[snip text=»Краткая справка: Первые самолеты конструктора Игоря Сикорского (БиС-1, С-3, С-5, С-6). От первых неудач — к первым боевым самолетам российской постройки»]

В 1909 г. в Киевском политехническом институте был основан кружок общества воздухоплавания, а осенью того же года, появился и факультативный курс воздухоплавания. Одним из первых энтузиастов летного дела был и Игорь Иванович Сикорский — талантливый инженер, но, кроме того, человек с ярко выраженной предпринимательской жилкой.

Игорь Иванович Сикорский - выдающийся российский конструктор авиатехники

Игорь Иванович Сикорский — выдающийся российский конструктор авиатехники

Первый самолет Игоря Сикорского, БиС-1

Вместе с Ф.И. Былинкиным, сыном богатого купца, он основал и нечто вроде «конструкторского бюро», куда кроме них входили также два штатных столяра и жестянщик. Первый самолет этого коллектива — БиС-1 (Былинкин и Сикорский-1) был закончен в апреле 1910 г. Конструкция принадлежала Сикорскому, а финансирование проекта — Былинкину.

БиС-1 был двухстоечным биплан с ферменным хвостом. Двигатель «Анзани», мощностью 25 л.с. с толкающим винтом, был установлен сзади на нижнем крыле, а сиденье пилота — спереди. Для предотвращения скольжения между крыльями были установлены вертикальные перегородки. Управление рулем высоты осуществлялось с помощью ручки, расположенной справа от летчика, управление элеронами — ручкой слева от летчика, а рулем направления, как обычно, от педалей.

Однако БиС-1 даже не поднялся в воздух. Пришлось полностью переделать машину, в том числе, перенести двигатель вперед. Работы заняли всего три недели, и 3 июня 1910 г., Игорь Сикорский занял место пилота, после чего машина разбежалась и… оторвалась от земли.

Это был первый полет Сикорского, и третий — в истории российской авиации. Полет недолгий, но важный. БиС-1 пролетел всего 200 метров, на высоте 1,5 метра за 12 секунд. В череде будущих неприятностей этот успех был решающим и навсегда связал судьбу Игоря Сикорского с небом. БиС-1 был доработан до БиС-2 и совершил ещё несколько успешных взлетов и посадок, пока 30 июня 1910 года не был разбит, выполняя полет по кругу. Всего, за свою недолгую карьеру, эта машина успела пробыть в воздухе 8 минут.

Самолет БиС-1

Самолет БиС-1



Новая попытка — «Сикорский-3»

Неудача БиС-2 Сикорского не сломила (сломить волю этого человека было невозможно в принципе). Учтя предыдущие ошибки, он самостоятельно спроектировал новый самолет С-3 (Сикорский-3). Новая машина была похожа на своего предшественника, но отличалась большей длинной, усиленной конструкцией и двигателем мощностью в 40 л.с.

На передних концах полозьев шасси были добавлены антикапотажные колеса, элероны удлинили, тросы управления имели большее натяжение и не провисали, из-за чего прежде машина реагировала на действия пилота с опозданием. Особое внимание было уделено крыльевой обшивке — она была тщательно подогнана и имела более гладкое покрытие.

К середине октября 1910 г. постройка С-3 была завершена, и в начале декабря Сикорский выполнил на нем первый полет. Самолет легко взлетал, хорошо реагировал на действия органов управления и имел запас по мощности. Сикорский сделал несколько полетов из конца в конец аэродрома, которые занимали по времени примерно 30 с. Самолет легко набирал высоту 10—12 м, но пилот не рисковал набирать больше и садился в пределах аэродрома. 13 декабря в понедельник Сикорский решил выполнить полет за пределами родного аэродрома. Это был его 13-й полет. Набрав высоту около 30 м, он пересек границу аэродрома.

Но затем мощность двигателя стала падать и ничего не оставалось делать, как совершить посадку на лед замерзшего пруда. От удара лед треснул, и самолет уткнулся носом в воду. Разбитый хвост и концы крыльев лежали на льду, а двигатель был в воде. Последний полет длился 55 с, а вся летная жизнь самолета длилась десять дней.

Самолет Сикорский-3 С-3

Самолет «Сикорский-3» С-3

Неудачи Игоря Сикорского

Впрочем, машина вполне подлежала восстановлению, однако времени на это не было — Игорю Сикорскому поступил заказ от некого Громберга, человека состоятельного, также студента киевского политеха, на постройку аналогичной машины, но под 50-сильный двигатель «Анзани» привезенный из Парижа.

Условием контракта был непременный  демонстрационный полет по двойному кругу. Полностью уверенный в силах, к тому же окрыленный финансированием, Сикорский к декабрю 1910 года выкатил из ангара законченный «Сикорский-4». Хотя и рассчитанный на более мощный двигатель, по схеме он почти повторял С-3, но с увеличенным размахом и площадью верхнего крыла, а также новшеством — штурвальной колонки, заменившей использовавшиеся ранее пару рычагов управления.

С-4 успешно демонстрировался на воздухоплавательной выставке в Харькове в 1911 г., но при выполнении первого же полета потерпел крушение да так, что его восстановление не имело смысла. Сикорский оказался в очень сложной ситуации — за два года работы он оказался в серьезных долгах, потратил кучу времени, построил 4 самолета, а их общий налет составил всего… 15 минут!

Другой человек разочаровался бы в себе и в своих способностях, но Игорь Иванович, как уже говорилось, был совсем не из этой породы. Поразмыслив и прикинув все за и против, он приступил к проектированию нового самолета.

Самолет Сикорский-5 С-5

Самолет «Сикорский-5» С-5

Успех Сикорского («Сикорский-5»)

С горем пополам, своими силами и с помощью энтузиастов, самолеты С-3 и С-4 были восстановлены. После доработок, оба они успешно взлетали и садились, что в целом только подтверждало идею о правильности выбранного конструктором пути.

В начале 1911 г. Игорь Иванович Сикорский начал постройку нового самолета «Сикорский-5» С-5, который по сравнению со своими предшественниками был намного совершеннее. Во-первых, на нем был установлен надежный двигатель воздушного охлаждения «Аргус» мощностью 50 л.с. Во-вторых, впервые было установлено второе сиденье. В-третьих, увеличен размах верхнего крыла и введены подкосы, что явилось лучшим решением, чем тросовые растяжки. Кроме того, на самолете вместо двух ручек управления, как и на С-4, был установлен штурвал. В конце апреля 1911 года самолет С-5 был готов.

Пропеллер собственной конструкции был изготовлен дома. Шасси изготовила велосипедная ремонтная мастерская, взяв за основу колеса мотоцикла. Было применено важное новшество, которое оказало большое влияние на аэродинамическое качество самолета: обшивка крыла была обработана специальным компаундом, смесью столярного клея и олифы. Первый полет С-5 состоялся в конце апреля 1911 г. и длился 25 с. Самолет легко набирал высоту, сразу было видно, что машина имеет запас мощности.

17 мая он совершил по-настоящему большой полет, который длился целых 3 минуты. Теперь Сикорский был полностью уверен в машине, и летал до получаса на высоте 300 м.

12 июня 1911 года, впервые в России, было сделано несколько полетов с пассажирами на борту, а 17 июня на заседании общества воздухоплавателей И.И. Сикорского единогласно избрали в почетные члены «за создание биплана собственной системы, являющегося первым оригинальным русским аэропланом…». Сикорского официально пригласили принять участие в осенних маневрах войск под Киевом, это был настоящий успех, но… выяснилось, что Игорь Иванович не располагает даже таким документом, как паспорт пилота — летными правами, иначе говоря!

По международным правилам претендент на звание пилота должен был выполнить пять полных «восьмерок», не короче 500 м на высоте 50 м. Естественно Игорь Иванович сдавал «экзамен» на своем С-5, и 18 августа 1911 г. блестяще выполнил все упражнения, после чего Российский Императорский аэроклуб от имени ФАИ выдал ему пилотское свидетельство за № 64.

Опыт неудач дал себя знать — в том же 1911 году Сикорский на своем С-5 устанавливает сразу 4 рекорда: по высоте полета (500 м), по дальности (85 км), продолжительности (52 минуты) и скорости (125 км/ч). Более того, на тех самых маневрах, «Сикорский-5» показал себя и как самый надежный самолет, у него не было ни одной поломки, а у имеющихся в армии военных — было сразу четыре.

Сам император Николай II изволил заметить Сикорского и удостоил его разговором, а в сентябре 1911 г., в Киеве, на «неделе авиации» Сикорский провел несколько показательных полетов и получил денежный приз в 500 руб. Впервые за 2 года работы, его проекты стали не только забирать деньги, но и давать их!

Самолет Сикорский-6 С-6 Игоря Сикорского

Самолет «Сикорский-6» С-6 Игоря Сикорского

Триумф Сикорского («Сикорский-6»)

5 октября 1911 года С-5 потерпел аварию из-за глупой мелочи — комар попал в систему впрыска топлива и закупорил её в полете. Сикорский задумался о том, что делать дальше. Несмотря на явный успех С-5, ему требовалось больше денег как на разработку новых машин, так и для того, чтобы отдать старые долги.

Результатом размышлений стал «Сикорский-6» С-6 с мощнейшим 100-сильным двигателем «Аргус». Постройка С-6 началась в августе 1911 г. и закончилась в ноябре того же года. По схеме и размерам он был почти идентичен С-5, но имел трехместную кабину (летчик располагался сзади).

Бензобаки были сделаны обтекаемой формы и подтянуты к верхнему крылу, обшивка тщательно отлакирована, спицы колес закрыты дисками. Радиатор длиной 2,5 м был сделан из алюминиевых трубок и установлен сверху хвостовой фермы. Все это должно было уменьшить лобовое сопротивление.

В конце ноября 1911 года начались летные испытания С-6, и хотя их результатом был новый рекорд скорости с грузом на борту, Сикорский был недоволен новой машиной, проигрывавшей С-5 в скороподъемности и высоте полета.

Конструкция С-6 была пересчитана и переработана. Размах верхнего крыла увеличен на 3 м, элероны с нижнего крыла были убраны, фюзеляж и кабина обшиты фанерой, а радиатор был помещен под фюзеляж. Доработанный самолет получил обозначение «Сикорский-6А».

10 марта 1912 г. начались испытания доработанной машины и… это был триумф. Даже  с пассажирами и грузом в 410 кг, С-6А превосходил все предыдущие наработки.

25 марта 1912 г. в Москве открылась вторая международная выставка воздухоплавания, где из представленных 22 машин, самолет Сикорского стал настоящим гвоздем выставки и был награжден Большой Золотой медалью от Министерства торговли и промышленности. Самому Игорю Ивановичу предложили должность главного конструктора авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода и контракт на пять лет.

В августе того же года модифицированный С-6А под обозначением С-6Б (двухместный) участвовал в военных соревнованиях и занял первое место. Призом Игоря Сикорского стала фантастическая сумма — 30 тысяч рублей. Даже с учетом того, что частью денег Сикорский поделился с РБВЗ, этого с лихвой хватило, чтобы вернуть все прошлые долги. Сикорский мог праздновать триумф, однако чего он точно не собирался делать, так это останавливаться на достигнутом — в его голове ждали своего часа проекты ещё многих самолетов, каждый из которых, был прорывом и вехой истории отечественной авиации.

Характеристики Сикорский-6

Первые самолеты Игоря Сикорского (БиС-1, С-3, С-5, С-6)
Страна: Россия
Тип: Биплан
Год выпуска: 1911 г.
Экипаж: 3 человека
Двигатель: 1х двигатель «Аргус» мощностью 100 л.с.
Максимальная скорость: 113 км/ч (у земли)
Практический потолок: 1500 м.
Дальность полета: Нет сведений
Масса пустого: 590 кг
Максимальная взлетная масса: 917 кг
Размах крыльев: 14,9 м
Длина: 8,5 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: 37,5 кв.м.
Вооружение:Нет

Характеристики приведены для самолета С-6 (Сикорский-6)

 

 


Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет