[snip text=»Краткая справка: Советский военно-транспортный самолет Ли-2 — близкий родственник американского «Дугласа». Конструкция, чертежи, история создания и производства самолета»]

Военно-транспортный самолет Ли-2

Военно-транспортный самолет Ли-2

 

К середине 1930-х годов основным самолетом гражданского воздушного флота СССР был ПС-9 конструкции А.Н. Туполева. К тому времени конструкция самолета устарела и не обеспечивала растущих объемов перевозок. Для обновления самолетного парка ГВФ в 1936 г. было принято решение об организации в СССР производства по лицензии американского пассажирского самолета DC-3 фирмы «Дуглас».

Интерес к  производству DC-3 выразило и руководство ВВС РККА, которые остро нуждались в современном транспортно-десантном самолете. Серийное производство нового самолета было решено организовать на авиационном заводе № 84 в г. Химки. Мероприятия по подготовке производства DC-3проводились в КБ-6, специально созданного на заводе № 84 под руководством главного конструктора завода № 84 В.М. Мясищева, а в последствии А.А. Синькова и главного инженера Б.П. Лисунова (В.М. Мясищев был арестован в 1937 г.).

Производство самолета Ли-2

Работа над самолетом продвигалась тяжело, главным образом из-за несхожести технологий производства авиационной техники в СССР и США. Государственные испытания первого образца собранного из комплектующих американского производства прошли с 3 сентября по 17 декабря 1939 г. и были признаны успешными. Машина получила наименование ПС-84 (пассажирский самолет завода № 84).

Чертеж военно-транспортного самолета Ли-2

Чертеж военно-транспортного самолета Ли-2

 



Для ВВС были разработаны модификации ПС-84 в транспортно-десантном и санитарном варианте (ПС-84К и ПС-84И  соответственно). Транспортные самолеты ПС-84К приняли участие в боевых действиях в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол и в советско-финской войне.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 14 октября 1941 г. завод №84 прекратил работу по производству ПС-84 в связи с эвакуацией в Среднюю Азию, но уже 7 января 1942 г. оно было возобновлено на авиационном заводе № 34 в г. Ташкент.

В том же году самолет получил новое название — Ли-2 по фамилии главного инженера завода № 84 Б.П.Лисунова.

Модификации самолета Ли-2

В военные годы Ли-2 выпускался в транспортно-десантном варианте с установленным оборонительным вооружением и несколько упрощенной конструкцией. С лета 1942 г. все вновь выпускаемые  машины оборудовались  внешними бомбодержателями и приспособлениями для установки бомбового прицела. Была разработана и производилась модификация самолета в варианте ночного бомбардировщика Ли-2НБ.

Характеристики Ли-2

Военно-транспортный самолет Ли-2
Страна: СССР
Тип: Транспортный самолет
Год выпуска: 1939 г.
Экипаж: 2 человека (26 десантников)
Двигатель: 2х М-62ИР по 1000 л.с.
Максимальная скорость: 304 км/ч
Практический потолок: 5200 м
Дальность полета: 2140 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 10500 кг
Размах крыльев: 28813 мм
Длина: 19647 мм
Высота: 5160 мм
Площадь крыла: 91,69 кв.м.
Вооружение:1х турель УТК-1 (12,7-мм УБТ), 3х 7,62-мм пулемета ШКАС, до 1000 кг бомбовой нагрузки

Характеристики даны для Ли-2

В 1945 г. были разработаны две модификации Ли-2: Ли-2Т — транспортный вариант, Ли-2П — пассажирский, которые и находились в производстве в послевоенные годы. Транспортный вариант самолета в 1946 г. передали для серийного производства на авиационный завод № 126 в г. Комсомольск-на-Амуре. Там же производилась и учебная модификация самолета — УчШЛи-2.

Всего в СССР было произведено 5374 самолета Ли-2 всех модификаций.

Серийное производство транспортного самолета Ли-2Т завершилось в 1950 г., когда ему на смену пришел более совершенный Ил-12. В военно-транспортной авиации ВВС Ли-2 эксплуатировался до начала 70-х годов, а в гражданском флоте до начала 80-х г.

Ли-2 экспортировался в страны Варшавского договора, а также на Кубу, в Китай, КНДР и Вьетнам.

 

 


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет