[snip text=»Авиационное вооружение Первой мировой войны — пулеметы, авиапушки и бомбы первой мировой войны»]
Хотя на момент начала Первой Мировой войны авиация уже была принята на вооружение большинства противоборствующих государств, была она практически «голой». То есть все понимали, что самолет — отличное средство для аэроразведки, что с него можно достаточно точно швырять небольшие бомбы, и даже (при большой везении) стрелять по врагу из револьвера. Но серьезно «воевать» самолеты не могли хотя бы от того, что для них не было разработано никакого авиационного вооружения.
Содержание
Авиация 1914 года — револьверы и карабины
Да, как уже говорилось, револьвер пилота был подчас единственным наступательным и оборонительным средством авиации первого года мировой войны. Естественно палящие друг в друга из револьвера усатые летчики в белых шарфах это очень красиво, но совершенно не эффективно.
Главным «тяжелым» вооружением самолетов того периода был обычный укороченный карабин — им запросто мог пользоваться наблюдатель или второй члены экипажа, однако почти с той же эффективностью, что и револьвером. Соблазн прихватить вместо карабина пулемет был велик, но громоздкий и тяжелый механизм в тесной кабине самолета со слабым мотором, был бы скорее камнем на шее, чем реальной помощью в бою.
С бомбами дела обстояли проще — приспособить под них довольно легко удалось обычные артиллерийские снаряды небольших калибров, снабженные стабилизаторами. Однако британские RNAS уже в 1914 году приобрели бомбы Холла калибра от 10 до 56 кг, т.е. фактически первые «заводские» авиационные бомбы.
Если изначально предполагалось, что бомбы загружаются в кабину пилота и сбрасываются вручную (предварительно с них снимают предохранитель), то осенью того же 1914 г., англичане и французы стали подвешивать их под фюзеляжем и крылом. Сброс осуществлялся механическим способом.
Авиация 1915 год — вооружен и уже опасен
В 1915 году на разведывательные самолеты стали потихоньку монтировать неподвижные пулеметные установки на крыльях, наведение которых осуществлялось «всем самолетом», а на двухместных самолетах появились и поворотные шкворневые установки (пулемет на шарнире) в задней кабине.
Обе эти схемы имели крупные недостатки — при первой пилот практически стрелял наугад, не имея возможности прицелиться, а при втором — серьезно сужался сектор обстрела. Попытка добавить стрелка с пулеметом ещё и спереди самолета (как на французском SPAD I) была интересной, но также неэффективной.
К концу 1915 года появились и первые «специальные» авиационные турели, достаточно компактные, и, что самое главное, обеспечивающие практически круговой обстрел. Все они имели кольцо, на котором и вращалась рама. На подвижной раме устанавливались от одного до трех пулеметов. Наведение пулеметов осуществлялось и с помощью плечевых упоров, боепитание было в основном магазинное, хотя встречалось и ленточное.
Естественно пробовали и самый простой вариант — стрельба через диск винта. Пулемет ставили над капотом двигателя, а на винт — стальные пластины отсекатели, французское изобретение. Точность стрельбы таких пулеметов резко повысилась, как и потери противника. Удручало только то, что «рассеивалось» от ударов об винт до 1/5 пуль, да и риск «отстрелить» себе винт, был совершенно обыденной реальностью.
Появились первые кассетные бомбы (в России, затем Англии и Франции), а также особые пороховые ракеты для атаки на дирижабли. Стартовали они с направляющих под крыльями (почти как знаменитые реактивные снаряды РС-82), однако популярностью в войсках не пользовались. Малая дистанция боя и высокий риск поджечь не вражеский дирижабль, а свой самолет — были главными «противниками» первых авиационных НУРС.
Французы изобрели и использовали зажигательные фосфорные бомбы, а также зажигательные бомбы со специальными смесями типа СО и DV. Кроме того, для поражения наземных целей использовались контейнеры со стальными коваными стрелами.
Вес бомб был уже весьма впечатляющим и доходил до 200 килограмм.
Авиация 1916 года — его величество синхронизатор
Синхронизатор винта — вот изобретение, поднявшее эффективность боевой авиации на новый уровень. Простенькое устройство задерживающее выстрел пулемета в тот момент, когда перед стволом проходит лопасть винта, совершило революцию в воздушной войне. Синхронные пулеметы преимущественно оснащались уже лентами боекомплекта.
Развитие двигателей тоже не стояло на месте — самолеты стали куда мощнее и грузоподъемнее, а значит бомб и пулеметов на борту можно было разместить больше. Под конец года опять удивили французы — им удалось установить на самолеты «Вуазен» легкую автоматическую 37-мм пушку «Гочкис»!
Трёхсот килограммовые бомбы стали реальностью, так же как атаки истребителей на бомбардировщики и стрельба зенитной («противоаэростатной») артиллерии. Бомбардировщики спасаясь от этих напастей стали забираться всё выше в небо, а это продиктовало появление ещё одного новшества — бомбового прицела, позволяющего учесть высоту и скорость полета, скорость ветра. Впервые они были установлены всё на тех же бомбардировщиках С-22 «Илья Муромец».
Авиация 1917 года — настоящая война
К 1917 году боевая авиация, её основные типы и вооружение уже практически полностью оформились.
Итальянцы установили 20-мм пушку «Ривелли» на бомбардировщики «Капрони» и 47-мм морскую пушку на летающие лодки М.8. Во Франции на истребитель SPAD S.XII Cal впервые в мире установили 37-мм пушку «Патэ», стреляющую через ось винта.
На тяжелых бомбардировщиках С-22 «Илья Муромец» появились опускные площадки, с которых можно вести огонь в нижней полусфере.
Фирма «Виккерс» спроектировала специально для самолетов синхронный и турельный варианты своего пулемета. Это оружие получило распространение в основном уже после войны. Турельные и шкворневые пулеметы в конце войны оборудовались емкостями для сбора гильз, так как при интенсивном ведении огня гильзы забивались под тросы управления (при внутренней проводке), затрудняя управление. При выбросе гильз за борт при полете плотным строем они попадали в летящий следом самолет, повреждая обшивку и винт.
Активно начали применяться системы электрического сброса бомб, а сброс из кассет мог осуществляться как залпом, так и по одной бомбе.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет