[snip text=»Краткая справка: Советский истребитель-перехватчик Су-15 конструкции ОКБ Сухого. Находился в производстве с 1962 года. Характеристики, модификации и история службы самолета»]

Советский истребитель-перехватчик Су-15. Драматический момент - Су-15 и южнокорейский боинг

Советский истребитель-перехватчик Су-15. Драматический момент — Су-15 и южнокорейский боинг

 

История создания истребителя-перехватчика Су-15

Истребитель-перехватчик Су-15 (в «девичестве» Т-58Д) разработан в ОКБ П.О.Сухого как дальнейшее развитие сверхзвуковых перехватчиков Су-9 и Су-11. Прототип Т-58Д/Су-15, экспериментальный самолет Т-49 с 1-и двигателем Р-11, боковыми воздухозаборниками и мощной РЛС, был разработан в конце 1950-х. На основе полученных данных был сконструирован новый перехватчик, также с одним двигателем АЛ-7Ф2 и бортовой РЛС «Орёл-Д» в заострённой носовой части фюзеляжа. Ведущим конструктором проекта был назначен Николай Зырин.
Двигатель оказался слабоват, сперва его планировали заменить на более мощный АЛ-9, а затем и 2х ТРДФ Р-11Ф-300. Этот, новый двухдвигательный самолёт получил обозначение Т-58Д. 30 мая 1962 года прототип Т-58Д1 впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель В.С.Ильюшин).
Испытания продолжались до июня 1964 года. В ходе испытаний несколько полётов выполнил даже сам командующий авиацией ПВО маршал авиации Е.Я.Савицкий. В марте 1965 года, уже под обозначением Су-15, истребитель-перехватчик принят на вооружение Войск ПВО СССР. Первый серийный самолёт был изготовлен в Новосибирске в марте 1966 года, а крупносерийное производство началось в 1967 году.
На момент своего появления, Су-15 не имел аналогов в мире. Чрезвычайно прочный, мощный и скоростной (мог развивать сверхзвуковую скорость даже у земли) самолет был настолько резвым, что до сих пор остается единственной машиной, садящейся на скорости около 300 км/ч. Неудивительно, что машина легко могла выйти за пределы взлетной полосы, порой не помогал даже тормозной парашют. Избавиться от этих проблем удалось только на последующих модификациях Су-15, изменив стреловидность последней четверти крыла и увеличив площадь элеронов.
Общий вид истребителя-перехватчика Су-15

Общий вид истребителя-перехватчика Су-15

В 1966-1980 годах изготовлено около 1400 самолётов Су-15 всех модификаций. В 1960-80-х годах самолёты Су-15 составляли основу истребительной авиации ПВО (ими было вооружено 25 полков). Именно на Су-15 были сбиты оба южнокорейских «Боинга» (20 апреля 1978 года и в ночь на 1 сентября 1983 года).
Самолёт широко использовался в качестве летающей лаборатории. В ВВС и на экспорт не поставлялся.
В начале 70-х годов несколько самолётов с советскими экипажами применялись в Египте. В 1990 году самолёты Су-15ТМ попали под договор об ограничении ВС в Европе и в массовом порядке начали выводится из эксплуатации и уничтожаться. Снят с вооружения в 1991 году.

Конструкция истребителя-перехватчика Су-15

Истребитель Су-15 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана с низкорасположенным треугольным крылом и стреловидным оперением. Крыло имеет переменную стреловидность (55° по передней кромке и 45° на концах) и снабжено системой сдува пограничного слоя.
Планёр изготовлен преимущественно из алюминиевых сплавов Д16, Д19 и В95, а наиболее нагруженные элементы выполнены из стали 30ХГСА и 30ХГСНА. Хвостовая часть отстыковывалась для замены и обслуживания двигателей. Кабина пилота гереметизированная с системой кондиционирования воздуха. Катапультное кресло КС-4 (разработка ОКБ Сухого) обеспечивает покидание самолёта во всём диапазоне высот при минимальной скорости 120 км/ч.
Система жизнеобеспечения состояла из кондиционирования воздуха и системы кислородного питания. При полетах на высоте до 10 км и скорости до 900 км/ч стандартное снаряжение пилота составляла кислородная маска КМ-32, защитный шлем ЗШ-3 и вентилируемый комбинезон ВК-3 или ВК-4. При полетах на сверхзвук летчик одевал высотный компенсирующий костюм ВКК-4, ВКК-6 или ВКК-6П, гермошлем ГШ-4МС, ГШ-6М или ГШ-4МП.
Истребитель-перехватчик Су-15, вид сзади

Истребитель-перехватчик Су-15, вид сзади

Шасси трёхопороное с носовой стойкой. Уборка и выпуск выполнялись гидросистемой, торможение и аварийный выпуск — пневмосистемой. Тормоза — дисковые, с биметаллическими и металлокерамическими элементами. Передняя опора — самоориентирующаяся
Силовая установка состоит из 2 ТРДФ Р-13-300 (Р-13Ф-300), воздухозаборники двигателей расположены по бокам фюзеляжа. Воздухозаборники регулируемые, с вертикальным трехступенчатым клином торможения. На боковой поверхности каждого воздухозаборника имелось по створке дополнительного забора воздуха.
Киль однолонжеронный, с подкосной балкой. В нижней части киля установлен контейнер тормозного парашюта ПТ-15 площадью 25 мг, а в верхней части — законцовка из радиопрозрачного материала, между слоями которого располагалась антенна радиостанции, а в задней части — обтекатели антенн систем слепой посадки и госопознавания. Руль направления — однолонжеронный, с весовой балансировкой.
В носовой части фюзеляжа расположена бортовая РЛС «Тайфун-М». Радар «Тайфун-М» мог обнаруживать цели, летящие на 9000 м выше самолёта, а ракеты Р-98М — поражать цели, летящие на 4000 м выше с передней полусферы и на 6000 м с задней.
Су-15ТМ входил в комплекс ПВО Су-15-98М, в составе которого входил и наземный комплекс наведения «Воздух-1М», способный перехватывать цели, летящие со скоростью 500-2500 км/ч в диапазоне высот 2000-21000 м.
Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивало самолетовождение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.

Характеристики Су-15

Истребитель-перехватчик Су-15
Страна: СССР
Тип: Истребитель-перехватчик
Год выпуска: 1962 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 2х Р-13Ф-300 тягой по 4100 кгс (6700 кгс на форсаже)
Максимальная скорость: 2230 км/ч
Практический потолок: 18100 м
Дальность полета: 1380 км (с подвесными баками 1780 км)
Масса пустого: 10874 кг
Максимальная взлетная масса: 17900 кг (нормальная взлетная 17194 кг)
Размах крыльев: 9,34 м
Длина: 21,4 м
Высота: 5 м
Площадь крыла: 36,6 кв.м.
Вооружение:2х 23-мм пушки УПК-23-250, 2х ракеты средней дальности Р-98, 4х ракеты ближней дальности Р-60М. Возможна подвеска 2х 250 кг бомб или двух подвесных баков по 600 л каждый.

Характеристики приведены для модификации Су-15ТМ

Модификации истребителя-перехватчика Су-15

  • Т-58Д1 — первый прототип. Первый полёт 30 мая 1962 года.
  • Т-58Д2 — второй прототип, с увеличенным килем. Первый полёт в мае 1963 года.
  • Т-58Д3 — прототип для серии, имел измененную конструкцию фюзеляжа.
  • Т-58ВД — самолёт укороченного взлёта и посадки с 3 дополнительными подъёмными двигателями РД-36-35. В 1966 году переобрудован из Т-58Д1.
  • Т-58Л — прототип с лыжным шасси. Переоборудован в 1965 году из Т-58Д2.
  • Су-15 — серийный перехватчик с РЛС «Орёл-Д» («Орёл-ДМ», «Орёл-ДПА», РП-15). Выпускался в 1966-1969 годах.
  • Су-15бис — модернизированный, с двигателями Р-25-300. Разработан в 1972 году.
  • Су-15Т (Т-58Т) — модернизированный, с бортовой РЛС «Тайфун». Разработан в 1969 году. В 1970-1971 годах изготовлено 12 самолётов.
  • Су-15ТМ (1970 г.) — модернизированный, с двигателями Р-13Ф-300, РЛС «Тайфун-М» (РП-26), закрытой обтекателем оживальной формы, и удлинённой на 300 мм носовой стойкой шасси. Разработан в 1970 году. Выпускался в 1971-1975 годах.
  • Су-15УБ (У-58Б) — учебно-боевой (с РЛС). В 1970 году изготовлен 1 самолёт.
  • Су-15УМ (У-58М) — учебно-боевой на базе Су-15ТМ (без РЛС). Вооружение состояло из ракет Р-98Т с тепловой головкой самонаведения. Выпускался в 1976-1980 годах.
  • Су-15УТ (У-58Т) — учебный на базе Су-15, с двухместной кабиной, без РЛС и вооружения (под крыльями подвешивались макеты ракет Р-98). Выпускался с 1970 года.
Советский истребитель-перехватчик Су-15

Советский истребитель-перехватчик Су-15



 

 

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в т.ч. Вишневский А., Кулачкин В., Плунский П. Перехватчик Су-15