Содержание
История создания легкой 105-мм самоходной гаубицы «Wespe» (Sd.Kfz.124)
Немецкое самоходное артиллерийское орудие «Wespe» («Оса» — нем.) разрабатывалось в рамках концепции «полевого орудия на мобильном лафете» — артсистемы, в котором ходовая часть играла роль своеобразного несъёмного тягача. Главной задачей этой САУ была поддержка и сопровождение огнём танковых и моторизованных частей на поле боя.
Проектированием машины занималось конструкторское бюро фирмы «Allket» в Берлине. В качестве базы было использовано шасси танка Pz-II Ausf.F, подвергшееся значительной перекомпоновке и получившее обозначение Geschutzwagen II (Gw II).
Серийное производство САУ началось в феврале 1943 года на заводах FAMO в Бреслау и Варшаве. Первоначальный заказ Управления вооружений составлял 1000 единиц, однако поздней осенью 1943 года его уменьшили до 835, включая перевозчики боеприпасов. До августа 1944 года заводские цеха покинуло 676 самоходных гаубиц «Wespe» и 159 перевозчиков боеприпасов на том же шасси. «Wespe» поступали на вооружение первых дивизионов в артиллерийских полках танковых дивизий. В каждом дивизионе две батареи имели на вооружении по шесть самоходных гаубиц и два перевозчика боеприпасов в каждой. Одной из первых новые боевые машины получила дивизия СС «Адольф Гитлер».
Боевое крещение «Wespe» прошли в ходе операции «Цитадель». В ней приняли участие 68 САУ этого типа, 14 из которых были потеряны. До конца 1943 года на Восточном фронте было потеряно 98 «Wespe». Позже такие самоходки использовали в танковых соединениях вермахта и войск SS на всех фронтах вплоть до конца войны. К 1 марта 1945 года в войсках ещё оставалась 321 «Wespe».
«Wespe», как и противотанковая САУ «Marder», оказалась наиболее удачной самоходно-артиллерийской установкой, созданной на базе танка Pz-II. Продуманная компоновка и размещение качающейся части гаубицы почти по оси центра тяжести машины позволили равномерно распределить массу на опорные катки, что обусловило высокую живучесть ходовой части.
Всего в период с 1943 по 1944 г.г. было изготовлено 676 САУ «Wespe».
Характеристики самоходной гаубицы «Wespe» |
|
---|---|
Страна: | Германия |
Тип: | Самоходная гаубица |
Дата выпуска: | 1943 г. |
Длинна: | 4,81 м |
Ширина: | 2,28 м |
Высота: | 2,3 м |
Броня, лоб: | 30 мм |
Броня, борт: | 14,5 мм |
Броня, башня: | 10 мм |
Экипаж: | 5 человек |
Двигатель: | Карбюраторный, мощностью 140 л.с. |
Дальность хода: | 140 км (по шоссе) |
Максимальная скорость: | 40 км/ч (по шоссе) |
Масса: | 11 тонн |
Вооружение: | 1x 105-мм гаубица leFH 18/2, 1x 7,92-мм пулемет MG-34 |
Конструкция легкой самоходной гаубицы 105-мм «Wespe» (Sd.Kfz.124)
Как уже отмечалось, базой для САУ «Wespe» послужило шасси танка Pz-II Ausf.F, однако значительно измененное по сравнению с оригиналом. Двигатель сместили вперёд и расположили сразу за трансмиссией. Вперёд перенесли и агрегаты системы охлаждения двигателя. В результате в кормовой части корпуса освободилось место для боевого отделения с открытой сверху сварной боевой рубкой. Кормовой лист рубки мог откидываться в горизонтальное положение, в котором фиксировался упором. Это облегчало погрузку боеприпасов в САУ, подачу их с грунта при стрельбе, а также монтаж и демонтаж орудия. Машины поздних выпусков изготавливали на удлинённом на 220 мм шасси, что было внешне заметно по увеличенному расстоянию между последним опорным катком и ленивцем.
В рубке устанавливалась полевая 105-мм гаубица leFH 18/2 с длиной ствола 28 калибров производства фирмы Rheinmetall-Borsig. Масса орудия составляла 726 кг. Затвор — горизонтальный клиновой. Горизонтальный угол наведения составлял 17° на сторону, вертикальный колебался от -5° до +42°. В четырёх металлических ящиках по бортам боевого отделения (по два с каждой стороны) размещался боекомплект — 32 выстрела раздельного заряжания с осколочно-фугасными, кумулятивными и бронебойными снарядами. Для ведения огня использовался прицел Rblf 36. В качестве вспомогательного вооружения в корпусе САУ размещались пулемёт MG 34 и пистолет-пулемёт MP-40 или в варианте без пулемёта — два пистолета-пулемёта MP-40. На левом борту рубки устанавливалась радиостанция Fu-5.
Экипаж САУ состоял из пяти человек — командира, механика-водителя и трех канониров. Механик-водитель находился в специальной рубке слева от трансмиссии, изолированно от остальных членов экипажа, размещавшихся в боевом отделении. В переднем листе рубки был смонтирован прибор наблюдения со стеклоблоком «триплекс». На марше передний лист мог откидываться вверх, открывая смотровой люк. В бортах рубки имелись смотровые щели, а в крыше — двухстворчатый посадочный люк
На «Wespe» устанавливалися двигатель Maybach HL 62TR мощностью 140 л.с. и синхронизированная коробка передач SSG 46 Aphon. Запас топлива —170 литров — размещался в двух бензобаках. Ходовую часть практически полностью заимствовали у танка Pz-II Ausf.F, за исключением того, что верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя катками, а не четырьмя.
САУ массой 11,48 т развивала максимальную скорость 40 км/ч, запас хода по шоссе составлял 220 км.
Параллельно с самоходным орудием «Wespe» был разработан перевозчик боеприпасов к нему — Munitions Sf auf Fgst Pz.Kpfw.II. Эта машина отличалась от САУ отсутствием орудия, передний лист рубки выполнялся глухим. Она могла перевозить 90 105-мм выстрелов и обслуживалась экипажем из трёх человек.
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в том числе книге «М. Свирин. Самоходная артиллерия вермахта. Экспринт М., 1996.»