[snip text=»Краткая справка: He-162 «Spatz» — немецкий реактивный истребитель времен Второй Мировой войны, опередивший время. Чертежи, конструкция, история создания и боевое применение самолета»]
Содержание
История создания истребителя He-162
Союзники к концу войны буквально заваливали Германию бомбами, причем поршневые истребители против армад «летающих крепостей» были уже далеко не так эффективны. ПО этой причине, осенью 1944 года конструкторы фирмы «Хейнкель» приступили к проекту «Саламандра», результатом которого должен был стать новый реактивный истребитель — высокоскоростной и хорошо вооруженный, при этом очень простой в управлении. Сам самолет окрестили «Фольксъягер» («Volksjager»), то есть народный истребитель, однако «по науке» будущий He-162 назывался «Spatz» («Воробей»).
За работу взялись так рьяно, что по скорости работ опередили даже советских конструкторов — по плану на создание реактивного He-162 отводилось 4 месяца (срок сдачи — 01.01.45), однако уже 6 декабря 1944 года He-162 совершил первый полет.
К слову — «Саламандра» He-162 не назывался никогда, повторюсь — это имя носил проект создания самого самолета.
Конструкция реактивного истребителя He-162
Самолет He-162 отличался чрезвычайно простой и технологичной конструкцией. Вопреки своему виду в стиле «модерн», истребитель был деревянным — металлическими были только законцовки крыльев, да нос самолета выполнялся из прессованной фанеры.
Колеса и тормоза для He-162 были заимствованы с Me-109, а стартер — двухтактный поршневой двигатель «Ридель» — с Me-262. Вооружение состояло из пушек, установленных симметрично в нижней передней части фюзеляжа. В результате первого полета, проведенного 6 декабря 1944 года флюг-капитаном Петером, была достигнута максимальная скорость 840 км/ч.
В кабине He-162 было установлено катапультируемое кресло, выбрасываемое с помощью заряда взрывчатки.
Производство и боевое применение истребителя He-162
«Народный истребитель» He-162 на практике оказался очень сложным в управлении и на роль массового самолета, увы, никак не подходил. Тем не менее, утопающий хватается за каждую соломинку, и He-162 предполагалось строить с небывалым размахом — по 2000 машин в месяц.
Первые истребители стали поступать на вооружение Люфтваффе уже в январе 1945 года. Ими были оснащены 1-я и 2-я эскадрильи эскадры воздушных судов JG 1 оберст-лейтенанта Герберта Илефельда, однако оба формирования так и не удалось довести до боеготовности. Не смотря на наполеоновские планы, всего Германия успела изготовить и принять на вооружение не больше 120 реактивных истребителей He-162, судьба ещё примерно полусотни готовых машин не известна. Ещё примерно 900-1000 машин этого типа к концу войны проходили летные испытания, или находись в разной степени готовности на заводах (около 800 машин).
Германское командование сделало высокие ставки на реактивный «Хейнкель-162», однако, это был уже жест отчаяния, а не серьезно продуманная комбинация.
Во-первых, самолет был далеко «не так прост», как хотелось бы,а опытных пилотов в конце войны уже негде было взять. Для примера — несмотря на то, что самолет легко преодолевал планку в 800 км/ч, летчикам было строго настрого запрещено выполнять виражи на скорости выше 500 км/ч, иначе машина сваливалась в штопор. О каком воздушном бое в таких условиях может идти речь?
Во-вторых, машина была мягко говоря «сырая» — из 13 He-162 потерянных 1-ой эскадрильей JG 1 сбиты противником были 3 — все остальные потерпели аварии из-за технических дефектов.
В третьих — 120 (даже если 170) машин это далеко не те тысячи, которые планировалось поставить на вооружение с января по май 1945 года.
Единственная известная победа в воздушном бою на He-162 состоялась 04 мая 1945 г. (пилот — лейтенант Рудольф Шмидт), но и она не является бесспорной (в районе активно работала ПВО). После войны истребитель не использовался ни одной из сторон конфликта.
Характеристики He-162 | |
---|---|
Страна: | Германия |
Тип: | Реактивный истребитель |
Год выпуска: | 1944 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1×BMW 003E-1 |
Максимальная скорость: | до 900 км/ч |
Практический потолок: | 12 км |
Дальность полета: | 975 км |
Масса пустого: | 1,66 т |
Максимальная взлетная масса: | 2,8 т |
Размах крыльев: | 7,2 м |
Длина: | 9,05 м |
Высота: | 2,6 м |
Площадь крыла: | 14,5 кв.м. |
Вооружение: | 2× 30 мм MK 108 |
Характеристики приведены для He-162 A-0
Модификации истребителя He-162
- He-162 A-0 — пробная партия из 10 машин.
- He-162 A-1 — He-162 с 2х 30-мм пушками MK 108.
- He-162 A-2 — He-162 с 2х 20-мм пушками MG 151.
- He-162 A-3 — Проект. He-162 со спаренной 30-мм пушкой MK 108 и усиленной конструкцией.
- He-162 A-8 — Проект. He-162 A-1 с двигателем Jumo 004 D-4.
- Не-162 В — He-162 с двумя двигателями As 014 вместо «родного» BMW 003. Суммарная тяга двигателей: 670 кгс, взлетный вес: 3300 кг, максимальная скорость: 810 км/ч, практический потолок: 8000 м. Впоследствии вместо 2х As 014 устанавливался 1х As 044, с тягой 500 кгс. Эта версия называлась He-162 B-2.
- Не-162 С — Проект. He-162 с турбореактивным двигателем HeS 011. Проект предусматривал как стандартное крыло, так и крыло обратной стреловидности.
He-162 предполагалось строить и в Японии, по лицензии. Эта машина могла бы носить название Tachikawa Ki 162 — и, можно сказать с уверенностью, была бы настоящей мечтой любого камикадзе.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Германии
Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет