ав[snip text=»Краткая справка: Многоцелевой российский истребитель-бомбардировщик Су-30 — особенности конструкции, боевые возможности и отличия от Су-27″]
Содержание
Истребитель-бомбардировщик Су-30 — особенности и возможности
Многоцелевой истребитель-бомбардировщик Су-30 это дальнейшее развитие учебно-боевого истребителя Су-27УБ. Впервые его показали публике в модификации Су-30МК (экспортный «Многоцелевой Коммерческий«) в 1993 г. на авиасалоне в Дубае.
Су-30 действительно многоцелевой самолет — и истребитель, и бомбардировщик, он не менее успешно справляется и с задачами дальнего истребителя-перехватчика, а с комплектом дополнительного оборудования, может использоваться его в качестве воздушного командного пункта. Как «командный» самолет, бортовой импульсно-допплеровкой РЛС он может одновременно выполнять наведение на цель до 4-х перехватчиков Су-27 (обязанности командира самолета в этом случае исполняет второй пилот).
Помимо основных задач, в зависимости от комплекта вооружения, Су-30 может использоваться в роли истребителя-штурмовика, истребителя-бомбардировщика и истребителя для завоевания превосходства в воздухе. Если сказать короче, «мастер на все руки» Су-30 может выполнять задачи «специалистов» типа Су-17, Су-24 и Су-27, при этом за счет лучших характеристик, справляется с ними в 2-2,5 раза эффективнее.
Если добавить к этому то, что модификация Су-30МКИ оснащена двигателями с поворотными соплами, обеспечивающими самолету т.н. «сверхманевренность», то Су-30 можно по праву назвать одним из лучших универсальных самолетов в мире.
По совокупности боевых качеств, истребители Су-30 последних моделей практически ни в чем не уступают истребителям пятого поколения, кроме разве что требований к малозаметности. Однако отсутствие «стелс»-технологий в конструкции Су-30 это не досадное недоразумение, а неизбежное следствие из роли выполняемой самолетом. Имея мощнейшие средства для радиолокационной разведки и выступая в роли координатора и наводчика для звена истребителей, Су-30 даже с точки зрения логики, не может быть «незаметным».
Истребитель-бомбардировщик Су-30 — конструкция
Конструктивно Су-30 в целом повторяет Су-27УБ. В конструкции самолета широко применяются композиционные материалы и высокопрочные алюминиевые и титановые сплавы.
Кабина пилотов герметична и оборудована двумя катапультируемыми креслами. Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей. На взлетном режиме их тяга достигает 12500 кгс. Максимальный запас топлива во внутренних отсеках составляет 10 тонн, что обеспечивает дальность без дозаправки в воздухе 3000 км. Самолет оборудован системой дозаправки в воздухе, подвесные баки не предусмотрены.
Особенности Су-30: интегральная аэродинамическая компоновка, электродистанционная система управления, автоматически отклоняющаяся механизация передней и задней кромки крыла, новый пилотажно-навигационный комплекс и комплект бортового вооружения.
Истребитель-бомбародировщик Су-30 оснащен традиционной для многих самолетов ОКБ Сухого 30-мм пушкой ГШ-301 с боекомплектом 150 патронов, однако ракетное оружие значительно усовершенствовано. В состав ударного вооружения самолета включены ракеты С-29Л, Х-29Л и Х-25МЛ с лазерной системой наведения на цель, а также ракета Х-29Т с телевизионной системой наведения, которая действует по принципу «пустил и забыл». Ракета Х-59М передает на экран кабины изображение, транслируемое ее головкой самонаведения. После радиокоманд летчика она поражает цель прямым попаданием. Ракета Х-31П предназначена для борьбы с РЛС противника.
Дополнительные возможности увеличения вооруженности истребителя-бомбардировщика Су-30 включают бомбы калибром 500 кг, пусковые установки неуправляемых ракет и подвесные пушечные установки.
Если самолет используется в качестве истребителя-перехватчика, он может быть вооружен ракетами воздух-воздух с радиолокационными и тепловизионными головками наведения.
Модификации истребителя-бомбардировщика Су-30
- Су-30 (1992 г., обозначение НАТО: Flanker-C) — базовая модель двухместного многоцелевого истребителя-бомбардировщика созданная на основе учебно-боевого истребителя Су-27УБ.
- Су-30К (К — Коммерческий, 1993 г.) — коммерческий вариант Су-30 с системой дозаправки в полёте и спутниковой навигацией.
- Су-30МК (МК — модернизированный, коммерческий, 1993 г.) — Су-30 с расширенной номенклатура вооружения, увеличенной с 4 до 8 тонн боевой нагрузкой, увеличенным на 1/3 ресурсом планера (до 3000 часов) и почти в два раза возросшим ресурсом двигателя (1500 часов). Взлетная масса возросла с 30 до 38,8 тонн.
- Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский, 1997 г., обозначение НАТО: Flanker-H) — Су-30МК для Индии, отличался передним горизонтальным оперением, двигателем с отклоняемым вектором тяги, новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
- Су-30КН (коммерческий, новый, 1999 г.) — тяжелый истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Телевизионные экраны индикаторов прямой видимости в кабинах пилотов заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи. В системе управления оружием добавлен вычислитель МВК для управления новыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
- Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский, 1999 г., обозначение НАТО: Flanker-G) — Су-30МК для Китая? имеет расширенные возможности работы по наземным целям. БРЛС Н001ВЭ, двигатели — АЛ-31Ф.
- Су-30МКИ(А) (модернизированный, коммерческий,индийский для Алжира) — Су-30МКИ для Алжира, отличался БРЛС Н011М.
- Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) — Су-30МКИ для Малайзии, отличался БРЛС Н011М.
- Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий-2, 2002 г.)— усовершенствованный Су-30МК с двигателями АЛ-31Ф и РЛС Н001.
- Су-30МК2В (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) — Су-30МК2 для Вьетнама.
- Су-30МК2V — Су-30МК2 для Венесуэлы.
- Су-30М2 (2010 г.) — Су-30МК2 для ВВС России.
- Су-30СМ (серийный модернизированный, 2012 г.) — Су-30МКИ с двигателями АЛ-31ФП для ВВС России.
Характеристики Су-30 | |
---|---|
Страна: | Россия |
Тип: | Многоцелевой истребитель-бомбардировщик |
Год выпуска: | 1992 |
Экипаж: | 2 человека |
Двигатель: | 2 ДТРД АЛ-31-Ф2 по 12500 кгc |
Максимальная скорость: | 2500 км/ч |
Практический потолок: | 18 км |
Дальность полета: | 3000 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 34 т |
Размах крыльев: | 14,7 м |
Длина: | 21,9 м |
Высота: | 5,9 м |
Площадь крыла: | Нет сведений |
Вооружение: | Пушка ГШ-30-1, изменяемое: ракеты воздух-воздух, НУРС, бомбы и т.п. |
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет