Содержание
История создания истребителя-перехватчика МиГ-31
Истребитель-перехватчик МиГ-31 — это дальнейшее развитие истребителя-перехватчика МиГ-25П. Он предназначен для использования в системе ПВО страны, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами воздушных целей (в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами, высотными скоростными самолетами и даже (!) космическими спутниками на низких орбитах) в любое время суток, в сложных погодных условиях, при применении противником маневра и постановке им активных и пассивных радиолокационных помех и тепловых ловушек.
В 1972 году в ОКБ имени А.И.Микояна приступили к работам над усовершенствованным вариантом истребителя МиГ-25. Первоначально машина даже называлась МиГ-25МП. Как и МиГ-25, это был цельносварной самолет из специальных сплавов. Общее руководство по разработке и испытаниям возглавил Генеральный конструктор Р.А.Беляков. Новый самолет предназначен для борьбы как с высотными, так и с низколетящими целями, имеющими уменьшенную эффективную поверхность рассеивания.
В отличие от прототипа, экипаж нового истребителя-перехватчика состоял из двух человек, в состав радиоэлектронного оборудования был включен радио прицел, первоначально разрабатывавшийся для дальнего перехватчика с изменяемой геометрией крыла Ту-148, которым предполагалось заменить самолет Ту-128.
В августе 1975 года на опытный прототип МиГ-31 назначили экипаж — летчика-испытателя, шеф-пилота фирмы МиГ, Героя Советского Союза Александра Васильевича Федотова, ведущего инженера С.Г.Полякова, механика В.Н.Кичева. 16 сентября 1975 года Федотов впервые поднял машину в воздух, начались всесторонние летные испытания, которые затянулись на 4 года.
Сам летчик-испытатель (а ведь Александр Васильевич провел в воздухе 5000 часов, выполнил 8998 полетов и установил 18 мировых рекордов!) дал новой машине такую оценку: «МиГ-31 обладает самыми большими возможностями из всех самолетов, которые мне приходилось испытывать!». Забегая вперед, стоит отметить, что именно этот уникальный самолет и оборвал жизнь заслуженного летчика. 4 апреля 1984 года во время испытательного полета возникла нештатная ситуация, в результате которой пилот А.Федотов и штурман В. Зайцев погибли.
Однако, когда в 1979 году МиГ-31 был наконец запущен в серийное производство, поводов для грусти не было совершенно. В 1980 году МиГ-31 начал поступать в авиачасти, а через год завершились и государственные испытания самолета. С принятием на вооружение этого истребителя, СССР, а затем и Россия получили мощнейшего «сторожевого пса» воздушных границ. Способный уничтожать любые цели не только у самой земли, но и выходить в верхние пределы стратосферы планеты, МиГ-31 по истине уникальная боевая машина.
По боевым возможностям МиГ-31 даже по состоянию на 2015 год не имеет аналогов за рубежом (да и в России). Особенность МиГ-31 — «коллективная» работа. Хотя этот самолет эффективен и в одиночку, по-настоящему весь потенциал МиГ-31 раскрывается при работе в группах по четыре машины. При этом обмен информацией между самолетами и наземной автоматической системой управления производится автоматически, а все задачи, связанные с поиском целей и координацией группы, решаются бортовыми средствами, постоянно принимающими сведения с земли и взаимодействующих в группе перехватчиков. Впрочем, она может действовать и без помощи земли, осуществляя контроль за защищаемым обширным пространством протяженностью по фронту 900-1100 километров.
Что же касается одиночного самолета, то он способен одновременно перехватывать несколько объектов, идущих на разных высотах, разными курсами и с различными скоростями. Хотя МиГ-31 — это тяжелый истребитель-перехватчик и не предназначен для маневренного боя, он, тем не менее, способен выполнять все фигуры высшего пилотажа.
Всего с 1979 г. по 1994 г. было построено более 500 перехватчиков, из которых в настоящее время около 250 находятся на вооружении ВВС России. Несколько десятков МиГ-31 имеется также в ВВС Казахстана, еще 24 самолета в начале 1990-х (по некоторым сведениям) было поставлено Китаю.
В настоящее время около 100 МиГ-31 модернизированы и полностью переоснащены согласно современным требованиям системы ПВО, остальные планируется списать по причине износа. В то же время, в ближайшее время возможен повторный запуск одной из последних модификаций самолета в серийное производство, для пополнения авиапарка.
Истребитель-перехватчик МиГ-31 — отличия от МиГ-25
Внешне МиГ-31 очень напоминает своего предка, «двадцать пятый» — два киля, два скошенных воздухозаборника по бокам фюзеляжа. Но дальше начинаются различия, притом весьма существенные. Прежде всего, бросается в глаза, что на МиГ-31 за кабиной летчика есть вторая кабина, тогда как «двадцать пятый» был одноместным. Эксплуатация самолета с довольно внушительной взлетной массой на обычных аэродромах заставила изменить конструкцию шасси: впервые на истребителе применили двухколесные тележки, на которых колеса располагались так называемым «разнесенным тандемом», что уменьшило давление на покрытие взлетно-посадочной полосы.
Энерговооруженность самолета увеличили за счет установки двух модифицированных, высокоэкономичных, турбореактивных, двухконтурных двигателей Д-30, развивающих на полном форсаже тягу по 15500 кг — почти на треть больше, чем на «двадцать пятом». В отличие от других перехватчиков МиГ-31 способен в полете несколько раз дозаправляться от летающих танкеров, значительно увеличивая дальность и время полета.
Новый истребитель оснастили помехозащищенным комплексом, обеспечивающим надежный перехват воздушных целей. Он состоит из бортовой радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой (применена на самолете впервые в мире) теплопеленгатора для передней полусферы и индикатора тактической обстановки. Поскольку летчику стало труднее одновременно управлять машиной, вооружением и прицельно-навигационной аппаратурой, в экипаж ввели штурмана-оператора.
Есть на МиГ-31 и аппаратура передачи данных, предназначенная для взаимодействия групп из четырех машин в полете строем, целераспределения и координации атак. Она позволяет одновременно сопровождать до десяти целей и производить пуск управляемых ракет сразу по четырем.
Как известно, боевая эффективность самолета зависит от состава и возможностей его вооружения. На МиГ-31 оно подбирается в зависимости от особенностей цели и боевой обстановки. В его состав могут входить четыре ракеты большой дальности с радиоголовками самонаведения; они же и две ракеты средней дальности с тепловыми головками самонаведения; четыре ракеты большой дальности и столько же малой дальности (ракеты ближнего маневренного боя).
Примечательно, что конструкторы разместили их так, чтобы они оказывали вдвое меньшее сопротивление набегающему потоку воздуха, чем у МиГ-25. Кроме того, в центроплан МиГ-31 встроена 23-мм пушка с боекомплектом в 260 снарядов.
Характеристики МиГ-31 (НАТО: Foxhound) | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Истребитель-перехватчик |
Год выпуска: | 1979 г. |
Экипаж: | 2 человека |
Двигатель: | 2х ТРДДФ Д-30Ф6 (мощностью по 9500 кгс, или 15500 кгс на форсаже) |
Максимальная скорость: | до 3000 км/ч (на большой высоте), до 1500 км/ч (на малых высотах) |
Практический потолок: | до 30 км |
Дальность полета: | с 2 ПТБ: до 3000 км, с одной дозаправкой в воздухе: до 5400 км (боевой радиус 720 км). |
Масса пустого: | 21,8 т (пустой), 39,1 т (нормальная взлетная) |
Максимальная взлетная масса: | 46,75 т |
Размах крыльев: | 13,46 м |
Длина: | 22,69 м |
Высота: | 6,15 м |
Площадь крыла: | 61,60 кв. м. |
Вооружение: |
|
Характеристики приведены через дробь: для МиГ-31 первой модификаций
Конструкция истребителя-перехватчика МиГ-31
Истребитель-перехватчик МиГ-31 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом и стреловидным хвостовым оперением с двумя килями, в общих чертах повторяя конструкцию прототипа — истребителя МиГ-25. Компоновочная схема МиГ-31 ткже близка компоновочной схеме самолета МиГ-25, однако по сравнению с МиГ-25, в конструкции МиГ-31 уменьшена доля деталей из нержавеющей стали. Планер самолета изготовлен на 50% из стали, на 16% из титана, на 33% из алюминиевых сплавов, 1% конструкций приходится на другие материалы.
Фюзеляж истребителя представляет собой сварную монококовую конструкцию с 57 шпангоутами и рамами. 15 шпангоутов являются силовыми. Технологическое членение фюзеляжа подобно членению фюзеляжа самолета МиГ-25.
Носовая часть фюзеляжа изготовлена из алюминиевых сплавов и включает отсек радиоэлектронного оборудования, кабину экипажа и закабинный отсек оборудования; спереди к носовой части пристыковывается радиопрозрачный обтекатель РЛС.
Члены экипажа располагаются тандемом, в передней кабине — летчик, в задней — штурман-оператор. Обе кабины — герметичные, в них установлены катапультируемые кресла К-36ДМ. Фонари кабин имеют открываемые вверх назад подвижные сегменты, в задней кабине установлен выдвижной перископ обзора передней полусферы, предназначенный для улучшения обзора с кресла штурмана на взлете и посадке. Кабины отделены друг от друга прозрачной герметичной перегородкой из плексигласа толщиной 10 мм.
Начиная с МиГ-31M изменено остекление фонарей кабин. Остекление боковых поверхностей фонаря выполнено из термостойкого оргстекла толщиной 10 мм, материалом козырька фонаря кабины является триплекс толщиной 36 мм с электропроводным противообледенительным слоем. Под кабиной находятся отсеки для размещения блоков ПрНК, радио-связной аппаратуры и агрегатов электрической системы.
Сварная средняя часть фюзеляжа, как и на МиГ-25. является основным силовым элементом планера, воспринимающим большую часть нагрузок. В средней части фюзеляжа находятся семь топливных баков. Гаргрот расположенный сверху средней части фюзеляжа, прикрывает проводку (тросы и жесткие тяги) механической системы управления.
Воздухозаборники с острыми кромками на входе имеют прямоугольное сечение, входные каналы начинаются по бокам фюзеляжа от шпангоута 2 и продолжаются до шпангоута 6. Количество поступающего к двигателям воздуха регулируется нижними створками и верхним горизонтальным клином автоматически в зависимости от высоты и скорости полета.
К хвостовой части крепятся вертикальное и горизонтальное оперение, контейнер для двух крестообразных тормозных парашютов суммарной площадью 50 м2 и форсажные камеры двигателей. В хвостовой части в трех теплоизолированных отсеках размещаются некоторые агрегаты топливной, гидравлической систем и системы управления.
Крыло трапециевидной в плане формы с наплывами в корневой части. Угол стреловидности крыла по передней кромке — 41 град., стреловидность наплыва — 70 град. Механизация крыла состоит из щелевых закрылков, элеронов и четырехсекционных отклоняемых носков. Углы отклонения элеронов +/-20 град., угол отклонения закрылков — 30 град., угол отклонения носков — 13 град. Силовой набор крыла стоит из трех лонжеронов, нервюр и стрингеров. Консоли крыла крепятся к фюзеляжу в шести точках каждая. На нижней поверхности плоскостей имеются точки подвески пилонов, возможна установка двух пилонов под каждой плоскостью.
Хвостовое оперение состоит из двух вертикальных килей, установленных с развалом наружу под углом 8 град, к плоскости симметрии самолета, цельноповоротного стабилизатора и двух подфюзеляжных аэродинамических гребней (угол развала 12 град.). Кили с рулями направления по конструкции идентичны друг другу, но отличаются расположением радиопрозрачных обтекателей антенн. К хвостовой части фюзеляжа каждый киль крепится в трех точках.
Шасси трехопорное, убираемое с помощью гидравлики. Носовая двуколесная опора убирается назад, по полету; на колесах передней стойки установлен грязеотбойный щиток, уменьшающий вероятность попадания при рулежке посторонних предметов в воздухозаборник. Основные опоры оснащены двухколесными тележками, колеса тележек установлены одно за другим со смещением относительно продольной оси тележки; заднее колесо сдвинуто наружу относительно переднего. Основные опоры убираются против полета. Передние створки ниш основных опор являются, также, воздушными тормозами. Все колеса оснащены тормозами. Колея шасси — 3,64 м, база шасси — 7,11 м.
Силовая установка включает два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами Д-З0Ф-6 разработки пермского НПО «Авиадвигатель», тяга каждого двигателя 9500 кгс, на форсаже — 15500 кгс, на взлетном режиме — 19000 кгс; степень двухконтурности равна 3, масса сухого — 2416 кг. Форсажная камера снабжена кольцами, обеспечивающими стабильность горения, сверхзвуковое сопло имеет в расширяющейся части специальные пластинчатые клапаны для впуска воздуха и устранения пульсаций давления в выхлопной струе газов.
Топливо размещается в семи фюзеляжных баках, четырех крыльевых и двух килевых суммарной емкостью 18300 л. Предусмотрена подвеска двух внешних баков емкостью по 2500 л на внешних подкрыльевых пилонах.
В состав бортового оборудования самолета входит прицельно-навигационный комплекс, включающий РЛС с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 «Заслон», бортовой вычислитель «Аргон-К», теплопеленгатор 8ТП, навигационную систему КН-21 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А и цифровым вычислителем «Маневр», радитехническую систему ближней навигации А-312 «Радикал-НП», радиотехническую систему дальней навигации А-723 «Квиток-2» и радиосистемы сверхдальней навигации «Тропик» и «Маршрут».
Цифровой помехозащищенный радиоканал АК-РЛДН обеспечивает двусторонний обмен тактической информацией с наземным КП. цифровая помехозащищенная аппаратура АПД-518 позволяет обмениваться на удалении до 200 км данными о воздушной обстановке с самолетами, имеющими устройства сопряжения с аппаратурой АПД-518 (МиГ-31, Су-27. МиГ-29, А-50). Наличие мощной РЛС и закрытых каналов передачи информации в реальном масштабе времени позволяет использовать МиГ-31 в качестве самолета ДРЛО и управления.
В состав бортового электронного оборудования также входят УКВ радиостанция Р-862, КВ-радиостанция Р-864. регистрирующее устройство РИУ, регистратор полетных данных «Тестер-УЗЛ», речевой информатор П-591, запросчик и ответчик системы госопознавания, приемник управления воздушным движением ТАК-69, автоматический радиокомпас АРК-15, маркерный радиоприемник МРП-66, радиовысотомер РВ-15, регистратор переговоров в кабине экипажа МС-61. В состав бортового комплекса обороны входят приемник предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15СЛ, аппаратура постановки электромагнитных и инфракрасных помех.
Система управления — механическая с необратимыми гидравлическими бустерами: установлена система автоматического управления САУ-155М. Управление двойное, в кабине штурмана установлены основные органы управления и выдвигаемая ручка управления.
Модификации истребителя-перехватчика МиГ-31
МиГ-31 — базовая модель (НАТО: «Foxhound», «Гончая»), истребитель-перехватчик, предназначен для использования в системе ПВО, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей, в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными сверхзвуковыми самолетами в любое время суток, при любой погоде и при интенсивном ведении радиоэлектронной борьбы.
МиГ-31М — модернизированный истребитель-перехватчик. Работы по глубокой модернизации перехватчика МиГ-31, начатые в 1984 году, привели к созданию МиГ-31М (НАТО: «Improved Foxhound»). Первый полет опытного истребителя-перехватчика состоялся 21 декабря 1985 (экипаж — летчик-испытатель Б.А.Орлов и штурман-испытатель Л.С.Попов). Построено 6 опытных самолетов.
По сравнению с исходным самолетом МиГ-31, на модернизированном истребителе установлена более мощная БРЛС, которая имеет почти вдвое увеличенную дальность обнаружения (320 км), что позволило ввести в комплекс вооружения истребителя новые ракеты большой дальности Р-33С или Р-37 (дальность пуска — 120 и 280 км соответственно). Она может осуществлять одновременное сопровождение до 24 целей и наведение УР на 6 различных целей. Крыло самолета имеет наплывы увеличенной площади, увеличены размеры гаргрота, в котором размещено дополнительно 300 л топлива. Увеличен обтекатель тормозного парашюта, перепроектировано шасси с носовым колесом. Переднее остекление кабины летчика выполнено сплошным, для улучшения обзора при посадке угол наклона вниз носовой части фюзеляжа увеличен на 7 градусов, уменьшена площадь остекления кабины оператора и слева перед фонарем установлена убирающаяся штанга системы дозаправки в воздухе. Максимальная взлетная масса МиГ-31М возросла до 52 тонн, скоростные и высотные характеристики практически не изменились.
В апреле 1994 были успешно проведены первые в мире испытания по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км.
МиГ-31Б — многоцелевой истребитель-перехватчик со штатно установленной системой дозаправки в воздухе, улучшенной радиолокационной станцией, доработанными ракетами Р-33С и двигателями Д-30Ф6. Поводом для создания модификации, стала поимка шпиона Адольфа Токачева, передавшего на Запад секретные сведения о боевых системах перехватчика. По соображениям секретности, все «вскрытые» системы были переработаны и улучшены.
Оснащен убираемой Г-образной штангой-топливоприемником системы дозаправки в полете от самолетов-танкеров Ил-78 или Су-24Т, а также доработанной системой управления вооружением и модернизированным радиоэлектронным оборудованием. Истребитель получил приемник радиотехнической системы дальней радионавигации и усовершенствованные средства РЭБ. Были введены новые режимы защищенного обмена информацией. Ракетное вооружение было дополнено ракетами средней дальности Р-40ТД и УР ближнего боя Р-60.
Боевая нагрузка осталась прежней, но за счет улучшенного БРЭО и ракет возможности комплекса возросли в 1,3-2,5 раза. Производство новой модификации на авиазаводе началось в конце 1990 — начале 1991 года.
Все ранее выпущенные МиГ-31 были доработаны до стандарта МиГ-31Б, однако доработанные на авиазаводе и авиаремонтных предприятиях ВВС строевые самолеты не имели системы дозаправкой топливом в полете и получили обозначение МиГ-31БС.
МиГ-31Ф/ФЭ — (Ф — фронтовой, ФЭ — фронтовой экспорный) в 1995 г. на 41-м международном авиасалоне в Ле Бурже АНПК «МИГ» представило проект еще одной модификации МиГ-31 — многоцелевого фронтового истребителя МиГ-31ФЭ с доработанной системой вооружения и новым оборудованием. Такой самолет должен принимать на борт большинство находящихся сейчас в эксплуатации в ВВС России управляемых ракет класса «воздух-поверхность».
Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг (6 бомб ФАБ-1500С). Для поражения воздушных целей на МиГ-31ФЭ сохраняется радиолокационная станция, ракеты большой дальности Р-33, ракеты средней дальности РВВ-АЕ и ракеты ближнего боя Р-73. Радиолокатор перехватчика усовершенствован и может одновременно обнаруживать 24 воздушных цели, в том числе движущиеся со скоростью M=5, а также действовать в режиме картографирования земной поверхности. В смешанном варианте вооружения МиГ-31ФЭ принимает на борт средства поражения обоих классов (например, четыре Х-31 и четыре РВВ-АЕ), при этом оружие «воздух-поверхность» размещается под фюзеляжем, а «воздух-воздух» — под крылом.
По компоновке, конструкции и силовой установке МиГ-31ФЭ практически не отличается от серийного перехватчика МиГ-31. По желанию заказчика на самолете могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства..
МиГ-31БМ — многоцелевой истребитель-перехватчик, работы над которым начались в 1997 г. В этой модификации МиГ-31 оснастили системой управления вооружением, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работы по созданию СУВ для МиГ-31М. Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то новый МиГ стал многоцелевым самолетом, несущим высокоточное оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей. За счет модернизации БРЭО и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.
Бортовая РЛС МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на почти вдвое большей дальности. Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения — до 280 км. В ходе испытаний продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на дистанции порядка 280 км, что в настоящее время недоступно ни одному зарубежному истребителю.
Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние — на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса.
Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с зенитными ракетными комплексами ПВО. Кроме борьбы с воздушными и наземными целями этот самолет может использоваться и в качестве своеобразного воздушного командного пункта, координирующего действия истребителей других типов, оснащенных менее мощными радарами. Оборудование МиГ-31БМ обеспечивает и весьма «экзотические» сценарии боевого применения истребителей. Так, перехватчик может наводить на воздушные цели ракеты, запущенные с борта других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания. В ряде боевых ситуаций подобная тактика может существенно повысить эффективность истребительной группы. МиГ-31 в настоящее время является единственным в мире серийным самолетом, способным эффективно бороться с малозаметными и маловысотными крылатыми ракетами типа ALCM или «Томагавк».
Именно МиГ-31БМ в настоящее время составляют основу истребителей-перехватчиков ПВО России.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет