«Немецкие танки 1920-30 г.г.: проекты «Grosstraktor» и «Neubaufahrzeug». История создания, особенности конструкции»

Немецкий «Traktor» в русском поле

В период 1926-1932 годами компании «Рейнметалл», «MAN», «Крупп» и «Даймлер» получили от правительства Германии заказы на разработку прототипов лёгких и средних танков под кодовым названием «traktor». Своеобразное название было лишь маскировкой — в то время Версальский договор прямо запрещал военные разработки, и немцам приходилось идти на хитрости.

Leichte Traktor - немецкий «легкий трактор» с поворотной башней

Leichte Traktor — немецкий «легкий трактор» с поворотной башней

Прототипы «тракторов», под покровом секретности, были протестированы на танковом полигоне «Кама» (Panzertruppenschule Kama) располагавшемся на территории в СССР (куда руки «партнеров» по Версалю дотянуться не могли), недалеко от Казани. Конструкция этих машин была разработана с учётом уроков, полученных при конструировании Leichte Kampfwagen I и II (1918-1919 г.г.).

Leichte Traktor — первые опыты

Разработка лёгких танков началась в мае и октябре 1928 года компаниями Krupp и Rheinmetall-Borsig. В мае 1930 года был готов прототип у Rheinmetall-Borsig, который в июне того же года был испытан на полигоне «Кама». Результаты испытаний позволили разработать и собрать два последующих прототипа. Один из них имел поворачивающуюся на 360 градусов башню, а второй был разработан как самоходное орудие.

Вес прототипов варьировался от 8 до 9,5 тонн. Leichte Traktor (VK 31) был вооружён 37-мм орудием KwK L/45 и лёгким пулемётом, установленными в башне (башня производилась компанией Swedish Bofors и располагалась в задней части корпуса).

Экипаж VK 31 состоял из 3-х человек. Максимальная толщина брони — 12 мм, а полный вес — 9,5 тонн. Максимальная скорость на дороге — 30 км/ч, двигатель, мощностью 100 л.с. располагался сзади. С 1931 по 1932 год Krupp работал над улучшением и модернизацией прототипов Rheinmetall-Borsig.

Kleintraktor - немецкий малый трактор», в очертаниях которого уже угадываются контуры будущего Pz.I



Kleintraktor — немецкий малый трактор», в очертаниях которого уже угадываются контуры будущего Pz.I

В 1931 году был получен заказ на производство 289 таких танков, но в 1932 году проект был закрыт по причине наличия других, более продвинутых, проектов, таких как, например, Kleintraktor / La.S («малый трактор», прототип будущего легкого танка Pz.I), и обе компании произвели всего 3 прототипа VK 31.

Armeewagen 20 — первые «Гросстракторы»

Одновременно с разработкой легких танков, в 1925 году Rheinmetall-Borsig, Krupp и Daimler Benz также получили задание на средние (тяжёлые) танки, под кодовым названием «Armeewagen 20». Разработчиком были выставлены следующие условия: танк должен иметь длину до 6 м, ширину до 2,4 м, 75-мм орудие в поворачивающейся башне, и вес до 15 тонн. Каждая компания должна была изготовить два прототипа с броневой защитой от 6 до 14 мм, проходившие по документам как коммерческие транспортные средства.

«Grosstraktor I» от фирмы «Даймлер», в котором явно просматриваются контуры танков Первой Мировой войны

«Grosstraktor I» от фирмы «Даймлер», в котором явно просматриваются контуры танков Первой Мировой войны

Работа началась в 1925 году, а испытания планировались в 1929-30 году. «Госстрактор I» («тяжелый трактор») фирмы Daimler Benz разрабатывал доктор Porsche. Машина была вооружёна одним 75-мм орудием KwK L/24 и тремя 7,92-мм тяжёлыми пулемётами. Он обладал свойствами амфибии, оснащался 6-ти цилиндровым бензиновым двигателем Daimler M182206, мощностью 255 (260) л.с., имел сложную конструкцию подвески и корпуса. Только два прототипа было построено и секретно испытано: один (№ 41) в 1929 году и второй (№ 42) в 1930 году. Оба имели проблемы с трансмиссией, в связи с чем их испытания были ограниченными.

«Grosstraktor II» фирмы Rheinmetall-Borsig был также вооружён одним 75-мм орудием KwK L/24 и четырьмя тяжёлыми пулемётами калибра 7,92-мм. Вся конструкция этого прототипа была гораздо проще, чем у «Grosstraktor I», имелись люки бокового доступа в корпус танка и такие же, как у Grosstraktor I свойства амфибии. Было построено только два прототипа: первый (№ 45) в 1928 году и второй (№ 46) в 1929 году. Потом они ещё трижды модернизировались: в 1930, 1932 и 1933 годах. Прототип «Рейнметалла» оснащался 6-ти цилиндровым двигателем BMW Va, мощностью 250 л.с.

«Grosstraktor III» фирмы «Krupp» также в общих чертах напоминал прототипы других компаний, но имел множество отличий в деталях. Также было построено только два прототипа: первый (№ 43) в 1928 году и второй (№ 44) в 1929 году. В 1931 году оба были модернизированы. Оба прототипа обладали весом 16-16,4 тонны и скоростью 40-44 км/ч. В общем и целом, все прототипы были похожи на английские средние танки Mark III и Mark C. Ни один из этих прототипов так и не был доведён до стадии серийного производства в связи с большим количеством дефектов и поломок в процессе испытаний.

«Grosstraktor III» на постаменте, вероятно на территории завода «Крупп»

Grosstraktor III» на постаменте, вероятно на территории завода «Крупп»

После испытаний четыре оставшихся на ходу прототипа были включены в состав 1-ой танковой дивизии Вермахта и участвовали в военных манёврах в августе 1935 года. В конце концов, они, вероятно, использовались в тренировочных целях и позже были разобраны.

Neubaufahrzeug — вторая итерация проекта «Grosstraktor»

Разработка новых немецких средних танков началась с октября 1932 года. Верховное Командование германской армии разместило заказ на разработку нового «Тяжёлого Трактора» (Grosstraktor) в компаниях Krupp и Rheinmetall-Borsig. Обе компании должны были разработать прототип тяжёлого танка, и каждая предложила собственный проект. Вначале прототипы имели рабочее название Pz.Kpfw.VII (Pz.Kpfw.IV neu Art), но в октябре 1933 года проект был переименован в Neubaufahrzeug (вновь построенное транспортное средство).

Rheinmetall Model A и Krupp Model B были похожи в общих чертах и конструкции, и отличались, главным образом, толщиной брони и расположением вооружения в башне. Прототип Rheinmetall (Pz.Kpfw NbFz V) имел 37-мм орудие Tankkanone L/45, установленное над 75-мм KwK L/24, в то время как прототип Krupp имел те же орудия, но установленные в ряд. Вдобавок, на оба прототипа устанавливались по две слегка модифицированная башни с Panzer I, вооружённые пулемётами (одна сзади, а вторая спереди от основной башни).

Тяжелый многобашенный танк «Neubaufahrzeug» или точнее Pz.Kpfw NbFz V фирмы «Рейнметалл»

Тяжелый многобашенный танк «Neubaufahrzeug» или точнее Pz.Kpfw NbFz V фирмы «Рейнметалл»

Pz.Kpfw NbFz V и VI были похожи по компоновке с английским танком Vickers «Independent», советским танком Т-35 и французским Char-2C, и оказались слишком сложными и обладали худшими боевыми характеристиками, чем ожидалось. Rheinmetall изготовил только два прототипа (№ 1 и № 2) в 1934 году и ещё три (№ 3, № 4 и № 5) в 1935-36 годах. № 1 был единственным с установленными одно над другим орудиями и антенной на башне. Остальные 4 прототипа имели башню с двумя орудиями, установленными в ряд, по схеме Krupp. Также планировалось устанавливать на эти танки 105-мм орудие KwK L/28.

В августе 1935 года № 1 и № 2 приняли участие в учениях кадровой танковой дивизии, а остальные — скрупулёзно испытывались на полигоне в местечке Putloss в 1935-36 годах. В 1937 году было принято решение о переоборудовании танков NbFz в Nebel Panzer, вооружённых 105-мм орудиями и способных выставлять дымовую завесу, но документальных подтверждений этому не сохранилось. Тем временем вовсю развернулась работа над танком Panzer IV, которому суждено было стать главным танком германского Вермахта. Вскоре все работы по проекту NbFz были свёрнуты.

Тяжелый многобашенный танк «Neubaufahrzeug» фирмы «Крупп». Отличить его легко по расположенным в ряд орудиям в главной башне

Тяжелый многобашенный танк «Neubaufahrzeug» фирмы «Крупп». Отличить его легко по расположенным в ряд орудиям в главной башне

Дальнейшая судьба многобашенных танков Германии

Многобашенные тяжёлые танки оказались Вермахту ненужны, так как Верховное Командование придавало большее значение мобильности танка, нежели его огневой мощи. Три танка (с башнями Krupp) в 1940 году вошли в состав Panzer Abteilung zur besonderer Vervendung 40, дислоцированном в Норвегии. Из них было сформировано подразделение, приравнивавшееся к взводу. Оно получило название Panzerzug Horstmann / Zug Putloss. Командиром был назначен лейтенант Ганс Хорстман (Hans Horstmann). Танки прибыли в Осло 19 апреля 1940 года и создали видимость, что Германия имеет в Норвегии тяжёлые танки.

Известно, что PzAbt zbV 40 в 1941 году базировался в Осло в крепости Akershus, а в 1942 году в Финляндии, но, по всей вероятности, танки NbFz никогда не покидали пределов Норвегии и в 1945 году были захвачены союзниками и разобраны.

Крупповский многобашенный танк «Neubaufahrzeug» в профиль

Крупповский многобашенный танк «Neubaufahrzeug» в профиль

Германские источники утверждают, что танки NbFz входили в состав 1-ой танковой группы на Восточном фронте, и один из них был уничтожен под Дубной 28 или 29 июня 1941 года. Другой источник указывает, что оставшиеся два NbFz были уничтожены недалеко от румынской границы в июне 1941 года. Также сообщается, что оба подбитых танка были возвращены Германии в ноябре 1941 года.

Единственным доказательством этого приводится фотография, где один из NbFz ремонтируется на заводе Krupp, а на заднем плане видна сборочная линия с самоходным штурмовым орудием Sturmgeschutz III(40). Вероятно, один из двух, построенных в 1934 году, прототипов NbFz остался в Германии для испытаний, после чего, 1941 году, был разобран.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет