Сайт рекомендован для аудитории 16+

Бомбардировщик Дуглас TBD-1 «Девастэйтор»



«Краткая справка: Американский бомбардировщик-торпедоносец Дуглас TBD-1 «Девастэйтор» времен Второй мировой войны. Характеристики, история создания и боевого применения»

Американский бомбардировщик-торпедоносец Дуглас TBD-1 «Девастэйтор».

Американский бомбардировщик-торпедоносец Дуглас TBD-1 «Девастэйтор».

История создания бомбардировщика Douglas TBD-1 «Devastator»

Конкурс  на создание бомбардировщика-торпедоносца для замены устаревших самолетов T3M и T4M, был объявлен бюро Аэронавтики флота США в июне 1934 года. Участвовать в нем согласились только две фирмы: «Грэйт Лэйкс» и «Дуглас», имевшие подобные наработки, однако этого было явно недостаточно, посему обоим фирмам-участницам было предложено построить опытные образцы.

«Грэйт Лэйкс» строила биплан, а вот «Дуглас» решили выдать новинку — цельнометаллический моноплан палубного базирования. Такого в США не делал ещё никто. Технически, машина (будущий бомбардировщик TBD-1) была довольно интересной: именно на ней впервые были применёны гидравлический механизм складывания крыла, полуутопленное в фюзеляж расположение торпеды, и тормоза колёс основных стоек шасси.

Прототип XTBD-1 (Х — экспериментальный, в США) был построен весной 1935 года, а 15 апреля того же года, он впервые поднялся в воздух. Войсковые испытания начались всего через 9 дней, на базе ВМС в Анакосте.

Чертеж бомбардировщика Дуглас TBD-1 «Девастэйтор»

Чертеж бомбардировщика Дуглас TBD-1 «Девастэйтор»

Флотские чины быстро убедились что новшества  «Дуглас» по всем статьям превзошли «классику» «Грэйт Лэйкс». Всего через полгода (16 января 1936 года), новый бомбардировщик-торпедоносец, под индексом TBD-1 был принят на вооружение ВМС США, а 3 февраля с фирмой «Дуглас» был подписан контракт на поставку 114 самолётов. Интересно, что собственным именем «Devastator» («Разрушитель»),  TBD-1 обзавелся только 1 октября 1941 года. Почему устаревшей к тому времени машине было присвоено такое претензионное имя, история скрывает.

Всего за три года производства (1937-1940 г.г.) был произведен 131 самолёт TBD-1 всех модификаций. Применялся на всех американских авианосцах того времени (по 1 эскадрилье на каждом), планировался к экспорту в Нидерланды, но после захвата этой страны Германией, проект был закрыт.

Американский бомбардировщик-торпедоносец Дуглас TBD-1 «Девастэйтор».

Американский бомбардировщик-торпедоносец Дуглас TBD-1 «Девастэйтор». Штатное крепление торпеды довольно ориганальное, не находите?



Конструкция бомбардировщика Douglas TBD-1 «Devastator» и основные модификации

Бомбардировщик-торпедоносец Douglas TBD-1 «Devastator» построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж ферменной конструкции. Крыло двухлонжеронное со складывающимися консолями.

Для удержания самолёта на плаву в случае вынужденной посадки на воду внутри крыла устанавливались прорезиненнные надувные мешки (демонтированы в 1940 году).

Шасси трёхопорное, частично убирающееся, с хвостовым колесом. Самолёт оборудовался посадочными щитками и гаком. Все члены экипажа размещались в одной закрытой кабине друг за другом. Сверху кабина закрывалась длинным фонарём с 4 сдвижными секциями.

Силовая установка состояла из поршневого 14-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения Прэтт-Уитни R-1830-64 с трёхлопастным винтом изменяемого шага диаметром 3,12 м.

Характеристики Douglas TBD-1 «Devastator»

Бомбардировщик Дуглас TBD-1 «Девастэйтор»
Страна: США
Тип: Бомбардировщик
Год выпуска: 1935 г.
Экипаж: 3 человека
Двигатель: 1х R1830-64 мощностью 900 л.с.
Максимальная скорость: 331 км\ч (205 км\ч крейсерская)
Практический потолок: 6000 м
Дальность полета: 1134 км (с торпедой), 704 км (с бомбами)
Масса пустого: 2804 кг
Максимальная взлетная масса: 4473 кг
Размах крыльев: 15,24 м
Длина: 10,69 м
Высота: 4,59 м
Площадь крыла: 39,2 кв.м.
Вооружение:2x 7,69-мм пулемета (курсовой, синхронный, 1000 патронов. турельный, в кабине стрелка-радиста, 600 патронов), до 545 кг бомбовой нагрузки (или 1 торпеда Mk.XIII). Позднее курсовой пулемет заменен на 12,7-мм (500 патронов), а турельный, стал 7,69-мм спаренным.

Модификации Douglas TBD-1:

  • XTBD-1 — прототип с двигателем Прэтт-Уитни XR-1830-60 мощностью 800 л.с. Изготовлен весной 1935 года. Первый полёт 15 апреля 1935 года. Позже использовался фирмой «Дуглас» для испытаний двигателей.
  • TBD-1 — серийный, с измененной формой фонаря кабины, маслорадиатором в правой консоли крыла. В 1937-1939 годах изготолено 129 самолётов.
  • TBD-1A — (опытный) патрульный бомбардировщик с поплавковым шасси, двигателем Райт GR-1820-G105A мощностью 1200 л.с., увеличенным рулём направления. Разработан для Нидерландов. Изготовлен в 1940 году в одном экземпляре. Применялся для испытаний торпед в Ньюпортской торпедной станции.
Патрульный бомбардировщик с поплавковым шасси TBD-1A.

Патрульный бомбардировщик с поплавковым шасси TBD-1A. Экспериментальный.

Эксплуатация бомбардировщика Douglas TBD-1 «Devastator»

В конце 1939 года бомбардировщики-торпедоносцы TBD-1 начали использовались для поиска немецких подводных лодок в Атлантическом океане. Первое их боевое применение состоялось 10 января 1942 года, когда 4 торпедоносца с авианосца «Лексингтон» атаковали глубинными бомбами японскую подводную лодку, но без особых результатов.

В марте 1942 г. TBD-1 впервые потопили надводную цель, ею оказался небольшой японский корабль, а 7 мая 1942 г., во время сражения в Коралловом море при участии TBD-1 был потоплен авианосец «Сёхо». Но уже в июне во время сражения у атолла Мидуэй TBD-1 понесли большие потери, так и не поразив ни одного японского корабля.

Мидуэйем, боевая карьера «Разрушителя» закончилась, все самолеты были сняты с вооружения авианосных авиакрыльев, хотя на вспомогательных направлениях, и в качестве учебных машин, продолжали использоваться до середины 1944 года.

 

Эта статья входит в группы: • Справочник авиацииАвиация того же периодаАвиация США

 

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги Морские самолёты сухопутного базирования Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 6. - М.: Авиам, 1995.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии