[snip text=»Краткая справка: Советский ночной бомбардировщик времен Второй Мировой войны НБ(Т) конструкции Н. Поликарпова. История создания и конструкция самолета»]
История создания ночного бомбардировщика НБ(Т)
Опыт войны показал военному руководству СССР, что в условиях полного господства противника в небе, наибольшую эффективность дают ночные бомбардировки. Решено было сосредоточится на создании массового ночного бомбардировщика — с достаточно высокими летными характеристиками и с большой бомбовой нагрузкой, но недорогого и технологичного.
Поздней осенью 1941 года работа над такой машиной была начата под руководством Николая Поликарпова в Новосибирске, куда были эвакуированы его КБ и опытный завод.
Самолет получил рабочее обозначение «Т», а по документации назывался НБ (ночной бомбардировщик). Согласно эскизному проекту, выполненному в январе 1942 года, по схеме самолет представлял собой двухмоторный скоростной высокоплан с большим бомбовым отсеком в фюзеляже для внутренней подвески авиабомб общей массой до 5000 кг и мощным оборонительным вооружением.
По геометрическим параметрам НБ был аналогичен серийному бомбардировщику ДБ-3, но его полетная масса и бомбовая нагрузка были в 1,5-2 раза больше. Весовая отдача являлась исключительно высокой – 36%, а в перегрузочном варианте – до 48%. Компоновку самолета с точки зрения целесообразного размещения грузов оценивали, как образцовую.
С расчетом на крупносерийное производство в условиях дефицита сырья и недостатка традиционных авиаматериалов конструкция самолета разрабатывалась смешанной. В ней, с целью достижения наименьшей массы при требуемых прочности и жесткости, были применены разные материалы: изготавливать «ночной бомбовоз» (именно так называл его Н.Н.Поликарпов) предполагалось из стали (51%) и дерева (38%), некоторые детали несиловых узлов – из пластмассы.
Для определения наиболее удачных вариантов компоновки оборудования, улучшения условий деятельности экипажа и упрощения обслуживания, весной 1942 года состоялся ряд консультаций со специалистами. Было решено усилить конструкцию на случай вынужденной посадки, ввести в экипаж второго пилота, оснастить машину антиобледенительным устройством крыла, оперения и винтов. В систему управления включили автопилот.
Тем не менее до лета 1942 года тактико-технические требования к самолету НБ, создававшемуся Н.Н.Поликарповым в инициативном порядке, еще не были определены. Лишь 16 августа в Новосибирске, на территории эвакуированного завода, прошла макетная комиссия по самолету. НБ представили с моторами М-82А.
По расчетам, максимальная скорость должна была составить 525 км/ч на высоте 6250 м, потолок – 8000 м, дальность полета при нормальной бомбовой нагрузке в 2000 кг – 4000 км. при уменьшении дальности полета нагрузка возрастала. Бомбы подвешивались в бомбоотсеке в различных комбинациях: 1 в 5000 кг, 1 в 2000 кг, 4 по 1000 кг, 8 по 500 кг, 12 по 250 кг, 33 по 100 кг – общей массой до 5000 кг. Оборонительное вооружение включало три крупнокалиберных пулемета в стандартных установках. Места всех членов экипажа, в том числе и верхняя вращающаяся турель, прикрывались броней.
Члены комиссии внесли ряд замечаний и предложений. После доработки самолета 8 сентября1942 года проект был утвержден.
Несмотря на то, что к концу сентября готовность рабочих чертежей составляла 60% и уже началось изготовление оснастки, достичь быстрых темпов постройки не удалось. Сказывалась нехватка квалифицированных кадров, производственных площадей и станочного оборудования. Изготовление агрегатов самолета велось до осени 1943 года.
Характеристики НБ(Т) | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Ночной бомбардировщик |
Год выпуска: | 1942 г. |
Экипаж: | 5 человек |
Двигатель: | 2х АШ-82ФНВ по 1850 л.с. |
Максимальная скорость: | 515 км/ч |
Практический потолок: | 6150 м |
Дальность полета: | 3030 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 12640 кг |
Размах крыльев: | 21,52 м |
Длина: | 15,29 м |
Высота: | Нет сведений |
Площадь крыла: | Нет сведений |
Вооружение: | 3 х 12,7-мм пулемет УБ + 5000 кг бомбовой нагрузки |
Зимой 1943-44 г.г. завод и КБ были возвращены в Москву. Проводились аэродинамические и прочностные испытания машины. На самолете были установлены высотные двигатели АШ-82ФНВ.
Первый полет с ними состоялся 23 мая 1944 года на Центральном аэродроме Москвы. Было принято решение доработать самолет с целью его дневного применения. При этом рассматривались варианты установки дизелей М-30Ф и высотных моторов АМ-39. Проектировался транспортно-пассажирский вариант самолета с двигателями АШ-82 и переделанным фюзеляжем, оборудованным специальным люком для загрузки крупногабаритной военной техники.
Однако начатые 23 мая 1944 года летные испытания по причине смерти самого Поликарпова закончены не были, и работы по самолету прекратились.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР