[snip text=»Краткая справка: Российский картографический и разведывательный самолет Ан-30 (Ан-24ФК). История создания и особенности конструкции самолета»]
Содержание
История создания самолета Ан-30
В конце 1960-х г.г. на базе пассажирского самолета Ан-24 был разработан вариант фоторазведывательного самолета, первоначально носившего индекс Ан-24ФК, но впоследствии получившего обозначение Ан-30. В 1967 г. на заводе №49 ОКБ Г.М.Бериева был создан первый прототип, а в августе того же года Ан-30 поднялся в воздух. Испытания прошли довольно быстро, и вскоре Ан-30 был запущен в серийное производство на Киевском авиационном заводе «Труд» (1971г.).
С самого начала предполагалось, что Ан-30 будет выпускаться в двух вариантах — для гражданской и военной службы. Установленный на самолете Ан-30 комплекс навигационной и фотографической аппаратуры позволяет составлять высококачественные топографические карты в масштабах от 1:3000 до 1:200000. При этом, при демонтаже этого оборудования, Ан-30 превращался в самый обычный транспортный самолёт.
В 1975 году Ан-30 экспонировался на авиасалоне в Ле Бурже во Франции, а в СССР было создано первое специализированное подразделение Ан-30. Начиная с 1981 года, самолёты Ан-30 использовались в Афганистане для визуального наблюдения наведения боевой авиации, фотографирования районов штурмовых ударов до и после огневого воздействия, фотографирования площадок высадки десантов, площадного воздушного картографирования, фотографирования основных коммуникаций, поиска сбитых самолётов. В 1987 году один советский Ан-30 выполнял боевую задачу в небе Анголы. С 1992 года в рамках соглашения «Чистое небо» самолёты Ан-30Б используются для наблюдения за военной деятельностью стан-участниц договора.
Всего за период с 1971 по 1980 г.г. было выпущено 115 (125) самолётов Ан-30 всех модификаций, из которых 23 самолёта были поставлены на экспорт. Кроме СССР состояли на вооружении Афганистана, Болгарии, Вьетнама, Китая, Кубы, Монголии, Румынии и Чехословакии.
Конструкция и модификации самолета Ан-30
Конструкция Ан-30 аналогична Ан-24 самолёту. Отличие заключается в оборудовании и измененной носовой части фюзеляжа, где расположена застеклённая кабина штурмана-аэрофотосъёмщика, в обязанности которого входит составление программы съёмки, контроль за выполнением аэрофотосъёмочных маршрутов и общее руководство аэрофотосъёмочными работами.
Кабина пилотов приподнята над фюзеляжем, в салоне оборудованы рабочие места операторов. Кабины экипажа, штурмана и аэрофотосъёмочная герметичны и оборудованы системой кондиционирования воздуха. Созданы благоприятные условия для экипажа: есть места для отдыха, кухня, туалет.
В полу салона имеется 5 фотолюков для установки АФА в различных комплектациях. В центроплане установлено 6 дополнительных топливных баков общей ёмкостью 1600 л.
В состав специального оборудования Ан-30 входят:
- доплеровский измеритель угла сноса и путевой скорости ДИСС-ФК
- автомат программного разворота АРП-2 в комплекте с автопилотом АП-28Л1Ф (всепогодный, для любого времени суток)
- широкоугольный аэрофотоаппарат АФА41/7,5
- длиннофокусный аэрофотоаппарат АФА-54/40 для плановой съёмки
- аэрофотоаппарат АФА 54/50 для перспективной съёмки с обоих бортов самолёта
- топографический радиовысотомер РВТД-А с фоторегистратором.
Военные модификации также оснащены гиростабилизирующей (независимой от маневров) установкой ТАУ-М, радиодальномерной системой «Лотос», радиовысотомером и электрометеорографом.
Также, на Ан-30Б для защиты от ПЗРК могут устанавливаться 2 контейнера «Веер» с 384 патронами отстрела тепловых ловушек УВ-26.
Характеристики Ан-30 (НАТО: Clank) | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Разведывательный самолет |
Год выпуска: | 1967 г. |
Экипаж: | 5-7 человек |
Двигатель: | 2х АИ-24ВТ,мощностью 2820 л.с. |
Максимальная скорость: | 540 км/ч (475 км/ч крейсерская) |
Практический потолок: | 8300 м |
Дальность полета: | 2600 км |
Масса пустого: | 15,95 т |
Максимальная взлетная масса: | 23 т |
Размах крыльев: | 29,2 м |
Длина: | 24,26 м |
Высота: | 8,32 м |
Площадь крыла: | 74,98 кв.м. |
Вооружение: | Нет |
Основные модификации:
- Ан-24ФК — прототип. Первый полёт 21 августа 1967 года.
- Ан-30А — гражданский фотокартограф. Изготовлено 66 самолётов.
- Ан-30Б — военный фоторазведчик. На борту несёт фотокамеры: 1 АФП-42/100, 3 АФА-54/50, 1 А-72. Изготовлено 26 самолётов.
- Ан-30Д «Сибиряк» — дальний, с дополнительными топливными баками и измененным составом оборудования. Как ледовый разведчик, самолет оборудован для ведения работ за полярным кругом.
- Ан-30М «Метеозащита» — модернизированный, с РЛС «Гроза М-30» установленной под кабиной штурмана. Основное предназначение самолета — искусственное вызывание осадков путём отстрела метеопатронов с гранулированным диоксидом углерода.
- Ан-30РР — самолет радиационной разведки. Изготовлено 3 самолёта.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в т.ч. по книге Самолёты спецназначения, Шунков В.Н., Харвест, 1999 г.