Содержание Характеристики среднего танка TAM |
|
---|---|
Страна: | Аргентина |
Тип: | Средний танк |
Дата выпуска: | 1976 г. |
Длинна: | 8,23 м |
Ширина: | 3,12 м |
Высота: | 2,42 м |
Броня, лоб: | |
Броня, борт: | |
Броня, башня: | |
Экипаж: | 4 человека |
Двигатель: | MTU MB822 Ка-500, мощностью 720 л.с. |
Дальность хода: | 550 км |
Максимальная скорость: | 75 км/ч |
Масса: | 30,5 тонн |
Вооружение: | 1х пушка L743 калибра 105-мм, 1 спаренный с пушкой 7,62-мм , 1 зенитный пулемет 7,62-мм, 8 установок запуска дымовых гранат |
Разработка танка TAM
Танк ТАМ (Tanque Argentino Mediano — аргентинский средний танк) был разработан для аргентинской армии фирмой Тиссен-Хеншель (ФРГ) в 1974 — 1976 г.г. на базе боевой машины пехоты «Мардер». Аргентина – страна достаточно бедная, именно этим объясняется задача создать максимально дешевую машину, к тому же обладающую как можно более скромными габаритами и весом.
Серийное производство по лицензии ФРГ было начато в 1979 году аргентинской фирмой TAMSE на государственном заводе в пригороде Буэнос-Айреса. Здесь изготавливались шасси, и производилась окончательная сборка танков. На заводе в Рио-Теркеро изготавливались башни и вооружение. С 1979 по 1985 год было выпущено 230 единиц.
В дальнейшем (как не трудно догадаться – из-за финансовых сложностей) производство танка ТАМ было свернуто, а треть уже готовых машин было законсервировано и отправлено в резерв.
Строго говоря, танком аргентинский TAM можно назвать очень условно – слишком слабая броневая защита, обеспечивающая защиту только от малокалиберных снарядов, сочетается в нем со слишком «хлипким» для её усиления шасси. При этом, изначально увеличить вес танка не представлялось возможным – львиная доля мостов Аргентины просто не рассчитана на большой груз.
В настоящее время TAM состоит на вооружении Аргентины, однако его модернизация откладывается из года в год. На экспорт TAM не поставлялся – не смотря на заинтересованность некоторых латиноамериканских стран в поставках, руководству Аргентины не удалось договориться с хозяевами лицензии в ФРГ.
Конструкция танка TAM
Компоновка танка ТАМ повторяет компоновку БМП «Мардер». Моторно-трансмиссионное отделение и ведущие колеса расположены спереди, зато система охлаждения двигателя установлена в кормовой части корпуса.
Корпус разбит на три отделения – в переднем, справа расположено МТО, слева – место водителя. В средней части (со сдвигом к корме) установлена трехместная сварная башня. Рабочие места наводчика и командира находятся справа, а заряжающего слева от пушки. Корпус и башня сварены из стальных броневых листов. Лобовая броня корпуса и башни защищает от бронебойных снарядов калибра не более 40-мм, а бортовая – исключительно противопульная. Борта корпуса и ходовая часть имеют дополнительную защиту в виде стальных противокумулятивных экранов. В кормовой части корпуса имеется люк для выхода экипажа и загрузки боекомплекта.
Наклонный броневой лист на МТО может подниматься для обеспечения доступа к агрегатам силовой установки и трансмиссии.
Первые образцы танка вооружались 105-мм нарезной пушкой фирмы «Рейнметалл», стабилизированной в двух плоскостях, и оснащались оптическим дальномером, нестабилизированным панорамным прицелом командира, ночными подсвегочными приборами. Пушка имеет углы вертикальной наводки от -Т до +18°. В ходе модернизации на танк начали устанавливать пушки аргентинского производства с термозащитным чехлом и усовершенствованные стабилизированные прицелы наводчика и командира, лазерный дальномер, низкоуровневые телевизионные ночные приборы.
Боекомплект танка TAM состоит из 50 артвыстрелов, из которых 20 размещены в башне, а остальные — в корпусе танка. Для загрузки боеприпасов и выброса стреляных гильз используется специальный лючок в левом борту башни. При необходимости боеприпасы могут быть быстро загружены через кормовой люк. С пушкой спарен 7,62-мм бельгийский пулемет MAG, выпускаемый по лицензии в Аргентине. Второй такой пулемет установлен на люке командира танка и используется в качестве зенитного. Для наблюдения за полем боя командир может пользоваться восемью перископическими приборами, установленными по периметру командирской башенки.
Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения, подогревателем для зимнего пуска двигателя, обогревателем обитаемого отделения, электрические водооткачивающие насосы и система ППО, включаемая вручную или автоматически.
Модификации и варианты танка TAM
ТАМ-4 (ТН-301) — опытный образец, изготовленный в 1978 году. Оснащен модернизированным двигателем мощностью 750 л.с., компьютеризированной системой управления огнем с дневной и ночной тепловизионной системами поиска цели и наведения. Не производился серийно.
VCA-155 — 155-мм самоходная гаубица с итальянским боевым модулем «Пальмария» на удлиненном шасси TAM. Масса машины достигла 45 тонн, что намного превосходит проектную грузоподъемность шасси. Произведено до 25 шт, по некоторым сведения на вооружении с 1995 г.
VCTP (Vehiculo de Combate Transporte de Personal) — боевая машина пехоты. От танка отличается двухместной башней с 20-мм автоматической пушкой фирмы «Эрликон» и отделением для перевозки десанта в кормовой части. Изготовлено 100-150 единиц до 1986 года.
VCLC — 160-мм система залпового огня на шасси TAM, производства Израиля.
VCTM (Vehiculo de Combate Transporte Mortaro) — самоходный 120-мм миномет, изготовлено до 50 единиц.
VCPC (Vehiculo de Combate Puesto de Comando) — машина управления, изготовлено 9 единиц.
VCRT (Vehiculo de Combate Recuperacion de Tanques) — БРЭМ, оснащенная бульдозерным отвалом и краном грузоподъемностью 22 т.