Содержание Характеристики истребителя танков «Ягдтигр» |
|
---|---|
Страна: | Германия |
Тип: | Истребитель танков (САУ) |
Дата выпуска: | 1944 г. |
Длинна: | 7,8 м (по корпусу) 10,65 м (с пушкой) по модели Хеншеля |
Ширина: | 3,63 м |
Высота: | 2,95 м |
Броня, лоб: | 250 мм |
Броня, борт: | 80 мм |
Броня, башня: | Нет башни |
Экипаж: | 6 человек |
Двигатель: | бензиновый 12-цилиндровый V-образный двигатель, 700 л.с. |
Дальность хода: | 170 км (по шоссе) |
Максимальная скорость: | 38 км/ч |
Масса: | 75,2 тонн |
Вооружение: | 128-мм нарезное орудие KwK 44 с длиной ствола 55 калибров (40 выстрелов) , 1× 7,92-мм пулемет MG-34, 1х 92-мм гранатомёт. |
История создания «Ягдтигра»
Почти одновременно с началом проектирования тяжелого танка «Тигр II», по личному распоряжению Гитлера была начата разработка мощного САУ — истребителя танков, вооруженного 128-мм орудием высокой баллистики. Шасси самоходки не мудрствуя лукаво взяли от того же «Тигра II».
20 октября 1943 года деревянный макет нового штурмового орудия был представлен Гитлеру и привел его в полный восторг. Сразу же, еще до сооружения прототипа и испытаний, последовал заказ на 100 машин этого типа, получивших название «Ягдпанцер VI», а впоследствии — «Панцерягер Тигр» или коротко: «Ягдтигр».
Как было принято в «тигриной семье», «Ягдтигр» делали одновременно «Хеншель» и «Порше», прототипы которых использовали один корпус, но разную конструкцию ходовой части. Вопреки обыкновению, вперед вырвался «Порше», выкативший самоходку раньше чем конкурент (февраль 1944 г.), к тому же более легкую и простую в производстве. Однако «Хеншель» использовал все связи и… в серию пошел именно их вариант истребителя танков, наследовавший все недостатки ещё весьма «сырого» «Тигра II».
Производство «Ягдтигра» должно было начаться практически сразу за приемкой машины, однако заводы «Хеншель» и «Нибелунгенверк» были перегружены текущими заказами, к тому же находились под постоянной бомбежкой. Не смотря на это, к концу февраля 1944 года было изготовлено 12 «Ягдтигров». Как выяснилось позже, это был практически максимум возможностей немецкой промышленности — всего до конца войны (то есть чуть больше года) удалось выпустить всего 70 «Ягдтигров» с подвеской Хеншеля и ещё 11 с подвеской Порше.
Боевое использование «Ягдтигра»
В марте 1944 г. «Ягдтигры» поступили на вооружение 512-го батальона тяжелых самоходных орудий майора Шерфа. 1-я рота батальона был направлен на Западный фронт и приняла первый бой 10 марта у Ремагенского моста, нанеся тяжелый урон союзникам и произведя ошеломляющий эффект — немецкие САУ подвигали танки противника с дистанции 2,5 км!
«Ягдтигров» было мало, поэтому напрасно ими не рисковали — огонь истребители танков вели почти всегда с замаскированных позиций, а перемещения осуществлялись только по ночам. Тем не менее, оказать какое-то серьезное влияние на ход боевых действий САУ уже не могла — в апреле 1945 года остатки 512-го батальона сдались американским войскам.
На восточном фронте «Ягдтигр» участвовал в обороне Вены, а также боях в южной Германии. Как и на западе, машины показали себя как весьма грозное оружие, но строго оборонительное — для наступления «Ягдтигр» был совершенно не приспособлен, был малоподвижен (что несколько сглаживалось тяжелой броней), почти не транспортабелен, и капризен в обслуживании и ремонте.
Особенности конструкции «Ягдтигра»
Конструктивно «Ягдтигр» мало отличался от «Тигра II». По сравнению с ним экипаж был увеличен до 6 человек экипаж (+1 заряжающий). Посадка экипажа осуществлялась через два люка над отделением управления, через люк в крыше боевой рубки и бронедверцу в ее задней стенке. Корпус машины удлинен на 25 см по сравнению с базовой машиной. В центре его размещалась бронированная надстройка, объединенная с поверхности борта.
Верхняя лобовая деталь корпуса имела 150-мм толщину по нормали и склонялась на 45 градусов, борт корпуса и рубки — 80 мм под 25-градусным наклоном. Лобовая броня надстройки 250-мм толщины не пробивалась ни одним из орудий союзников на всех дистанциях боя. Днище и крыша — 40-мм толщины. При всей этой толщине, шел уже 1944 год, и стали «благородных» марок катастрофически не хватало, поэтому броня «Ягдтигра» была не самого высокого качества.
128-мм нарезное орудие KwK 44 с длиной ствола 55 калибров, по баллистике идентичное полевому противотанковому орудию РаК 44 (без дульного тормоза). По мощности это была лучшая пушка из выпускавшихся в мире, однако её вес (4 тонны!) и габариты полностью исключали установку в башне танка. Разумеется бронепробиваемость этого орудия позволяла бороться с любой бронированной техникой союзников.
Ходовая часть машин с подвеской «Хеншель» повторяла таковую у «Тигра II». На каждый борт приходилось 18 опорных катков, размещенных попарно в шахматном порядке. Тип подвески — торсионный. Эта ходовая часть обеспечивала высокую плавность хода, но являлась сложной как в изготовлении, так и в ремонте и эксплуатации.
На машинах, выпущенных «Нибелунгенверке» с подвеской Порше, ходовая часть имела много общего с «Фердинандом»: 8 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами, сгруппированных в 4 тележки, каждая из которых подвешивалась на своем торсионе — не слишком мягкая при езде, она весила в 2 раза меньше, чем у конкурентов.
«Ягдтигр» был оснащен радиостанцией FuG 5, электрогенератором Bosch GTLN 700/12-1500 L1 и двумя подрывными зарядами на случай самоликвидации.
Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет