[snip text=»Краткая справка: Советские плавающие бронеавтомобили ПБ-4 и ПБ-7 первой половины 1930-х г.г. История создания, характеристики и опыт эксплуатации»]

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4

 

Создание плавающего бронеавтомобиля ПБ-4

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4 разработан в КБ Ижорского завода в 1933 году под руководством Н.Я.Обухова на шасси грузовика «Форд-Тимкен», причем первые 3 броневика собрали уже в том же 1933 году. В апреле 1934 года доработанные версии ПБ-4 были успешно испытаны на суше и на плаву.

В отличие от плавающего бронеавтомобиля БАД-2, конструкторы ПБ-4 не стали мудрить с обтекаемым корпусом, а для упрощения конструкции, почти полностью повторили корпус от уже освоенного бронеавтомобиля БА-3. Впрочем, на пользу машине это не пошло — «тяжелый» корпус плавать никак не желал, поэтому по бортам пришлось ставить «понтоны», заполненные прессованной пробкой. Эта мера помогла лишь частично — ПБ-4 теперь держался на воде, но по прежнему с большим трудом спускался и поднимался из неё, не имел лебедки, в конце концов просто был оснащен слишком слабым для своего веса мотором, к тому же часто ломался.

Всего было выпущено 5-10 машин, однако, в силу названных причин, испытаний они не прошли.

Характеристики бронеавтомобилей ПБ-4 и ПБ-7

Плавающие бронеавтомобили ПБ-4 и ПБ-7
Страна: СССР
Тип: Плавающий бронеавтомобиль
Дата выпуска: 1933 г.
Длинна: 5,3 м
Ширина: 1,98 м
Высота: 2,25 м
Броня, лоб: 7 мм
Броня, борт: 7 мм
Броня, башня: 7 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: ГАЗ-АА, 40 л.с.
Дальность хода: 197 км
Максимальная скорость: 50 км/ч
Масса:5280 кг
Вооружение:1х 45-мм пушка 20К (52 выстрела), 2x 7,62-мм пулемёта ДТ (2200 выстрелов)

Характеристики даны для бронеавтомобиля ПБ-4

Конструкция плавающего бронеавтомобиля ПБ-4

ПБ-4 имел цилиндрическую башню, аналогичную по габаритам малой пушечной башне танка Т-35, куда устанавливались 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года и спаренный с ней пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ располагался в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Наблюдение из башни можно было вести через смотровые щели с триплексами в бортах. В бортах башни под смотровыми щелями и в корме ниже люка имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия.



Тут же находились подвесные сиденья двух членов экипажа— наводчика и заряжающего. Башня была оборудована ручным поворотным механизмом.

Для движения на воде бронеавтомобиль ПБ-4 имел трехлопастной гребной винт, установленный на хвостовике червячной передачи заднего моста (как и на БАД-2). Скорость на плаву не превышала 4 км/ч (задние колеса так и продолжали вращаться, мешая винту), а поворот осуществлялся за счет поворота передних колес.

В кормовой части башни имелся люк для демонтажа пушки, в крышке которого также была смотровая щель. В бортах башни под смотровыми щелями и в корме ниже люка предусматривались амбразуры для стрельбы из личного оружия. В башне находились подвесные сиденья для двух членов экипажа — наводчика и заряжающего. Башня была оборудована ручным поворотным механизмом. Для ведения огня из пушки использовались стандартные прицелы — телескопический ТОП и перископический ПТ-1.

Двигатель ГАЗ-А (или «Форд-А») мощностью 40 л.с. (29 кВт) при 2200 об/мин, с карбюратором «Форд-Зенит», был оснащен хорошо продуманной системой охлаждения. Воздух подавался к радиатору через нижний носовой люк. Перед входом бронеавтомобиля в воду водитель его закрывал. Удаление нагретого воздуха из моторного отделения осуществлялось через щели в бортах капота. Для охлаждения двигателя на плаву в систему охлаждения был включен теплообменник, омываемый забортной водой. Это позволило избавиться от одного из недостатков БАД-2 — перегрева мотора и облегчить условия работы экипажа.

Колесная формула машины — 6×4. Узел подвески передней оси бронеавтомобиля состоял из продольно расположенных полуэллиптических листовых рессор. Второй и третий узлы подвески — сблокированные, с продольно расположенными полуэллиптическими листовыми рессорами и реактивными штангами. Зависимая подвеска обеспечивала возможность движения бронеавтомобиля по грунтовым дорогам со средней скоростью 12 км/ч.

Для движения по заболоченной местности и обеспечения надежного входа в воду и выхода на берег на задние ведущие колеса могли надеваться вездеходные гусеничные ленты типа «Оверолл», перевозившиеся на кормовом листе крыши корпуса. Проходимость по пересеченной местности улучшали и запасные колеса, которые устанавливались по бортам и могли свободно вращаться. Емкость топливных баков составляла 72 л. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 197 км.

Электрооборудование ПБ-4 было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 3 СТП-80 емкостью 80 А/ч и генератор мощностью 100 Вт.

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-7

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-7

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-7

Бронеавтомобиль ПБ-7, это дальнейшее развитие ПБ-7, он был изготовлен на Ижорском заводе в 1937 году. Базой броневика ПБ-7 служило шасси грузовика ГАЗ-ААА.

Форма корпуса была выбрана более удачно, что позволило обойтись без понтонов, вес машины «скатился» с 5,3 до 4,5 тонн. ПБ-7 имел рациональный угол наклона броневых листов, коническую башни и несколько более толстые броневые листы, по сравнению с предшественником.

Экипаж сократился до 3 человек, пулемет в лобовом листе убрали, как и пушку, оставив в башне только 1х 7,62-мм авиационный пулемет ШКАС (боекомплект 1000 патронов), впоследствии замененный на 2х ДТ. Двигатель  ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с  позволял ПБ-7 развивать скорость до 60 км/ч, однако, по непонятной причине, в жертву был принесен запас хода — из-за уменьшения емкости бака, он сократился до 120 км.

На ПБ-7 устанавливался чуть более мощный двигатель ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с  с карбюратором «Зенит» с экономайзером, позволявший 4,6-тонной машине развивать скорость до 47 км/ч. Пуск двигателя производился с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт). В батарейной контактной системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина) и распределитель с центробежным регулятором. На случай выхода из строя аккумулятора и стартера запуск двигателя осуществлялся вручную при помощи специального приспособления, смонтированного справа от места водителя. Два бензобака емкостью 51 л каждый располагались под сиденьями в передней части машины.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 3СТ-100 емкостью 100 А•ч и генератор мощностью 130 Вт.

Для улучшения охлаждения двигателя на ПБ-7 автомобильный радиатор М-1 заменили радиатором типа Т-37 емкостью 18 л и поставили вентилятор специальной конструкции с четырьмя удлиненными лопастями. Кроме того, наружу выводилась труба-теплообменник для циркуляции горячей воды, В ней же имеется кран для слива воды из радиатора. На суше воздух к радиатору поступал через нижний люк в передней части машины, герметически закрываемый при входе в воду. На плаву охлаждение велось через трубу-теплообменник.

Как и на других средних бронеавтомобилях, запасные колеса ПБ-7, установленные на специальных кронштейнах, могли служить дополнительной точкой опоры при преодолении препятствий. Кроме того, броневик оснащался цепями «Оверолл» которые крепились растяжками на задних крыльях. Движение на плаву осуществлялось при помощи трехлопастного винта, установленного на валу червяка дифференциала заднего поста. В отличие от БАД-2 и ПБ-4, при движении по суше винт мог отключаться, правда, сделать это было можно только снаружи. Управление на плаву велось поворотом передних колес и двумя рулями, установленными на боковых стенках кормы и поворачиваемыми при помощи тросов.

Для откачки попавшей внутрь корпуса воды в отделении водителя ПБ-7 имелся насос производительностью 25 литров в минуту с приводом от коробки перемены передач.

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-7

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-7

Несмотря на то, что новый плавающий бронеавтомобиль был объективно шагом вперед, он не устранял всех замечаний имевшихся к предшественнику. Тем не менее, в ходе испытаний ПБ-7 проявил себя достаточно неплохо, маневренность машины на воде за счет задних рулей была нормальной, гребной винт работал безотказно, а переход броневика с движения по суше на движение по воде не представлял затруднений. Выход и вход машины на берег при наличии твердого пологого дна с мелким илом производился достаточно уверенно. Машину рекомендовали к принятию на вооружение (с замечанием — усилить вооружение), но, военные новинкой не заинтересовались.

Доработка ПБ-7, а также проектирование новых плавающих бронеавтомобилей в дальнейшем не велась.


Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г., М.Барятинский. «Амфибии Красной Армии» (Бронеколлекция №1, 2003 г.)»