[snip text=»Краткая справка: Советский фронтовой бомбардировщик Як-28, предшественник Су-24, самолет с непростой и даже мистической судьбой. Характеристики, чертежи и данные о модификациях»]
Содержание
История создания бомбардировщика Як-28
28 марта 1956 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №424-261, предписывавшее ОКБ-115 (ОКБ Яковлева) начать разработку и постройку на базе ещё не до конца прошедшего испытания Як-26 нового легкого высотного сверхзвукового фронтового бомбардировщика. Шифр нового самолета был Як-129. Однако уже 15 августа 1956 г., ОКБ Яковлева «догнало» ещё одно постановление Совмина, №1115-578, согласно которому ОКБ-115 также поручалось разработать вариант самолета под два двигателя ВК-11 с тягой на максимальном режиме 6100 кгс, то есть почти в 2 раза больше чем планировалось изначально. Пропорционально тяге, возросли и других характеристики будущей машины.
Сам генеральный конструктор А.С.Яковлев при таких требованиях только пожал плечами — идея казалась ему довольно бессмысленной. Тем более, что у СССР ещё не было ни одного серийного сверхзвукового бомбардировщика, пресловутый Як-26 все ещё не был запущен в производство, а ОКБ его должно было проектировать уже третий по счету самолет под постоянно изменяющиеся требования.
Тем не менее, коллектив ОКБ сумел переубедить шефа. От Як-26 не отказывались, но сильно меняли его конструкцию. Требовалось:
- увеличить жесткость крыла на корневом участке
- элероны сместить к мотогондолам, и устранить их реверс
- увеличить площадь крыла, изменив его форму в плане на участке между мотогондолами — заднюю кромку выпрямить, а переднюю «скосить» под еще большим углом
- увеличить высоту силовых элементов
- на прямом участке задней кромки установить закрылки типа «Фаулер»
- крыло поднять для установки более мощных двигателей
- увеличить расстояние между воздухозаборниками и землей
- увеличить высоту бомбоотсека
- сиденье штурмана выполнить неподвижным катапультируемым, а прицел смонтировать на откидной платформе и снабдить его удлиненным окуляром
- использовать тормозной парашют для сокращения длинны пробега
Переделку одного из имеющихся Як-26 в Як-129 закончили в начале 1958 г. Хотя внешне он напоминал предшественника, всё же это был принципиально новый бомбардировщик. Исходные «мощные» двигатели В-11 в серию так и не пошли, поэтому Як-129 оснастили двигателями Р-11А-300 с тягой на форсаже 4850 кгс. Двигатель представлял собой копию с установленного на МиГ-21, но приспособленного для установки в гондоле под крылом. Топливная система опытной машины включала шесть баков общей емкостью 4025 л., размещавшихся в фюзеляже. Первый полет Як-129 состоялся 5 марта 1958 г.
По прохождении испытаний, 4 ноября 1958 года машине было присвоено новое имя — фронтовой бомбардировщик Як-28 (Brewer-A — по классификации НАТО). Надо сказать, что только теперь сам Яковлев стал проявлять интерес к новой машине, до этого наблюдая за процессом со стороны.
Хотя пилоты отмечали хорошие летные характеристики машины и более удобное по сравнению с Як-26 управление, прототип Як-28 пока до заявленных изначально характеристик не дотягивал. На втором прототипе (снова из Як-26) были установлены двигатели Р-11АФ-300 с тягой на форсаже по 5750 кгс., а также несколько измененные по конструкции гондолы двигателей с овальными воздухозаборниками. Обшивку крыла в корневой части заменили на стальную. Яковлев теперь уже, «поверив» в машину, немедленно отослал Як-28-2 на госиспытания. И чуть было не поплатился — в одном из полетов произошла поломка топливопровода, и полет едва не закончился катастрофой. Тем не менее, испытания были в целом успешны и Як-28 пошел в серию. Впрочем, это было закономерно — другого сверхзвукового бомбардировщика у страны в тот момент просто не было.
Хотя Як-28 по всем характеристикам был выдающейся машиной, пилоты относились к нему с некоторым недоверием. Как и любая совершенно новая вещь, только-только освоенная в производстве, этот бомбардировщик имел довольно много скрытых дефектов — как совсем мелких, до вполне серьезных и даже почти мистических. То внезапно вскрылась проблема с несихронным выпуском закрылков — никакие испытания не могли выявить её причину, пока однажды случайно не обнаружилось, что компенсационные пластинки на задних кромках закрылков просто загибаются в ту или другую сторону и создают вихревой поток, который и «глушит» один из закрылков.
В другой раз сразу группу Як-28в дальнем перелете Иркутск-Москва застигла странна напасть — одновременно отказали все радиокомпасы. Причина была банальной — самолеты до этого попали под дождь и вода попавшая в щели вращающегося радиокомпаса просто превратилась в лед, когда самолеты поднялись выше.
Все эти детали оперативно устранялись, однако «славу» Як-28, по-началу, заработал себе вполне определенную. Тем не менее, по мере насыщения войск этими бомбардировщиками, росло и доверие к ним. Имея хорошую боевую нагрузку, тяговооруженность, маневренность, Як-28 мог выполнять поставленные боевые задачи в любое время суток, при любой погоде и на любой высоте. В конечном счете, например, для целей разведки, Як-28 был намного универсальнее и более пригоден, чем тот же МиГ-21.
Службу во всех уголках СССР несли около 350 Як-28 и только по прошествии 15 лет, в середине 1970-х годов, эти заслуженные фронтовые бомбардировщики стали заменяться на более совершенные Су-24.
Характеристики Як-28 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Фронтовой бомбардировщик |
Год выпуска: | 1958 г. |
Экипаж: | 2 человека |
Двигатель: | 2х ТРД Р11АФ2-300 по 6100 кгс |
Максимальная скорость: | 1830 км/ч |
Практический потолок: | 14,5 км |
Дальность полета: | 1800 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 18,08 т. (16,16 т нормальная взлетная) |
Размах крыльев: | 11,78 м |
Длина: | 20 м |
Высота: | 4,3 м |
Площадь крыла: | 35,25 кв.м. |
Вооружение: | 1х2х 23-мм авиапушка ГШ-23Я (оборонительная, сзади), 1200 кг бомбовой нагрузки (в перегруз - 3000 кг) во внутреннем бомбовом отсеке. |
Основные модификации Як-28
Як-129 — прототип полученный глубокой переработкой серийного Як-26, с двигателями Р-11А-300, тягой 4850 кгс.
Як-28-2 — прототип с двигателями Р-11АФ-300, тягой 5750 кгс.
Як-28 — первая серийная модификация.
Як-28Б — вариант Як-28 с РЛС Лотос и Инициатива.
Як-28Л — вариант Як-28 с радиокомандной разностно-дальномерной системой наведения ДБС-2С «Лотос».
Як-28И — вариант Як-28 с комплексной системой управления вооружением в составе: РЛС «Инициатива-2», оптического прицела ОПБ-116 и автопилота АП-28К.
Як-28Н — вариант Як-28 с системой вооружения К-28П, включавшую две противорадиолокационные ракеты Х-28 и аппаратуру управления.
Як-28Р — вариант Як-28 с исполнении разведчика.
Як-28РР — радиационный разведчик.
Як-28ПП — вариант Як-28 постановщик помех.
Як-28У — учебный самолет, собственное кодовое обозначение НАТО — Maestro
Як-28П — истребитель-перехватчик.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник:компиляция по открытым сведениям полученным из сети интернет, а также Авиация и Время. Ефим Гордон, Ростислав Мараев. «Последние из большого семейства»