Полное название этого документа в оригинале: «Оценка танков Т-34 и KB работниками Абердинского испытательного полигона США, представителями фирм, офицерами и членами военных комиссий, проводивших испытания танков». Оба танка были переданы в США советской стороной в конце 1942 г. для ознакомления. По другим сведениям испытания начались в апреле 1942 г., причем скорее всего эта точка зрения верна, т.к. Т-34 образца 1941 г. представленный на американских снимках, слишком уж ранних выпусков, чтоб без изменений дожить до конца 1942 г.

Надо отметить, что в конце 1942 года и Т-34 (76-мм) и КВ-1 уже не считались самыми современными машинами. На подходе были куда более совершенные модификации Т-34 и более эффективная замена для КВ-1, ИС-1.

На мой вкус, настоящая статья полезна для всех любителей военной истории и военной техники с двух позиций: во-первых, это довольно интересный (и, конечно, немного скептический) взгляд американских специалистов на советскую военную технику начального периода войны. Во-вторых, это весьма отрезвляющий отчет о реальном состоянии «лучших в мире» средних и тяжелых танков, и, во многом, ответ на вопрос, почему в 1941 году эти машины не смогли остановить немецкое наступление.

Без сомнения, Т-34 закончил Вторую Мировую войну лучшим танком этой войны, но в начале 1942 года, это была совсем не та боевая машина, которой мы привыкли гордится.

Примечания (и недоумения) авторов сайта по тексту ниже, приведены курсивом.

Советский средний танк Т-34 образца 1941 г., и его американский ровесник и «коллега» средний танк M4 «Шерман», на Абердинском военном полигоне в США

Советский средний танк Т-34 образца 1941 г., и его американский ровесник и «коллега» средний танк M4 «Шерман», на Абердинском военном полигоне в США

Состояние танков

Средний танк Т-34, после пробега в 343 км, окончательно вышел из строя и не может быть отремонтирован. Вследствие чрезвычайно плохого воздухоочистителя на дизеле, в мотор набилось очень много грязи и произошла авария, в результате которой поршни и цилиндры разрушились до такой степени, что их невозможно отремонтировать.

Танк с испытаний снят, намечено прострелять его пушкой танка KB и своей «3» — пушкой танка М-10, после чего он будет направлен в Абердин, где его разберут и оставят как экспонат.



Тяжелый танк KB всё ещё ходит, и его продолжают испытывать, хотя имеется ряд механических неполадок.

Силуэт-конфигурация танков

Форма корпуса наших танков нравится всем без исключения. Особенно хорош Т-34. Все сходятся во мнении, что форма корпуса Т-34 лучшая, чем на всех известных американцам машинах. KB — хуже, чем на любом из существующих в Америке танков (очень и очень спорная точка зрения, возможно имелось ввиду удобство техобслуживания танка?).

Основным недостатком корпусов является водопроницаемость как нижней части при преодолении водных преград, так и верхней части во время дождя. В сильные дожди в танк через щели натекает много воды, что ведёт к выходу из строя электрооборудования и даже боеприпасов. Расположение боеприпасов в танке очень нравится.

Броня танков

Химический анализ брони показал, что на обоих танках броневые плиты имеют неглубокую поверхностную закалку, тогда как основная масса броневой плиты представляет собой мягкую сталь.

В связи с этим американцы считают, что, изменив технологию закалки броневых плит, можно значительно уменьшить толщину её, оставив ту же стойкость на пробиваемость.В результате этого танки могут быть облегчены по весу на 8-10% со всеми вытекающими отсюда последствиями (увеличение скорости, уменьшение удельного давления и т.д.).

(Стоит отметить, что броня собственно американских танков M4  «Шерман» специалистами абердинского полигона вообще разносилась в пух и прах. Наши спецы соглашались с ними, так как при обстреле корпуса М4, защищенного 75-мм броней из ЗИС-3 броня пробивалась даже с дистанции 1000-1100 м.»М.Свирин.)

Башня танка

Основной недостаток — очень тесная. Американцы не могут понять, каким образом наши танкисты могут в ней помещаться зимой, когда носят полушубки. Также отмечен очень плохой электромеханизм поворота башни. Мотор слаб, очень перегружен и страшно искрит, в результате выгорают сопротивления регулировки скоростей поворота, крошатся зубья шестерёнок. Рекомендуют переделать на гидравлическую систему или просто на ручную.

(Американцы испытывали Т-34 с двухместной башней, одной из первых модификаций, поэтому совершенно верно оценили проблему с маленькой башней танка. По этой причине, в 1943-м была принята шестигранная башня увеличенных размеров, а с появлением модификации Т-34-85, башня стала трехместной и ещё более увеличилась в размерах).

Вооружение и прицел

Пушка Ф-34 — очень хорошая. Проста, безотказно работает и удобна в обслуживании. Недостаток — начальная скорость снаряда значительно ниже американской 3″ (около 620 м/с против возможной 850 м/с), однако, скорее всего это вызвано качеством пороха.

Танковый прицел — лучший в мире по конструкции. Несравним ни с одним из существующих (известных здесь) или разрабатываемых в Америке. Тем не менее, отмечалось, что качество оптики могло бы быть и получше.

Гусеницы

Идея стального трака очень нравится американцам. Но они считают, что пока не будут получены отзывы о сравнительных результатах применения стальных и резиновых гусениц на американских танках в Тунисе и других активных фронтах, нет оснований отказываться от своей идеи — резиновых.

Недостатком нашей гусеницы, с их точки зрения, является непрочность её конструкции. Может быть легко повреждена снарядами малых калибров и минами (то что резиновая гусеница их машин горела и танк легко «разувался» на поле боя, испытателей видимо не беспокоило).

Пальцы плохо закалены и сделаны из плохой стали, в результате очень быстро срабатываются и гусеница часто рвется. Идея забивания пальцев об упор на корпусе танка — вначале очень понравилась, но во время эксплуатации, после некоторой сработки пальцев, их начало гнуть об упор, что вело к частым обрывам гусениц.

Считают, что за счёт уменьшения толщины брони следует утяжелить гусеницы. Нравится также ширина гусеницы.

Подвеска

На танке Т-34 — плохая. Подвеска типа «Кристи» давно была испытана американцами и от неё безоговорочно отказались.На нашем танке она, из-за плохой стали на пружинах, очень быстро проседает и в результате заметно уменьшается клиренс. На танке KB подвеска очень хорошая.

(Надо отметить, что подвеска типа «кристи» во-первых, не была такой уж и плохой (её также использовали англичане, и вполне успешно), а во-вторых, была явно не хуже подвески американских «Шерманов» и «Генерала Ли«, практически не имевшей вертикального хода катка.
Однако если сравнивать «свечную» подвеску Т-34 (к тому же, вообще изначально рассчитанную на танк весом на 10 тонн легче!) и торсионную КВ-1, то стоит признать — последняя, действительно была намного лучше, и как следствие, до сир пор является основным типом подвески для танков по всему миру).

Двигатель танка

Дизель хороший, лёгкий. Идея применения на танках дизелей целиком разделяется американскими специалистами и военными, но, к сожалению, все дизельные моторы, выпускаемые заводами США, забирает Военно-Морской Флот и поэтому Армия лишена возможностей устанавливать дизели на своих танках.

Недостатки нашего дизеля — преступно плохой воздухоочиститель на танке Т-34. Американцы считают, что только саботажник мог сконструировать подобное устройство. Для них непонятно также, почему в нашем наставлении его называют масляным. Испытания в лаборатории и испытания его показали, что:

  • воздухоочиститель вообще не очищает воздуха, попадающего в мотор
  • пропускная способность его не обеспечивает приток необходимого количества воздуха даже при работе мотора вхолостую.

В результате этого, мотор не развивает полной мощности и попадающая в цилиндры пыль ведёт к очень быстрому срабатыванию их, падает компрессия и мотор теряет ещё больше мощности.
Кроме того, фильтр изготовлен с механической точки зрения чрезвычайно примитивно: в местах точечной электросварки металл прожжён, что ведёт к вытеканию масла и т. д.
На танке KB фильтр изготовлен лучше, но и он не обеспечивает притока в достаточном количестве нормально — очищенного воздуха.
На обоих моторах плохие стартеры — маломощные и ненадёжной конструкции.

(А вот эта претензия американцев пошла впрок, и на Т-34 в 1943-м был установлен новый фильтр Циклон, вместо старого вызвавшего столь сильные выражения со стороны заокеанских союзников).

Трансмиссия

Вне всякой критики — плохая. Произошёл интересный случай. Работавший по ремонту трансмиссии танка KB, был поражен тем, что она очень похожа на те трансмиссии, с которыми он работал 12-15 лет тому назад. Была запрошена фирма. Фирма прислала чертежи своей трансмиссии типа А-23. К всеобщему удивлению, чертежи нашей трансмиссии оказались копией присланных. Поразило американцев не то, что мы скопировали их конструкцию, а то, что была скопирована конструкция, от которой они отказались 15-20 лет тому назад.

Американцы считают, что со стороны конструктора, поставившего её в танк, проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям (трудно работать).

На танке Т-34 трансмиссия также очень плохая. Во время её эксплуатации на ней полностью выкрошились зубья (на всех шестернях). Химический анализ зубьев шестерён показал, что термическая обработка их очень плохая и не отвечает никаким американским стандартам для подобных частей механизмов.

(Вот к чему приводит незнание матчасти! Ведь и у нас неопытные механики-водители, незнакомые с особенностями этой коробки передач, грешили тем, что умудрялись запороть трансмиссию буквально с первых же километров пути. У тех кто хорошо освоил машину, таких проблем почему-то не возникало).

Бортовые фрикционы

Вне всякой критики — плохие. В Америке от установки фрикционов, даже на тракторах, отказались несколько лет тому назад (не говоря уже о танках). Кроме порочности самого принципа, наши фрикционы имеют чрезвычайно небрежную механическую обработку и плохие стали, что ведёт к быстрому износу, облегчает проникновение грязи в барабаны и ни в коем случае не обеспечивает надёжной работы.

Сравнивая американские и русские танки — очевидно, что вождение последних значительно труднее. От русского водителя требуется виртуозность при переключении передач на ходу, особый опыт в пользовании бортовыми фрикционами, большой опыт механика и уменье поддерживать танк в ходовом состоянии (регулировка и ремонт непрерывно выходящих из строя деталей), что сильно усложняет подготовку танкистов-водителей.

Общие замечания

Танки, с американской точки зрения, тихоходные. Оба наши танка преодолевают склоны лучше, чем любой из американских танков. Сварка броневых плит чрезвычайно грубая и небрежная. Радиостанции при лабораторных испытаниях оказались неплохими, однако из-за плохой экранировки и плохих защитных устройств после их установки в танки не удалось иметь нормальной связи на дистанцию большую, чем 10 миль.

Компактность радиостанций и их удачное расположение в машинах очень нравится. Мехобработка деталей оборудования и частей за редким исключением плохая. Особенно американцев возмутила безобразная конструкция и чрезвычайно плохая работа кулисы передач на танке Т-34. После долгих мучений они сделали новую и ею заменили нашу. Все механизмы танков требуют много регулировок.

(Фраза на счет тихоходности Т-34 вас не насторожила? А зря, потому что здесь американские испытатели совершенно правы. На танках первых модификаций, стояла 4-х скоростная КПП, не обеспечивавшая оптимального использования мощности двигателя, а вот на всех более поздних машинах уже появилась 5-скоростная КПП.
Танки с 4-х скоростной КПП могли использовать 4-ю передачу только на шоссе, на местности максимальной была третья, поэтому средняя скорость на местности была примерно 25 км/ч при более высокой тяговооруженности по сравнению с американцами (возможности по преодолению препятствий). Танки с 5-скоростной КПП могли использовать на местности 4-ю передачу.)

Оригинал документа подписан: Начальник 2-го управления Главразведуправления Красной Армии — Генерал-майор танковых войск ХЛОПОВ

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, комментарии - armedman.ru