Сайт рекомендован для аудитории 16+

Основной боевой танк АМХ-30 (Франция)



«Французский основной боевой танк АМХ-30 - несостоявшийся близнец немецкого «Леопарда». История о том, как в погоне за маневренностью конструкторы забыли про броню.»

Характеристики основного боевого танка АМХ-30

Основной боевой танк АМХ-30 (Франция)
Страна: Франция
Тип: Основной танк
Дата выпуска: 1963 г.
Длинна: 9,48 м
Ширина: 3,1 м
Высота: 2,29 м
Броня, лоб: 80 мм
Броня, борт: 30-57 мм
Броня, башня: 28-81 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: Дизельный Hispano-Suiza HS-110-2, мощностью 720 л.с.
Дальность хода: 520 км
Максимальная скорость: 65 км/ч
Масса:37 тонн
Вооружение:1х 105-мм пушка CN-105-F1 (47 выстрелов), 1х 20-мм автоматическая пушка М693 (480 выстрелов), 1х зенитный пулемет F1 калибра 7,62-мм (2070 патронов).

Характеристики даны для АМХ-30В2

История создания танка АМХ-30

Французский основной танк АМХ-30 разрабатывался с 1958 года (проект AMX-63) на основе выработанных совместно с ФРГ и Италией тактико-технических требований к танку 1960-х годов. Первая попытка создания «единого танка» потерпела крах, поэтому государственный научно-исследовательским центр АМХ (в Исси-ле-Мулино) заканчивал разработку АМХ-30 своими силами.

Был принят на вооружение в 1963 году и начал поступать в войска в 1967, заменяя американские М48 до этого составлявших основу танкового парка Франции.

Хотя создаваемые по изначально единому проекту AMX-30 и немецкий танк Leopard-I похожи внешне, к сожалению для французов, это совершенно разные машины.
В стремлении создать исключительно подвижный и быстрый танк, французам удалось изготовить едва ли не самый легкий образец боевой машины второго поколения, заплатив за это весьма посредственными характеристиками защищенности.

Чертеж французского танка АМХ-30

Чертеж французского танка АМХ-30

Предпринимались попытки усилить броню путем установки навесных элементов динамической защиты, однако решить проблему в полной мере не удалось, но «успешно» получилось ухудшить динамические характеристики машины. Можно с уверенностью сказать, что из всех своих «одноклассников» — не только советских, но и западных, основной боевой танк АМХ-30 получился самым неудачным образцом. Его бесспорными преимуществами была маневренность и подвижность, однако для современного основного танка, этого оказалось маловато.

Серийное производство AMX-30 осуществлялось с 1966 по 1986 год, за это время было изготовлено 2248 единиц различных модификаций. С 1974 по 1979 год танк также выпускался по лицензии в Испании, всего было изготовлено 280 единиц.

В настоящее время AMX-30 считается морально устаревшим и хотя и числиться составе армий нескольких государств (Босния и Герцеговина, Венесуэла, Катар, Кипр, ОАЭ, Саудовская Аравия, Франция), находится большей частью на хранении.



Конструкция танка АМХ-30

Танк AMX-30 имеет классическую компоновку с передним расположением отделения управления, задним — моторно-трансмиссионного отделения и боевого — среднего. Корпус танка сварной, лобовая деталь корпуса — литая.

Рабочее место механика-водителя смещено к левому борту. В наклонном лобовом бронелисте корпуса над сиденьем механика- водителя имеется люк овальной формы со сдвигающейся влево крышкой. Перед люком смонтировано три перископических наблюдательных прибора М223. Средний перископ заменяется панорамным активным прибором ночного видения ОВ-16-А с бинокулярным каналом ночного видения и монокулярным дневным каналом. Подсветка ночного канала производится прожектором РН-8-В, установленным на маске орудия слева от ствола. Прожектор может работать как в ИК-диапазоне, так и в диапазоне дневного света. Переключение режима работы прожектора осуществляется дистанционно. В нерабочем положении прожектор закрывается бронестворками.

АМХ-30 похож на «Леопард I» только внешне

АМХ-30 похож на «Леопард I» только внешне

В средней части корпуса установлена литая башня Т-105 с электрогидравлическим приводом и развитой кормовой нишей и корзиной-ограждением по периметру. В башне располагается 105-мм пушка CN-105- F1 с длиной ствола 56 калибров. Удаление газов после выстрела осуществляется продувкой канала ствола сжатым воздухом. Боекомплект — 47 унитарных выстрелов, 28 из которых уложено в боеукладке, расположенной в передней части корпуса справа от сиденья механика-водителя, еще 19 — находятся в башне. Выброс стреляных гильз производится через лючок в левом борту башни. С орудием спарен 12,7-мм пулемет (слева от орудия), однако он может наводится и вести огонь независимо, и даже вести огонь по низколетящим целям. По бортам башни смонтировано по два дымовых гранатомета калибра 80 мм.

Справа от орудия находятся места наводчика и командира танка, слева — заряжающего/радиста. В крыше башни имеются два люка — командира и заряжающего.

Ходовая часть танка включает по пять опорных катков на борт. Подвеска — торсионная. Опорные катки — двухскатные с резиновыми бандажами. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава, ступицы — стальные. Балансиры первого и третьего опорных катков установлены против хода, остальных катков — по ходу танка. Первый и пятый узлы подвески снабжены гидравлическими амортизаторами. Двухскатные направляющие колеса также имеют резиновые бандажи, на каждый борт приходится по 5 поддерживающих роликов с внутренней амортизацией.

Танк AMX-30 оснащен системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения.

Танки AMX-30 с комплектами динамической защиты

Танки AMX-30 с комплектами динамической защиты

Модификации танка АМХ-30

АМХ-30 (АМХ-ЗОВ) — первый серийный вариант. С 1972 года вместо спаренного пулемета устанавливается 20-мм автоматическая пушка.

AMX-30S — вариант АМХ-30 для использования в странах с жарким климатом. Мощность двигателя уменьшена до 620 л.с., установлены бортовые экраны, изменена конструкция коробки передач, усилена система кондиционирования воздуха. Макс. скорость 60 км/ч.

АМХ-30В2 (1982 г.) — механическая трансмиссия заменена гидромеханической трансмиссией SESM ENC-200 с полуавтоматической коробкой передач. Вместо оптического установлен лазерный дальномер АРХ М550 с диапазоном измерения дальностей от 320 до 9995 м. Лазерный дальномер интегрирован в командирский прицел М427 с дневным и ночным каналами. Установлена электронная система управления огнем СОТАС М581, включающая телескопический прицел наводчика М544, лазерный дальномер М550, электронный баллистический вычислитель М579 и оптический модуль М421.
АМХ-30В2 имеет низкоуровневые телевизионные обзорные системы, пассивную систему ночного видения CASTORМониторы, на которых отображаются телевизионное или тепловое изображения, установлены как у наводчика, так и у командира. Улучшена система охлаждения двигателя.
В начале 1990-х годов для АМХ-30В2 создан (фирма GIAT) комплект навесной динамической защиты BS G2 из 112 элементов, обеспечивающий эквивалент 400-мм стали.
Изготовлено 166 танков АМХ-30В2, и еще 493 АМХ-30 модернизировано до этого уровня.

АМХ-32 (1981 г.) — экспортный вариант танка АМХ-30 с новой сварной башней TMS-32, имеющей командирскую башенкой TOP-7VS с восемью приборами наблюдения. Двигатель, трансмиссия и пушка выбираются заказчиком — дизели HS 110-2 или HS 110-S2 (мощностью 800 л.с.), механическая или гидромеханическая трансмиссии, пушки калибром 120-мм или 105-мм. Боевая масса танка составила 40 т, экипаж 4 человека. Скорость движения — 65 км/ч, запас хода 520 км. Изготовлено 4 опытных образца.