Сайт рекомендован для аудитории 16+

Фронтовой бомбардировщик Як-28



«Краткая справка: Советский фронтовой бомбардировщик Як-28, предшественник Су-24, самолет с непростой и даже мистической судьбой. Характеристики, чертежи и данные о модификациях»

Як-28 в варианте перехватчика

Як-28 в варианте перехватчика

История создания бомбардировщика Як-28

28 марта 1956 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №424-261, предписывавшее ОКБ-115 (ОКБ Яковлева) начать разработку и постройку на базе ещё не до конца прошедшего испытания Як-26 нового легкого высотного сверхзвукового фронтового бомбардировщика. Шифр нового самолета был Як-129. Однако уже  15 августа 1956 г., ОКБ Яковлева «догнало» ещё одно постановление Совмина, №1115-578, согласно которому ОКБ-115 также поручалось разработать вариант самолета под два двигателя ВК-11 с тягой на максимальном режиме 6100 кгс, то есть почти в 2 раза больше чем планировалось изначально. Пропорционально тяге, возросли и других характеристики будущей машины.

Сам генеральный конструктор А.С.Яковлев при таких требованиях только пожал плечами — идея казалась ему довольно бессмысленной. Тем более, что у СССР ещё не было ни одного серийного сверхзвукового бомбардировщика, пресловутый Як-26 все ещё не был запущен в производство, а ОКБ его должно было проектировать уже третий по счету самолет под постоянно изменяющиеся требования.

Чертеж бомбардировщика Як-28

Чертеж бомбардировщика Як-28

Тем не менее, коллектив ОКБ сумел переубедить шефа. От Як-26 не отказывались, но сильно меняли его конструкцию. Требовалось:

  • увеличить жесткость крыла на корневом участке
  • элероны сместить к мотогондолам, и устранить их реверс
  • увеличить площадь крыла, изменив его форму в плане на участке между мотогондолами — заднюю кромку выпрямить, а переднюю «скосить» под еще большим углом
  • увеличить высоту силовых элементов
  • на прямом участке задней кромки установить закрылки типа «Фаулер»
  • крыло поднять для установки более мощных двигателей
  • увеличить расстояние между воздухозаборниками и землей
  • увеличить высоту бомбоотсека
  • сиденье штурмана выполнить неподвижным катапультируемым, а прицел смонтировать на откидной платформе и снабдить его удлиненным окуляром
  • использовать тормозной парашют для сокращения длинны пробега

Переделку одного из имеющихся Як-26 в Як-129 закончили в начале 1958 г. Хотя внешне он напоминал предшественника, всё же это был принципиально новый бомбардировщик. Исходные «мощные» двигатели В-11 в серию так и не пошли, поэтому Як-129 оснастили двигателями Р-11А-300 с тягой на форсаже 4850 кгс. Двигатель представлял собой копию с установленного на МиГ-21, но приспособленного для установки в гондоле под крылом. Топливная система опытной машины включала шесть баков общей емкостью 4025 л., размещавшихся в фюзеляже. Первый полет Як-129 состоялся 5 марта 1958 г.

По прохождении испытаний, 4 ноября 1958 года машине было присвоено новое имя — фронтовой бомбардировщик Як-28 (Brewer-A — по классификации НАТО). Надо сказать, что только теперь сам Яковлев стал проявлять интерес к новой машине, до этого наблюдая за процессом со стороны.



Советский Фронтовой бомбардировщик Як-28

Советский Фронтовой бомбардировщик Як-28

Хотя пилоты отмечали хорошие летные характеристики машины и более удобное по сравнению с Як-26 управление, прототип Як-28 пока до заявленных изначально характеристик не дотягивал. На втором прототипе (снова из Як-26) были установлены двигатели Р-11АФ-300 с тягой на форсаже по 5750 кгс., а также несколько измененные по конструкции гондолы двигателей с овальными воздухозаборниками. Обшивку крыла в корневой части заменили на стальную. Яковлев теперь уже, «поверив» в машину, немедленно отослал Як-28-2 на госиспытания. И чуть было не поплатился — в одном из полетов произошла поломка топливопровода, и полет едва не закончился катастрофой. Тем не менее, испытания были в целом успешны и Як-28 пошел в серию. Впрочем, это было закономерно — другого сверхзвукового бомбардировщика у страны в тот момент просто не было.

