Характеристики самоходной пушки ОСА-76 |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Самоходная артиллерийская установка |
Дата выпуска: | 1943 год |
Длинна: | 5000 мм (с учетом пушки) |
Ширина: | 2150 мм |
Высота: | 1560 мм |
Броня, лоб: | 6 мм |
Броня, борт: | 6 мм |
Броня, башня: | 10 мм |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | ГАЗ-ММ, 4-х цилиндровый, карбюраторный, 50 л.с. |
Дальность хода: | 220 км |
Максимальная скорость: | 41 км/ч |
Масса: | 3,5 тонны |
Вооружение: | 76,2-мм пушка ЗИС-3 |
Транспортировка орудий для советской армии была одной из главнейших проблем во второй мировой войне. Тяжелых тягачей, да и просто грузовиков не хватало – они становились легкой добычей противника из-за слабой защищенности, да и производство было ориентировано в первую очередь на выпуск боевых машин, и только «если останется», перепадало всем остальным.
Проблема встала особенно остро в 1943 году – существовавшие самоходные артсистемы типа СУ-76 к этому времени уже перешли в подчинение к танковым войскам, и артиллеристы и так уже не успевающие за наступающими частями, и вовсе остались «безлошадными».
Чтобы ликвидировать этот недостаток, была разработана концепция ОСА, Общевойсковой Самоходной Артиллерии – полковой пушке, поставленной на самодвижущееся механическое шасси.
Изначально проект включал в себя три ветви развития ОСА:
- ОСА-3 – частично бронированная зенитная самоходная установка со спаркой крупнокалиберных зенитных пулеметов.
- ОСА-57 – частично бронированная самоходная артиллерийская установка с 57-мм противотанковой пушкой.
- ОСА-76 – частично бронированная дивизионная САУ с 76-мм пушкой.
Разработку поручили КБ ГАЗ и завода №38. Уже на первом этапе ОСА-57 «вылетела с трассы», так как её вооружение было откровенно слабым. Основное внимание уделили именно «чистой САУ» с индексом 76. Она имела много общего с двоюродной сестрой – СУ-76, и по компоновке, и по внешнему виду, однако была меньше и компактнее. Вес ОСА-76 составлял всего 3,5 тонны, против 11 тонн СУ-76. За счет этого, для движения ей вполне хватало автомобильного двигателя ГАЗ-ММ, несмотря на то, что ходовая часть машины была заимствована у легких танков Т-60 и Т-70.
Подвеска состояла всего из четырех опорных малых катков, двух роликов поддержки, заднего ведущего и переднего направляющего колеса, на каждый борт. Спереди корпуса находились пост управления и моторно-трансмиссионное отделение, сзади — боевое отделение с бронированной открытой рубкой. Вооружалась ОСА-76 76,2-мм пушкой ЗИС-3, экипаж машины составлял 3 человека.
В 1944 году ОСА-76 прошла испытания, которые выявили как положительные качества машины – легкость из-за которой ей заинтересовались не только артиллеристы, но и десантники, неприхотливость двигателя, способного «переварить» почти любое топливо, распространенность узлов и агрегатов, что позволяло легко осуществлять ремонт… так и отрицательные – пушка калибром 76 мм была для неё великовата, что вело к недостаточной устойчивости машины при стрельбе. В декабре 1944 года её все-таки рекомендовали к серийному производству, но только после устранения обнаруженных недоработок.
Если бы машина появилась на год (или, что ещё лучше, два года) раньше, её безусловно приняли бы на вооружение, и она успела бы повоевать. Но на дворе был уже 1944-й, война приближалась к логическому завершению, насыщенность войск боевой техники, была более чем достаточной, и в финале ОСА-76 оказалась никому не нужна. В апреле 1945 года все работы по ОСА-76 были прекращены.
Всего было изготовлено 3 машины-прототипа. В войска они не поступали.