[snip text=»Немецкие радиоуправляемые, (или планирующие) бомбы Hs293 и FX1400, широко применялись против кораблей англичан, американцев и итальянцев»]

Гибель линкора «Рома»

К середине 1943 года положение Италии на всех фронтах стало настолько плачевным, что выход её из войны стал делом ближайших месяцев. Перемирие не заставило себя ждать, однако недавние союзники Италии — немцы, были заинтересованы в подобном развитии событий ещё меньше итальянцев. Ещё бы, ведь по условиям перемирия заключенного англо-американскими силами вторжения с правительством маршала Бадольо, итальянский флот — мощный и современный, должен был перейти на Мальту и встать под знамена борьбы с гитлеровской Германией.

Гордость Италии - линейный корабль «Рома» вступил в строй только в 1942 году.

Гордость Италии — линейный корабль «Рома» вступил в строй только в 1942 году.

Итальянские корабли находящиеся в Специи и Генуе, а это:

  • 3 линкора
  • 6 крейсеров
  • 14 эсминцев

получили приказ о начале перехода днем 8 сентября 1943 г. (вслед за объявлением перемирия). Выход задержался на несколько часов, однако к 3 часам ночи 9 сентября все эти суда уже находились в море вблизи пролива Бонифачо. Их экипажи не знали, что ещё 7 сентября в штабе люфтваффе был разработан план секретной операции против итальянского флота, с целью не допущения попадания наиболее мощных кораблей в руки к англичанам.

Нельзя сказать, что германские самолеты появились в небе неожиданно, напротив, было бы странно, если бы они не появились вовсе. Бомбардировщики на высоте около 5000 метров сбросили бомбы и ушли на базу. На смену первой группе вышла вторая, идущая на большой высоте (11 бомбардировщиков Do-217K-2).

Все было вполне «дежурно», как вдруг новейший линкор «Рома» (тип «Литторио») внезапно содрогнулся, получив попадание тяжелой бомбой. Она пробила палубную броню и взорвалась в районе котельных отделений №7 и №8. Тут же ещё один линкор типа «Литторио» — «Италия» получил прямое попадание бомбой, пробившей две броневые палубы, обшивку противоположного борта, и взорвавшуюся уже в воде. Исключительная меткость немецких бомбардиров только начала удивлять итальянцев, как вдруг случилось самое страшное.

Линкор «Рома» после попадания радиоуправляемой немецкой бомбы

Линкор «Рома» после попадания радиоуправляемой немецкой бомбы



Очередная бомба ударила в среднюю часть корпуса линкора «Рома» и разорвалась в средней части носового машинного отделения. Последствия этого взрыва были катастрофой — разрушена броневая защита погреба 6-дюймовых снарядов, которые тут же с детонировали, а следом за ними «рванули» и пороховые погреба обеих носовых башен главного калибра. Корпус «Ромы» переломился от страшного взрыва и в 16:18 ушел на дно, похоронив адмирала Бергамини и 1250 членов экипажа.

Момент взрыва линкора «Рома» от попадания бомбы FX1400.

Момент взрыва линкора «Рома» от попадания бомбы FX1400.
Вес такой бомбы — 0,3 тонны, водоизмещение линкоров типа «Литторио» — 41000 тонн

Радиоуправляемые бомбы Люфтваффе

В чем же секрет исключительной убийственной точности немецких бомбардировщиков? Ответ прост — в самих авиабомбах. Дело в том, что бомбы эти были весьма не обычными — вместо того, чтоб подобного камню падать из бомболюка вниз, они обладали оперением по типу самолетного, вдобавок их полет корректировался по радио с борта самолета-носителя. По сути, примененные немцами 9 сентября 1943 г. бомбы, были первыми в мире радиоуправляемыми снарядами.

К середине войны Германия располагала несколькими типами управляемых авиабомб, но применялись только две из них: фугасная бомба Hs293A и тяжелая бронебойная бомба FX1400.

Радиоуправляемая фугасная бомба фирмы «Хеншель», под обозначением Hs293

Радиоуправляемая фугасная бомба фирмы «Хеншель», под обозначением Hs293

Фугасная бомба Hs293

Работы по проектированию бомбы Hs293 начались в 1939 г. Первый прототип Hs293V-1 так и остался на бумаге, но уже к февралю 1940 г, специалисты фирмы «Хеншель» под руководством профессора Герберта Вагнера создали модель FZ21, иначе Hs293V-2. В июле 1940 г. начались испытания третьего прототипа, а в 1941 г. в производство была запущена предсерийная модель Hs293A-0. В январе 1942 г в серию пошла Hs293A-1, однако на вооружение строевых подразделений Люфтваффе этот боеприпас начал поступать только в 1943 г.

Новое оружие представляло собой стандартную немецкую фугасную бомбу SC500 с добавленными несущими плоскостями и жидкостным ракетным двигателем «Вальтер» 109-107В. Реактивный двигатель начинал работать через 1-1,5 секунды после сбрасывания бомбы и действовал в течение 10 секунд.

Самолет-носитель оснащался радиоприбором наведения FUG203 «Киль». Управление бомбой осуществлялось посредством специальной рукоятки по одному из 18 радиоканалов. Радиосигналы передавались в диапазоне УКВ и принимались смонтированным на Hs293 устройством FuGE230 «Страсбург». От него команды поступали к механизму управления рулем высоты. Руль направления на Hs293 отсутствовал, что налагало серьёзные ограничения на применение и требовало от экипажей определённой точности выхода на цель, причём под возможно более острым курсовым углом.

Бомба FX1400 («Фриц») сброшенная с высоты 4-5 км к моменту столкновения с вражеским кораблем достигала сверхзвуковой скорости

Бомба FX1400 («Фриц») сброшенная с высоты 4-5 км к моменту столкновения с вражеским кораблем достигала сверхзвуковой скорости

Бронебойный «Fritz»

Другой новинкой явилась более простая в конструктивном отношении радиоуправляемая планирующая управляемая бомба FX1400 (или, Fritz X), разработанная доктором Максом Крамером. Именно такой бомбой был потоплен линкор «Рома» и поврежден «Италия». Действовала Fritz X по другому принципу и имела свои конструктивные особенности.
Снабженный крестообразными стабилизаторами Fritz X могла применяться исключительно с высот не менее 4000 м. Бомба имела корпус из закалённой стали толщиной до 15 см, поэтому с высоты около 6000 м она спокойно пробивала палубную броню до 130-мм толщиной. Взрыватель замедленного действия обеспечивал подрыв заряда уже после пробития толстой корабельной брони.

В отличие от Hs293, у FX1400 отсутствовал реактивный ускоритель. Вместо него бомба имела хвостовой огонь-трассер, служивший для обозначения ее курса в условиях пониженной видимости. Это создавало ошибочно впечатление наличия у снаряда ракетного двигателя.

Запуск планирующей бомбы HS293 с немецкого бомбардировщика

Запуск планирующей бомбы HS293 с немецкого бомбардировщика

Планирующие бомбы в бою

Волею судеб, управляемые бомбы испытывались немцами именно в Италии, где долгое время было относительно спокойно, на учебном полигоне Фоджа. Для отработки методов применения Fritz X, ещё сентябре 1942 г. было сформировано 21-е учебно-испытательное командование на самолетах Do-217K (впоследствии в составе 100-й бомбардировочной эскадры KG100).

К июлю 1943 году эскадрилья бомбардировщиков с управляемыми бомбами была полностью готова к выполнению боевых задач. Опытное применение FX1400 отрабатывалось на второстепенных целях. Так, 25 августа самолеты KG100 повредили близкими разрывами авиабомб Hs293 два английских шлюпа из состава 40-й эскортной группы. Двумя днями позже жертвами планирующих бомб стали потопленный британский флагман 1-й группы поддержки (шлюп «Эгрет»), и получивший тяжелые повреждения канадский эсминец «Этабаскан».

Главным театром боевого применения планирующих бомб стало Средиземное море. Руководство морскими операциями Люфтваффе в Западном Средиземноморье осуществлялось штабом 2-й авиационной дивизии. В ее состав входили части из состава KG26, KG30 и KG 100 (авиабаза Истр). Командовал дивизией кавалер Рыцарского креста генерал-лейтенант Йоханнес Финк, а с 10 сентября 1943 г. — кавалер Рыцарского креста майор Бернард Йопе.

С наибольшим размахом бомбардировщики-носители управляемых авиабомб использовались у Салерно и Анцио против корабельных десантных группировок с сильной ПВО, в условиях которой налеты самолетов других типов часто не имели успеха, а также против конвоев, идущих вдоль северо-африканского побережья английских KMS, KMF и американских UGS.

В ходе высадки у Салерно массовое применение нового оружия застало союзников буквально врасплох. Только американские истребите «Лайтнинг» могли своевременно перехватывать немецкие бомбардировщики, осуществлявшие сброс управляемых авиабомб выше потолка эффективной стрельбы корабельной зенитной артиллерии. Первые потери англичан и американцев были весьма чувствительны, однако выявился и ряд недостатков FX1400.

  • Во-первых, управляемые авиабомбы не могли успешно применяться в условиях низкой облачности (напомню — сброс бомбы с высоты минимум 4 км) и при активном противодействии истребителей противника.
  • Во-вторых, высокая бронепробиваемость бомб при попадании в судно классом меньше тяжелого крейсера, как правило приводила к тому, что бомба пробивала корпус насквозь вместе с переборками и взрывалась уже в воде.

В итоге, повредив (но не утопив) целый ряд кораблей (не считая крайне успешной атаки на «Рома», в которой, как уже понятно, сложились просто тепличные условия для применения управляемых бомб), немцы к ноябрю 1943 года отказались от применения радиоуправляемых бомб Fritz X.

19 ноября 1943 г. третья эскадрилья из KG 100 прибыла в Германию, чтобы вместо бронебойных «фрицев» на фугасные Hs293. Взрыв более универсальной 295-кг фугасной управляемой бомбы «Хеншель» был более разрушительным. Первой её жертвой стал английский легкий крейсер «Спартан» в январе 1944 г., которому хватило всего одной Hs293(вблизи Анцио).

Недостатки имелись и у Hs293, главным из которых было то, что в момент отделения бомбы от самолета-носителя яркий «факел» ракетного ускорителя был заметен очень хорошо, что служило для союзников негласной командой «опасность, сбивать в первую очередь».

К тому же, навести планирующую бомбу в маневрирующий корабль было довольно сложно. При атаках на рейде или при десантировании Hs293 имели большой успех, но при атаке конвоев в открытом море, шансы на успех резко уменьшались. В период с 7 по 17 ноября 1943 г. KG100 осуществила 22 самолето-вылета, при этом из 40 примененных планирующих бомб цель поразили только 2 (или 5% от общего числа), правда, оба попадания оказались для кораблей смертельными.

Конец активному использованию бомбардировщиков-ракетоносцев над Эгейским морем положил налет союзной авиации 15 ноября 1943 г., в ходе которого на аэродроме Каламаки было выведено из строя сразу семь Do-217.

Бомбардировщик «Дорнье» Do-217-K-2. Именно они в основном использовались в качестве носителей радиоуправляемых бомб

Бомбардировщик «Дорнье» Do-217-K-2. Именно они в основном использовались в качестве носителей радиоуправляемых бомб

Эффективность радиоуправляемых немецких бомб

Общие результаты применения планирующих бомб за период с июля 1943 г. по апрель 1944 г. в статистическом виде выглядят следующим образом:

  • использовано 392 бомбы Hs293 и 108 FX1400.
  • из них применено над целью соответственно 259 и 60.
  • в цель попало соответственно  171 и 44 (по немецким данным).

При этом потери противника в крупных кораблях оцениваются таким образом (все повреждения тяжелые):

  • Линейные корабли: 1 утоплен, 4 повреждены
  • Крейсеры: 2 утоплены, 6 повреждены
  • Эсминцы: 9 утоплены, 12 повреждены
  • Торговые суда: 10 утоплены, 29 повреждены.

Иными словами, точность попаданий составляла 6-11%, в зависимости от того, относительно чего вести отсчет — общего числа бомб или числа бомб сброшенных на цель. Однако, не стоит забывать — во-первых в налетах участвовало совсем не много самолетов, а во-вторых, к 1944 году мощность ПВО возросла неизмеримо, поэтому даже «жалкие» 6% — хороший результат на фоне «обычных» бомбардировок, которые к этому времени приносили намного более скромные результаты, и к тому же требовали одновременного участия десятков самолетов.

11 сентября 1943 г. - легкий крейсер «Саванна» был поражен управляемой бомбой FX-1400. Из его экипажа погибло 197 моряков

11 сентября 1943 г. — легкий крейсер «Саванна» был поражен управляемой бомбой FX-1400. Из его экипажа погибло 197 моряков и только чудом корабль удалось спасти и привести на Мальту

Радиобомбы и радиопомехи Второй Мировой

Уже в феврале 1944 г. накануне высадки у Анцио союзники применили новый тип боевого корабля, в задачи которого входила постановка радиопомех, с целью помешать немцам применять радиоуправляемые бомбы. А каждый конвой отныне имел в составе специальное судно наведения истребителей и береговых РЛС, заранее извещавшими о приближении вражеских самолетов.

Все это резко снизило эффективность немецкой авиации, однако, мало кто знает, что уже в то время у Германии был готовый ответ на «козни» союзников, однако по какой-то причине, о нем никто вовремя не вспомнил. Дело в том, что немцы сразу учитывали возможность использования систем постановок радиопомех и создали альтернативную систему наведения управляемых бомб по проводам. Катушки с проводом крепились на законцовках крыльев самолета-носителя и бомбы, причем общая длина провода равнялась 30 км.

Самолет оснащался передатчиком FuG207 «Дормунд», а бомба приемником FuG237 «Дуйсбург». Разрабатывалось также телевизионная система наведения бомб, однако в боевых условиях не применялась не та, ни другая. Реальная эффективность систем радиоподавления оставалась невыясненной, возиться с громоздкой конструкцией люфтваффе желанием не горело, отсюда и повсеместное забвение передовой, по сути, технологии.

В июне 1944 г. у побережья Нормандии планирующие бомбы одержали свои последние победы, ими были уничтожены американский эсминец «Мередит» и английский фрегат «Лофорд», а чуть позже — в августе, потоплен американский танкодесантный корабль «LST282» у Сан-Рафаэля.

Более у нового оружия успехов не было — все попытки последующих морских атак, или попыток использовать радиобомбы для подрыва мостов (на Советско-германском фронте) закончились безрезультатно.


Источник: компиляция данных собранных из открытых источников сети интернет