Содержание
История создания САУ 7,5cm PAK-40/4 auf Raupenschlepper Ost (sf)
Был у немцев во время Второй Мировой войны неплохой военный трактор: гусеничный тягач RSO («восточный»), отличавшийся приемлемой проходимостью по снегу, скоростью в 20 км/ч. и самое главное — сравнительно невысокой стоимостью и хорошо отлаженным производством.
Надо сказать, что к этому времени в Вермахте уже поняли — гусеничная машина, вовсе не значит «вездеходная». К примеру «шахматная» компоновка опорных катков танков Pz-V («Пантера») и Pz-VI («Тигр») «замечательно» проявила себя тем, что если попавшая между катками грязь ночью вдруг замерзнет, машина утром не двинется с места. RSO подобные проблемы были не знакомы — его ходовая часть была максимально простой и была пригодна к эксплуатации на любых грунтах.
Кроме того, был и ещё один очень важный фактов: дело было уже в 1943 году и немецким частям теперь было всерьез знакомо такое злое слово как «отступление» («экстренная передислокация», как тогда можно было говорить). Очень часто приходилось бросать совершенно исправные полевые орудия потому, что в условиях отступления они превращались в чемодан без ручки. В общем, сама по себе идея механизировать полевую артиллерию была для немецкого командования пластырем от одной из больных мозолей. А скорость для такой пушки — так это дело десятое.
В общем, весной-летом 1943 года всерьез встал вопрос об использовании шасси тягача RSO в качестве носителя всевозможных систем артиллерийского вооружения, главным образом — противотанкового и зенитного.
Но это оказалось не так просто из-за небольших размеров самого шасси и его грузовой платформы машины.
Истребитель танков на базе тягача RSO (RSO/PaK40)
Первым, в августе 1943 года, на испытания вышел «истребитель танков» на базе RSO, несший 75-мм противотанковую пушку PAK-40 со штатным щитом, установленную в центре открытого кузова с откидными деревянными бортами.
При этом для размещения длинного ствола пушки пришлось отказаться от крытой кабины, хотя оставшуюся её нижнюю часть защитили противоосколочной бронёй толщиной в 5 мм.
Орудие РАК-40 было оснащено прицелом ZF3, углы наведения пушки по горизонтали составляли ±30°, а по вертикали -5° +22°. Экипаж состоял из 4 человек.
Несмотря на множество «детских болезней», эта САУ, будучи показанной Гитлеру, произвела на последнего очень хорошее впечатление, так как сочетала в себе три главных качества:
- Мощную противотанковую пушку
- Хорошую проходимость
- Дешевизну в производстве
Тут же последовал заказ на производство 50 машин для произведения войсковых испытаний и приказ о подготовке в 1944 году серийного выпуска 400 таких САУ ежемесячно.
В январе 1944 года прошли испытания 7.5cm PAK-40/4 auf Raupenschlepper Ost (sf) (такое грозное название получил вчерашний трудяга RSO) и был утверждён следующий график производства этой САУ:
- март — 50;
- апрель — 100;
- май — 150;
- июнь — 200;
- июль — 400.
САУ RSO/PaK40 проходили войсковые испытания на Восточном фронте в начале 1944 года в группе армий «Юг» и… закономерно завершились ничем. Все-таки тихоходный слабо бронированный трактор с не такой уж новой пушкой PaK-40 в кузове, в 1944 году уже никакой особенной удали на поле боя показать не мог.
Хотя машина предназначалась для использования пехотными противотанковыми подразделениями, все предсерийные машины были переданы бронетанковым подразделениям (Panzerjager Abteilungen 743 и 744, а также 18-й танковой гренадерской дивизии) в связи с острой необходимостью замены выбывшей материальной части. Но, чрезвычайно низкая скорость и слишком легкое бронирование неизбежно приводили к одним и тем же проблемам — машины не успевали за боевыми частями, а когда нужно было вести огонь оказывались слишком уязвимыми. Также, выяснилось, что машины RSO/PaK 40 имеют слишком высокий центр тяжести, что приводит к раскачиванию машины и уменьшению точности ведения огня.
В итоге испытания закончились, 60 уже произведенных к тому времени «истребителей танков» кое-как остались дослуживать в войсках, однако больше идеи о, использовании RSO в качестве подвижной орудийной платформы, не поднималось.
Несостоявшийся истребитель танков RSO/PaK43
Производитель RSO/PaK 40, компания Steyr пыталась исправить ситуацию, начав разработку уже более серьезного «боевого трактора» RSO/PaK43. Эта новая версия имела широкие гусеницы и более широкий корпус, что позволяло опустить центр тяжести машины и несколько улучшить её проходимость. Также RSO/PaK43 имел более мощный и менее шумный бензиновый двигатель V8, а в качестве орудия использовалась 88-мм зенитная пушка PaK 43 L71.
Предполагалось, что RSO/PaK43 начнет выпускаться с 1944 года, но в октябре 1943 года Steyr получил от армейского командования приказ прекратить производство любых типов гусеничных машин. История истребителей танков на базе гусеничных тягачей RSO на этом закончилась.
Характеристики САУ 7,5cm RSO/PaK40 |
|
---|---|
Страна: | Германия |
Тип: | Истребитель танков |
Дата выпуска: | 1944 г. |
Длинна: | Нет сведений |
Ширина: | 1,99 м |
Высота: | Нет сведений |
Броня, лоб: | 4 мм |
Броня, борт: | Нет |
Броня, башня: | Нет |
Экипаж: | 4 человека |
Двигатель: | карбюраторный Skoda 90 л.с. |
Дальность хода: | 125 км |
Максимальная скорость: | 20 км/ч |
Масса: | около 8 тонн |
Вооружение: | 1х 75-мм противотанковая пушка PAK-40 |
Зенитная самоходная установка на базе тягача RSO
Повествование о боевой карьере славного трактора RSO было бы не полным, если бы мы не упомянули про ещё один вариант переоборудования тягача «по-боевому». На этот раз, в зенитную установку.
В том же 1944 году 12 тягачей RSO были оснащены 20-мм автоматическими зенитными пушками Flak 38, превратившись тем самым в средства ПВО.
Этим грозным боевым машинам довелось повоевать на заключительном этапе войны, но модификацию в войсках считали крайне неудачной, и дальше опытных образцов дело не продвинулось.
Источник: armedman.ru, Автор: