[snip text=»Краткая справка: Советский военно-транспортный самолет Ли-2 — близкий родственник американского «Дугласа». Конструкция, чертежи, история создания и производства самолета»]
К середине 1930-х годов основным самолетом гражданского воздушного флота СССР был ПС-9 конструкции А.Н. Туполева. К тому времени конструкция самолета устарела и не обеспечивала растущих объемов перевозок. Для обновления самолетного парка ГВФ в 1936 г. было принято решение об организации в СССР производства по лицензии американского пассажирского самолета DC-3 фирмы «Дуглас».
Интерес к производству DC-3 выразило и руководство ВВС РККА, которые остро нуждались в современном транспортно-десантном самолете. Серийное производство нового самолета было решено организовать на авиационном заводе № 84 в г. Химки. Мероприятия по подготовке производства DC-3проводились в КБ-6, специально созданного на заводе № 84 под руководством главного конструктора завода № 84 В.М. Мясищева, а в последствии А.А. Синькова и главного инженера Б.П. Лисунова (В.М. Мясищев был арестован в 1937 г.).
Производство самолета Ли-2
Работа над самолетом продвигалась тяжело, главным образом из-за несхожести технологий производства авиационной техники в СССР и США. Государственные испытания первого образца собранного из комплектующих американского производства прошли с 3 сентября по 17 декабря 1939 г. и были признаны успешными. Машина получила наименование ПС-84 (пассажирский самолет завода № 84).
Для ВВС были разработаны модификации ПС-84 в транспортно-десантном и санитарном варианте (ПС-84К и ПС-84И соответственно). Транспортные самолеты ПС-84К приняли участие в боевых действиях в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол и в советско-финской войне.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 14 октября 1941 г. завод №84 прекратил работу по производству ПС-84 в связи с эвакуацией в Среднюю Азию, но уже 7 января 1942 г. оно было возобновлено на авиационном заводе № 34 в г. Ташкент.
В том же году самолет получил новое название — Ли-2 по фамилии главного инженера завода № 84 Б.П.Лисунова.
Модификации самолета Ли-2
В военные годы Ли-2 выпускался в транспортно-десантном варианте с установленным оборонительным вооружением и несколько упрощенной конструкцией. С лета 1942 г. все вновь выпускаемые машины оборудовались внешними бомбодержателями и приспособлениями для установки бомбового прицела. Была разработана и производилась модификация самолета в варианте ночного бомбардировщика Ли-2НБ.
Характеристики Ли-2 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Транспортный самолет |
Год выпуска: | 1939 г. |
Экипаж: | 2 человека (26 десантников) |
Двигатель: | 2х М-62ИР по 1000 л.с. |
Максимальная скорость: | 304 км/ч |
Практический потолок: | 5200 м |
Дальность полета: | 2140 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 10500 кг |
Размах крыльев: | 28813 мм |
Длина: | 19647 мм |
Высота: | 5160 мм |
Площадь крыла: | 91,69 кв.м. |
Вооружение: | 1х турель УТК-1 (12,7-мм УБТ), 3х 7,62-мм пулемета ШКАС, до 1000 кг бомбовой нагрузки |
Характеристики даны для Ли-2
В 1945 г. были разработаны две модификации Ли-2: Ли-2Т — транспортный вариант, Ли-2П — пассажирский, которые и находились в производстве в послевоенные годы. Транспортный вариант самолета в 1946 г. передали для серийного производства на авиационный завод № 126 в г. Комсомольск-на-Амуре. Там же производилась и учебная модификация самолета — УчШЛи-2.
Всего в СССР было произведено 5374 самолета Ли-2 всех модификаций.
Серийное производство транспортного самолета Ли-2Т завершилось в 1950 г., когда ему на смену пришел более совершенный Ил-12. В военно-транспортной авиации ВВС Ли-2 эксплуатировался до начала 70-х годов, а в гражданском флоте до начала 80-х г.
Ли-2 экспортировался в страны Варшавского договора, а также на Кубу, в Китай, КНДР и Вьетнам.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет