрилья ЕС 2/595 из 12 истребителей Morane-Saulnier MS-406 – единственные современные самолеты французского Индокитая, однако без основного вооружения – 20-мм пушки, с них были демонтированы ранее для продажи в Китай.
Morane-Saulnier MS-406 были вполне современными. Правда было их всего 17, а вот штатной пушки не .было ни у одного

Morane-Saulnier MS-406 были вполне современными. Правда было их всего 17, а вот штатной пушки не было ни у одного

Кроме этих сил имелось ещё 7 MS-406 в резерве, 1 многоцелевой Potez-631 и несколько аэроразведчиков флота Potez 452. Всего около 100 самолетов.

Вооруженные силы Тайланда

Армия Тайланда была несколько больше французской колониальной, и составляла 60 тыс. человек личного состава при некотором количестве легких танков, и 125 самолетах. Основу авиации, состоящей из 6 истребительных, 6 бомбардировочных/штурмовых и 3 учебных эскадрилий, составляли американские «лицензионные» бипланы Chance Vought V-93 Corsair в разведывательной (V-93S) и штурмовой (V-93SA) модификациях. Всего «Корсаров» было около 60 штук. Также сюда нужно отнести и 6 бомбардировщиков Martin 139WS, а также 13 разведчиков Fairchild 24.

Основным истребителем тайских ВВС были 24 американских биплана Curtiss Hawk III (вполне современных к тому времени), 12 бипланов Curtiss Hawk II и 11 истребителей Curtiss Hawk 75N (моноплан), экспортный вариант американского P-36 «Hawk».

Тайские истребители американского производства Curtiss Hawk III (верхний) и P-36 «Hawk» (нижний)

Тайские истребители американского производства Curtiss Hawk III (верхний) и P-36 «Hawk» (нижний)

Иными словами, тайваньские ВВС уже к лету 1940 г. превосходили колониальные французские ВВС. А учитывая то, что к октябрю 1940 тайцы сформировали ещё 2 бомбардировочные эскадрильи, в которые вошли только что купленные 24 японских Ki-30 и 9 Ki-21, можно говорить о их подавляющем превосходстве в воздухе.

В начале октября 1940 г. командование ВВС Тайланда перевело на северо-восток страны 36 «Корсаров» 32-й, 34-й, 42-й и 43-й эскадрилий в качестве ответной меры на взросшую активность французов в этом районе. Сюда же были переброшены 9 истребителей «Hawk III» 70-й эскадрильи. На юге в боевую готовность на авиабазе Чантабури привели «Кертиссы» 71-й и 72-й эскадрилий и V-93S 44-й, а 9 «Hawk II» 80-й эскадрильи перевели на аэродром близ Бангкока для охраны его воздушного пространства

Французы тоже действовали — в конце октября в Ханое из 7 «резервных» MS-406 сформировали эскадрилью EC 2/596, которая была усилена 8-ю разведывательными бипланами Potez-25TOE.

Боевые действия между Таиландом и французским Индокитаем в 1940 г.

Первое боевое столкновение (до этого стороны только обстреливали друг друга через границу) произошло в воздухе, 28 ноября 1940 года. 3 Morane-Saulnier MS-406 сопровождавшие один из разведывательных бипланов 1-й эскадрильи с авиабазы Саваннахет были атакованы «Корсаром» из 42-й эскадрильи ВВС Тайланда. Обе стороны обошлись без потерь, однако все условности теперь были отброшены и в воздухе, и на земле начались открытые боевые действия.

На всей протяженности границы начались артиллерийские бои, а все активные действия легли на плечи авиации бомбившей инфраструктуру противника – тайцы открыто днем, а французы по возможности тихо, и по ночам. Это была во многом очередная «странная» война, когда и та и другая сторона изводили горы боеприпасов, рапортовали о десятках боевых вылетов, а результатами всех топтаний на границе за месяц «интенсивных боев» стало одно попадание бомбы во французский военный корабль.

Тайские ВВС, пользуясь преимуществом в воздухе вяло атаковали, французские «старички» также вяло защищались. Насколько кровавыми были сражения в воздухе может говорить простой факт: первая реально подтвержденная потеря самолета в этом конфликте произошла только 10 декабря – один из тайских V-93 при возвращении со штурмовки вражеского аэродрома разбился при посадке.

французские колониальные войска

французские колониальные войска

Итогом следующего месяца боев были двое случайно убитых гражданских лиц со стороны тайцев, поврежденный во время атаки на французский аэродром самолет (пилот впоследствии скончался от ран), сбитый огнем с французского бомбардировщика «Хок III» и ещё один такой же, уничтоженный на земле.

Французы потеряли 1 «Potez 25ТОЕ» поврежденный зенитками, ещё несколько «Potez 25ТОЕ» — бомбами на земле. Кроме того 1 из истребителей был уничтожен на земле, ещё 1 – серьезно поврежден.

Боевые действия между Таиландом и французским Индокитаем в 1941 г.

6 января 1941 года 1-я Королевская Тайская Армия начала генеральное наступление. Войска вторглись в Камбожду, захватив французский пограничный пост Пойпет, и стали быстро продвигаться по шоссе на юго-восток в направлении города Сисофон. Одновременно подразделения 2-й Королевской Таиской Армии перешли границу в районе Убона и двигались на юго-запад на соединение с частями 1-й Армии.

Несмотря на активизацию боевых действий на земле, в воздухе все было также чинно и размерено, как и два месяца перед этим. 1-я Армия между тем, достигла города Сисофон и продолжала расширять плацдарм вдоль тайско-камбоджийской границы по обе стороны шоссе Сисофон-Араньяпратет, a 2-я Армия по-прежнему продвигалась по территории Камбоджи на юго-запад навстречу 1-й.

В ночь с 9 на 10 января французы предприняли массированный налет на базы тайских ВВС в Убоне, Хорате и Сисакете. Аэродромы противника бомбили «Фарманы 221» эскадрильи ЕВ 2/41, «Потэ 542» из ER 2/42, а также «Луары 130», стартовавшие с озера Тонле Сап. В результате ударов было, по французским источникам, уничтожено до десяти самолетов противника на земле, а также приведены в негодность аэродромы в Хорате и Сисакете, при этом 1 бомбардировщик был сбит. Ответный визит также стоил жизни экипажу одного Ki-30.

12 января части 2-й Королевской Тайской Армии, поддерживаемые самолетами 40-го авиакрыла, на несколько километров продвинулись вглубь территории Лаоса в сторону Паксе. Французы, терпящие поражение на суше и не имеющие превосходства над противником в воздухе, справедливо полагали, что шанс в полной мере «отыграться» за эти неудачи у них есть только на море, где они располагали действительно внушительными силами.

16 января одинокий разведчик из 130 эскадрильи 1/CBS обнаружил рядом с островом Ко Чанг корабли ВМС Таиланда. После полуночи (17 января) эскадра из семи французских кораблей, имея флагманом легкий крейсер «Ламотт-Пике» атаковала противника. В ходе двухчасового боя два таиландских броненосца береговой обороны и три миноносца были уничтожены, другие суда получили повреждения. Тайские летчики с авиабазы Чантабури атаковали французские корабли, однако хотя и добились попадания бомбы в один из крейсеров, никакого урона противнику не нанесли. Искомая бомба, также не взорвалась.

Дальше пошла уже знакомая нам игра – днем бомбили тайцы, ночью французы. Единственный случай заслуживающий внимания – атака двумя французскими истребителями на бреющем полете тайской войсковой колонны 21 января 1941 года.  Несколько десятков человек были ранены и убиты, а ответным огнем 1 «Моран» был буквально изрешечен и еле дотянул до базы.

Тайские офицеры позируют с захваченным французским знаменем, 1941 г.

Тайские офицеры позируют с захваченным французским знаменем, 1941 г.

Окончание боевых действий в Индокитае

Последние залпы франко-тайской войны прогремели 24 января 1945 года. Этот день ознаменовался сразу тремя воздушными боями, в которых ожидаемо не было ни одного сбитого самолета. В тот же день, при посредничестве Японии правительства французского Индокитая и Таиланда сели за стол переговоров. Взаимные бомбардировки продолжались, тем не менее, ещё 4 дня, хотя стоит ли говорить об их эффективности?

9 мая 1941 года в Токио был подписан мирный договор, по которому спорная территория в 64750 квадратных километров на границе с Лаосом и Камбоджей отходила Тайланду, который в свою очередь платил Франции шесть миллионов пиастров в качестве репараций.


Источник: компиляция по данным полученным из открытых источников сети интернет