Бомбардировщик Су-2 на аэродроме, вид сзади.
Содержание
Осенью 1935 года на под руководством конструктора Павла Осиповича Сухого в ОКБ А.Н. Туполева была начата разработка экспериментального самолета АНТ-51. Когда в самом начале 1936 года руководством СССР был объявлен конкурс на создание массового многоцелевого самолёта под кодовым обозначением «Иванов», наряду с разработками коллективов Н.Н.Поликарпова, Д.Г.Григоровича и С.В.Ильюшина, в нем принял участие и АНТ-51.
Будущий Су-2 должен был иметь полностью металлический фюзеляж, двигатель воздушного охлаждения М-62 и очень плотную внутреннюю компоновку. Машину оснастили протектированными топливными баками, а в целях увеличения технологичности процесса сборки самолета, на нем (впервые в СССР) был применен целый ряд новшеств: прессованные дюралевые профили, высокопрочные алюминиевые сплавы, кислородно-водородная сварка, гибкий текстолит, анкерные самоконтрящиеся гайки, болты-саморезы, экранированная электропроводка, герметически запирающиеся многоконтактные штепсельные разъёмы, внутренняя связь для экипажа.
Первый прототип АНТ-51 под обозначением СЗ-1 («Сталинское задание») был построен в 1937 году, и 25 августа того же года поднялся в воздух (лётчик-испытатель М.М.Громов). Хотя и АНТ-51 СЗ-1 и СЗ-2 (второй прототип) полностью подтвердили заявленные конструкторами характеристики, вместо успешного окончания испытаний, в марте 1938 года, последовала резолюция: установить более мощные моторы и увеличить скорость самолета.
Чертеж ближнего бомбардировщика Су-2
Переделке подвергся только АНТ-51 СЗ-2, вместо М-62 на нем установили двигатель М-87АВ. Однако почти сразу после начала испытаний, 3 августа 1938 г. самолет разбился. Пока шло изготовление третьего прототипа график испытаний сильно сдвинулся, поэтому в серийное производство (уже под официальным именем Су-2) самолет запустили заочно — не дожидаясь окончания госиспытаний.
Когда Су-2 в июня 1940 г. был принят на вооружение, производство велось уже на трех заводах:
Самолет получился довольно «средним» по всем параметрам, однако, прочным и живучим. Имеется любопытная статистика: из 5000 боевых вылетов на Су-2 совершенных в 1941 году, не вернулись 222 самолета этого типа, то есть на 1 уничтоженный Су-2 пришлось по 22,5 вылета. Средние же потери бомбардировщиков в 1941 году составляли 14 вылетов на 1 машину, то есть были выше в 1,6 раз.
Прототип Су-2, самолет «Сталинское задание 2» (СЗ-2)
Сравнительно невысокие характеристики Су-2 были скорее последствием установки на машину заведомо не самых мощных двигателей, однако, на тот момент, других в достаточном количестве просто не было. Не последнюю роль сыграло и то, что для П.О. Сухого, Су-2 был первой крупносерийной машиной собственной разработки (опуская И-4 и другие ранние самолеты). Нельзя сказать, что «первый блин вышел комом», однако, и хвалить конструктора особого повода не было.
Всего за время выпуска с 1939 по 1942 г.г. было изготовлено 877 самолётов типа Су-2 разных модификаций. В качестве легкого бомбардировщика, разведчика (а до появления в достаточном количестве самолетов Ил-2, ещё и в качестве и штурмовика), Су-2 активно применялись в первый год Великой Отечественной войны. В дальнейшем, за счет хорошей обзорности из кабины самолет освоил «профессию» корректировщика артиллерии, в роли которого прослужил до 1944 г.
Бомбардировщик Су-2 на лыжном шасси
Ближний бомбардировщик Су-2 представляет собой свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции (фюзеляж — деревянный, крылья — дюралевые, киль — частично обшит дюралем, частично полотном), с фюзеляжем типа монокок. Крыло двухлонжеронное, трапециевидное в плане, составное, включающее центроплан и две съёмные консоли. Механизация крыла состояла их элеронов типа «Фрайз» и щитков-закрылков типа «Шренк». Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Для зимней эксплуатации все серийные самолеты снабжались съемным комплектом лыж.
Серийный Су-2 со штатной турелью стрелка
Серийный Су-2 с турелью ТСС-1. В таком виде было выпущено порядка 250 самолетов.
Кабина экипажа Су-2 закрыта фонарём со сдвижной средней частью, оснащена двойным управлением, и отоплением. Под приборной доской штурмана размещалась радиостанция РСБ, под ней устанавливалась фотокамера АФА-13, а часть самолётов дополнительно оснащалась радиополукомпасом РПК-2.
Вооружение Су-2 состояло из 4 неподвижных 7,62-мм пулемётов ШКАС в консолях крыла и 1 ШКАС во вращающейся экранированной турели МВ-5. Ещё один пулемёт мог устанавливаться в нижней люковой установке МВ-2 за кабиной штурмана.
Бомбовая нагрузка располагалась в фюзеляжном бомбоотсеке под кабиной пилота, и на внешней подвеске под крылом.
Ближний бомбардировщик Су-2, вид сзади на кабину стрелка
Характеристики Су-2 | |
---|---|
![]() | |
Страна: | СССР |
Тип: | Ближний бомбардировщик |
Год выпуска: | 1937 г. |
Экипаж: | 2 человека |
Двигатель: | 1х М-88Б мощностью 1100 л.с. |
Максимальная скорость: | 486 км/ч (у земли 430 км/ч) |
Практический потолок: | 8900 м |
Дальность полета: | 890 км |
Масса пустого: | 2954 кг |
Максимальная взлетная масса: | 4310 кг (нормальная взлетная) |
Размах крыльев: | 10,25 м |
Длина: | 14,3 м |
Высота: | 3,94 м |
Площадь крыла: | 29 кв.м. |
Вооружение: | 5х 7,62-мм пулеметов ШКАС, до 400 (в фюзеляже) или 600 кг (400 в фюзеляже + 200 на внешней подвеске) бомбовой нагрузки |
Характеристики приведены для серийного ближнего бомбардировщика Су-2 (ББ-1)
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книге Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. - 3-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1994.
Справочники