[snip text=»Поставки по лендлизу в СССР из стран ближнего востока. Британские и американские поставки через Ирак.»]

Лендлиз из Ирака

Ленд-лиз, союзнические поставки техники и снаряжения Советскому Союзу, обычно ассоциируются у нас с северными морскими конвоями, идущими из США в порты Архангельска, Северодвинска и Мурманска. Однако это был далеко не единственный путь, по которому драгоценные грузы доставлялись в СССР.

Колонная грузовиков для отправки в СССР из Ирака, ближневосточный лендлиз

Колонная грузовиков для отправки в СССР из Ирака

Мало известна восточная трасса, использовавшаяся для перегона своим ходом самолетов – с Аляски в Якутию, и дальше на запад. Ещё меньше, пожалуй, говорят про «южную трассу», обеспечивающую поставки в нашу страну через страны Ближнего Востока – сферу британского влияния. На этой странице истории я хочу остановится подробнее.

19 сентября 1941 года Черчилль писал Сталину: «Я придаю большое значение вопросу об открытии сквозного пути от Персидского залива до Каспия не только по железной дороге, но и по автомобильной магистрали, к постройке которой мы надеемся привлечь американцев с их энергией и организационными способностями». Однако, широкомасштабные военные действия в районе Персидского залива начались задолго до этого послания.

лендлиз, ближний восток

Колонна «студебекеров» идет через горные перевалы

Операцию по захвату иракского порта Басра британские «коммандос» провели еще в апреле 41-го. Так, по сути, первый ленд-лизовский американский завод заработал на Ближнем Востоке ещё до нападения Германии на СССР.

25 июля 1941 в Иран вступили с британские войска с юга и советские с севера. Потери британцев в столкновениях с регулярной армией Реза-шаха Пехлеви составили 22 человека убитыми и 42 ранеными. Наши потери неизвестны. Позднее небольшая территория на юге страны (порт Бушир, провинция Фарс) досталась американцам. Любопытный факт: группой американских военных специалистов, отправленных в Иран, руководили русские — И.С. Кормилицын и его заместитель Л.И. Зорин.

Контролировал перевозки южным путем никто иной, как Анастас Иванович Микоян — Заместитель председателя Совнаркома СССР.



Ленд-лизовские грузы шли в порты северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур. Иранцы зовут эту местность Хузестан (страна арабов), а арабы — Рафидейн, что переводится как «два источника жизни» или «вода и пальма».

Сухопутный путь из этого района был в то время один — из Бандар-Шахпура по Трансиранской железнодорожной магистрали через Ахваз и Кум до Тегерана. Мало-мальски развитой транспортной сети между пограничными портами Ирака и Ирана ещё не существовало.

лендлиз, ближний восток

Американский сержант прикуривает советским железнодорожникам

В ходе подготовки к приему ленд-лизовских грузов порты в Хорремшехре, Бандар-Шахпуре и Басре были реконструированы. От Ахваза спустилась на юг к Хорремшехру железнодорожная нитка с ответвлением к иракскому селению Танума (на левом берегу Шатт-эль-Араб, напротив Басры). Американская строительная фирма «Фолспен» накатала от Танума шоссе через Хорремшехр и Ахваз на север Ирана.

Автомобильная техника прибывала в виде сборочных комплектов — в ящиках, и машины собирали прямо на берегу. В порту Хорремшехр выросли авиа- и автосборочный заводы, в порту Бушир — автосборочный завод (как раз там собирали «Виллисы», «Доджи», «Студебекеры» и «Джи-Эм-Си»), в Басре — автосборочный завод.

Ближневосточный лендлиз. Поставки техники в СССР через Ирак

Ближневосточный лендлиз.

Работали на них местные жители — арабы и персы, администрация состояла из американцев и англичан, а принимали продукцию советские военные специалисты. Платили местным мало, и качество сборки поначалу было очень низким. Тогда наши военспецы настояли на улучшении условий труда и жизни рабочих, и повышении их квалификации. Были построены барачные городки, налажены быт и питание, оплата труда стала сдельной, а за брак начали здорово штрафовать. Очень скоро дело наладилось.

Из Бушира первые 50 грузовиков Dodge отправились в СССР 23 февраля 1942 года. Путь оттуда был намного длиннее, чем из северных портов Персидского залива. Через Ширазский проход в горах Загрос и город Исфахан колонна двинулась на дальний северо-запад страны, в Иранский Азербайджан. На отрезке Миане-Тебриз прошла высокогорные перевалы и прибыла на территорию СССР через советскую и иранскую Джульфу — пункт на границе Ирана и Нахичеванской АССР.

Колонна лендлизовских грузовиков для СССР, идет из британского Ирака через горные перевалы

Колонна лендлизовских грузовиков для СССР, идет из британского Ирака через горные перевалы

Перегон автомобилей более чем на 2000 км через горы и перевалы оказался делом чрезвычайно сложным. В пути происходила обкатка, а машины шли гружеными до предела — везли запчасти, оружие, продукты, медикаменты.

Титаническими усилиями за первую половину 1942 года удалось проложить по территории Ирана разветвленную систему дорог, построить пункты питания, отдыха и технической профилактики, наладить охрану колонн и мест стоянки, что было немаловажно — на дорогах свирепствовали банды и подстрекаемые гитлеровцами дикие племена кашкайцев.

Пока в Персидском заливе хозяйничали англичане, в СССР приходило 2000 автомобилей в месяц, хотя был установлен план — сдавать в день 120 машин.

Знаете ли вы, что...
линкоры СССР Сколько линкоров имел СССР на Балтике, перед второй мировой войной?
В марте 1943 года надзор за Трансиранской железной дорогой и портами Персидского залива взяли на себя американцы. С середины года заработали сборочные предприятия в местечках Эш-Шуайба (на юго-западе от Басры, Ирак) и Андимешк, что на Трансиранской железнодорожной магистрали. Сразу поток увеличился — с юга стало поступать до 10 000 автомобилей в месяц. Только автосборочный завод в Андимешке отправил в СССР около 78 000 машин, а всего южным путем мы получили две трети автомобилей из того числа, что было поставлено в СССР за 4 года войны.

С удалением фронта от границ СССР «южный» путь потерял свое значение, и с начала 1945-го года грузы пошли уже через Черное море. Сборку автомобилей в Иране и Ираке стали сворачивать, предприятия демонтировать.

15 октября 1944 года был выведен личный состав из советского военного лагеря в Эш-Шуайбе.

24 октября прекратили свою деятельность советские приемщики в Басре.

В ноябре 1944 года были собраны последние автомобили в Андимешке, тогда же было ликвидировано советское представительство в Бандар-Шахпуре.

Источник: Компиляция из статьи Андрея Мятиева, из журнала «4×4. Составитель Александр Фролов., фотографии с сайта parstimes.com