Хотя Як-28 по всем характеристикам был выдающейся машиной, пилоты относились к нему с некоторым недоверием. Как и любая совершенно новая вещь, только-только освоенная в производстве, этот бомбардировщик имел довольно много скрытых дефектов — как совсем мелких, до вполне серьезных и даже почти мистических. То внезапно вскрылась проблема с несихронным выпуском закрылков — никакие испытания не могли выявить её причину, пока однажды случайно не обнаружилось, что компенсационные пластинки на  задних кромках закрылков просто загибаются в ту или другую сторону и создают вихревой поток, который и «глушит» один из закрылков.
В другой раз сразу группу Як-28в дальнем перелете Иркутск-Москва застигла странна напасть — одновременно отказали все радиокомпасы. Причина была банальной — самолеты до этого попали под дождь и вода попавшая в щели вращающегося радиокомпаса просто превратилась в лед, когда самолеты поднялись выше.

Все эти детали оперативно устранялись, однако «славу» Як-28, по-началу, заработал себе вполне определенную. Тем не менее, по мере насыщения войск этими бомбардировщиками, росло и доверие к ним. Имея хорошую боевую нагрузку, тяговооруженность, маневренность, Як-28 мог выполнять поставленные боевые задачи в любое время суток, при любой погоде и на любой высоте. В конечном счете, например, для целей разведки, Як-28 был намного универсальнее и более пригоден, чем тот же МиГ-21.

Службу во всех уголках СССР несли около 350 Як-28 и только по прошествии 15 лет, в середине 1970-х годов, эти заслуженные фронтовые бомбардировщики стали заменяться на более совершенные Су-24.

Характеристики Як-28

Фронтовой бомбардировщик Як-28
Страна: СССР
Тип: Фронтовой бомбардировщик
Год выпуска: 1958 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 2х ТРД Р11АФ2-300 по 6100 кгс
Максимальная скорость: 1830 км/ч
Практический потолок: 14,5 км
Дальность полета: 1800 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 18,08 т. (16,16 т нормальная взлетная)
Размах крыльев: 11,78 м
Длина: 20 м
Высота: 4,3 м
Площадь крыла: 35,25 кв.м.
Вооружение:1х2х 23-мм авиапушка ГШ-23Я (оборонительная, сзади), 1200 кг бомбовой нагрузки (в перегруз - 3000 кг) во внутреннем бомбовом отсеке.

Основные модификации Як-28

Як-129 — прототип полученный глубокой переработкой серийного Як-26, с двигателями Р-11А-300, тягой 4850 кгс.

Як-28-2 — прототип с двигателями Р-11АФ-300, тягой 5750 кгс.

Як-28 — первая серийная модификация.

Як-28Б — вариант Як-28 с РЛС Лотос и Инициатива.

Як-28Л — вариант Як-28 с радиокомандной разностно-дальномерной системой наведения ДБС-2С «Лотос».

Як-28И — вариант Як-28 с комплексной системой управления вооружением в составе: РЛС «Инициатива-2», оптического прицела ОПБ-116 и автопилота АП-28К.

Як-28Н — вариант Як-28 с системой вооружения К-28П, включавшую две противорадиолокационные ракеты Х-28 и аппаратуру управления.

Як-28Р — вариант Як-28 с исполнении разведчика.

Як-28РР — радиационный разведчик.

Як-28ПП — вариант Як-28 постановщик помех.

Як-28У — учебный самолет, собственное кодовое обозначение НАТО — Maestro

Як-28П — истребитель-перехватчик.

Бомбардировщик Як-28

Бомбардировщик Як-28

 

 


Источник:компиляция по открытым сведениям полученным из сети интернет, а также Авиация и Время. Ефим Гордон, Ростислав Мараев. «Последние из большого семейства»

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии