Сайт рекомендован для аудитории 16+

Истребитель танков Jagdpanzer IV (Sd.Kfz.162)



«Краткая справка: Немецкий истребитель танков Jagdpanzer IV на базе танка Pz.IV. История создания, отличия в конструкции, модификации и боевое применение машины»

Немецкий истребитель танков Jagdpanzer IV на базе танка Pz.IV

Немецкий истребитель танков Jagdpanzer IV на базе танка Pz.IV

История создания истребителя танков Jagdpanzer IV

С увеличением числа немецких танковых войск выявилась потребность включить в состав танковых частей машины, предназначенные для борьбы исключительно с танками противника. В марте 1940 года в Германии создали первый самоходный истребитель танков Panzerjaeger I, представлявший собой шасси лёгкого танка Pz.Kpfw. I Ausf.В с установленной на нём чехословацкой 47-мм противотанковой пушкой Pak 36(t).

Следом появился истребитель танков Marder I, созданный на базе шасси французских танков. За ним последовали Marder II на базе шасси танка Pz.Kpfw. II и Marder III на базе шасси чехословацкого танка Pz.Kpfw. 38(t). Все машины типа Marder вооружались или немецкой 75-мм противотанковой пушкой Pak 40 или советской трофейной 76,2-мм пушкой Pak 36(r).

Бронирование этих истребителей танков было противопульным. Единственной причиной их появления была необходимость повысить мобильность противотанковой артиллерии, поэтому их создавали на базе шасси устаревших танков.

Успехи немецких штурмовых орудий StuG III Ausf.F и StuG-40 дали немецким самоходным истребителям танков новый импульс для развития. Требовалась хорошо защищенная машина с низким силуэтом. Новый истребитель танков первоначально назывался «neu Sturmgeschütz» («новое штурмовое орудие»), то есть его создатели ещё не различали штурмовую артиллерию и самоходные истребители танков.

Но вскоре оказалось, что создать новое штурмовое орудие быстро не удастся. Построить прототип обещали не ранее середины 1943 года. Поэтому фирма Vomag AG предложила новый истребитель танков на шасси среднего танка Pz.Kpfw. IV, получивший название Jagdpanzer IV Ausf. F (Sd.Kfz. 162), вооружённый 75-мм пушкой 7.5 cm Pak 39 L/48.

Первоначально планировалось создать истребитель танков на базе StuG III/40. Фирма Alkett предложила три варианта таких машин, несущих разное вооружение.



Но выяснилось, что переделки окажутся слишком серьёзными, поэтому было решено создать новую боевую машину на базе танка Pz.Kpfw. IV.

2 октября 1942 года Гитлеру продемонстрировали модель новой машины, названной Sturmgeschütz auf Fahrgestell Pz.Kpfw. IV mit der 7.5 cm KwK 42 L/70. Машина имела более толстую броню, кроме того, лобовая бронеплита располагалась под углом. Пушка 7.5 cm KwK 42 L/70 монтировалась в маске прямо в лобовой броне рубки, а не к полу, как это имело место у штурмовых орудий.

Гитлер согласился с тем, что до начала серийного выпуска длинноствольной 75-мм пушки на истребитель танков будут устанавливать обычную 7.5 cm Pak 39 L/48. При этом он приказал как можно быстpee отказаться от старой пушки в пользу длинноствольного варианта.

Немецкий истребитель танков Jagdpanzer IV, вид сзади (модель)

Немецкий истребитель танков Jagdpanzer IV, вид сзади (модель)

Выпуск нового орудия развертывали на фирме Voglandische Maschinenfabrik AG в Плауэне, Саксония. Деревянный прототип самоходки в натуральную величину был продемонстрирован фюреру 13 мая 1943 года на полигоне в Арисе.

Высота машины составляла всего 1700 (1720) мм, что позволяло ей действовать незаметно. Пушка монтировалась в шаровидной маске, позволявшей отказаться от сложного механизма вертикальной наводки. Лобовая броня рубки представляла собой наклонную под углом 15° плиту толщиной 80 мм, способную выдержать попадание 76-мм снаряда советских и американских пушек.

20 октября 1943 года на полигоне в Арисе (Восточная Пруссия) был представлен прототип с рубкой, выполненной из неброневой стали. Вскоре Гитлер приказал начать серийный выпуск машины.

В конце 1943 года на фирме Vomag собрали ещё два прототипа. По сравнению с последующими серийными машинами прототипы и машины «нуль»-серии имели округлённое соединение лобовой и бортовой брони рубки. У серийных машин бронеплиты были перевязаны как у танков Pz.Kpfw. IV, что повышало прочность соединения плит.

Любопытным образом удалось решить вопрос со вспомогательным вооружением. По обе стороны от пушки были проделаны две бойницы. Через правую бойницу мог вести огонь пулемёт MG-42, а через левую бойницу экипаж мог стрелять из штатного пистолета-пулемёта МР 40 или штурмовой винтовки МР-44.

Серийный выпуск истребителей танков Jagdpanzer IV начался в январе 1944 года, а завершился выпуск в октябре того же года. Пика производство достигло в июле (140 штук) и июне (120 штук) 1944 года. В апреле фирма Vomag AG прекратила производство танков Pz.Kpfw. IV, полностью переключившись на выпуск истребителей танков.

В августе 1944 года начался переход на выпуск машин, вооружённых долгожданной длинноствольной пушкой 7.5 cm KwK. 42 L/70 калибра 75 мм. Переход проходил плавно, выпуск старых Jagdpanzer IV с короткой пушкой постепенно сокращался.

Всего было выпущено 804 машины этого типа, всех модификаций.

Комплектующие для Jagdpanzer IV поставляли те же предприятия, что были поставщиками деталей для Pz.Kpfw. IV. Броневые листы поставляла фирма Witkowitzer Bergbau und Eisenhuetten Gewerkschaft в Витковицах (Моравия), вооружение изготавляла фирма Rheinmetall-Borsig в Унтерлюссе и Seitz в Кройцнахе.

Характеристики Jagdpanzer IV (Sd.Kfz.162)

Истребитель танков Jagdpanzer IV (Sd.Kfz.162)
Страна: Германия
Тип: Истребитель танков
Дата выпуска: 1943 г.
Длинна: 5,89 м (по корпусу), 6,85 м (с пушкой)
Ширина: 3,21 м
Высота: 1,85 м
Броня, лоб: 50-80 мм
Броня, борт: 22-30 мм
Броня, башня: 60-80 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: 1х карбюраторный Maybach HL 120TRM, мощностью 265 л.с.
Дальность хода: 190 км (по шоссе)
Максимальная скорость: 40 км/ч
Масса:24 тонны
Вооружение:1х 75-м пушка Pak 39 L/48, 2х 7,92-мм пулемёта МG 34

Характеристики приведены для ранних «короткоствольных» модификаций Jagdpanzer IV/48

Описание конструкции истребителя танков Jagdpanzer IV

Истребитель танков Jagdpanzer IV имел стандартную компоновку для этого типа машин и был во многом унифицирован с танком Pz.Kpfw. IV, от которого без изменений унаследовал корпус, ходовую часть, трансмиссию, двигатель и электрооборудование. По сравнению с Pz.Kpfw. IV изменилось положение топливных баков. У танка баки находились под поликом боевого отделения, а у Jagdpanzer IV баки находились на месте стрелка-радиста и под пушкой. Дополнительный бак разместили на месте двухтактного двигателя DKW, который у танка вращал башню. Изменилась схема вентиляции боевого отделения и тормозов, которые теперь обдувались воздушным потоком из двигательного отделения. Изменилось расположение эвакуационного люка, который перенесли под сиденье наводчика.

В передней части машины, слева от коробки передач, находилось место механика-водителя. В центре боевого отделения, у правого борта находился стрелок-радист, обслуживающий курсовой пулемёт. Ещё два члена экипажа занимали места у левого борта рубки: впереди находился наводчик, за ним — командир машины. Сиденье командира машины находилось под круглым люком в крыше рубки. Заряжающий находился в правом дальнем углу боевого отделения, над его местом находился второй люк.

Корпус и рубка сваривались из прокатанных гетерогенных бронеплит. Бронеплиты соединялись методом сварки между собой и к каркасу корпуса, собранного из стальных профилей. Толщина брони колебалась на разных участках. Под сиденьем наводчика находился эвакуационный люк диаметром 440 мм.

Машины оборудовались системой перелива прогретого антифриза от работающей машины в запускаемую машину, что облегчало пуск на морозе.

Циркуляцию воздуха в двигательном отсеке обеспечивали два вентилятора типа Zyklon, каждый из которых оснащался двумя воздушными фильтрами. Вентиляторы размещались над двигателем в правой стороне двигательного отделения. Мощность вентиляторы отбирали у двигателя. На надмоторной бронеплите имелись два вентиляционных отверстия, которые у машин поздних выпусков закрывались бронированными жалюзи. Входящие и выходящие отверстия для воздушных потоков в двигательном отделении находились в бортах корпуса. Потоки регулировались жалюзи, сопряженным с термостатом.

Коробка передач планетарная типа ZF Aphon SSG76, шесть передач вперёд, одна — назад. Переключение передач с помощью рычага, расположенного справа от кресла механика-водителя. Место механика-водителя оборудовалось набором контрольно-указательных приборов. Управление истребителем танков осуществлялось с помощью рычагов и педалей, находящихся перед механиком-водителем. Рулевая система действовала через гидравлическую передачу на фрикционы. Планетарный механизм поворота позволял поворачивать танк, тормозить и осуществлять другие маневры. Далее крутящий момент передавался на ботовые передачи с передаточным числом 1:3,23. Механические тормоза типа Krupp действовали на ведущие колёса.

Ходовая часть у Jagdpanzer IV состояла из восьми опорных катков малого диаметра размером 470×75-660, на борт, попарно собранных в четыре подрессоренные тележки. Верхняя часть гусеницы лежала на четырёх (у поздних машин на трёх цельнометаллических) поддерживающих катках. Ведущее колесо находилось в передней части машины, а направляющее колесо и механизм натяжения гусеницы — в кормовой. Ведущее колесо имело 20 зубьев. Опорные и поддерживающие катки были обрезинены. Гусеницы с раздельными траками, одногребневые.

Тип гусениц Kgs 61/400/120, ширина гусениц 400 мм, опорная длина 3520 мм, колея 2450 мм. В осенне-зимний период использовали более широкие гусеницы, так называемые Ostenkette. Масса обычной гусеницы 750 кг, Ostenkette — 1750 кг.

Стандартное радиооборудование истребителя танков Jagdpanzer IV состояло из приёмопередатчика FuG 5 SE10U c передатчиком 10 W.S.a. или 10 W.S.b. мощностью 10 Вт, работающем в диапазоне 27,2–33,3 МГц, и приёмником «c» (позднее «e»), также работающем и УКВ-диапазоне. Радиостанция FuG 5 монтировалась на антивибрационной стойке у правого борта возле места заряжающего. Штыревая антенна длиной 2 м выводилась на левый борт.

Кроме того, машины оснащались комплектом сигнальных флажков и ракетницей Walther LP (Lauchpistole) или LP-42 калибра 27 мм, хранившейся рядом с местом командира машины.

Чертеж истребителя танков Jagdpanzer IV

Чертеж истребителя танков Jagdpanzer IV

Вооружение Jagdpanzer IV

Вооружение истребителя танков Jagdpanzer IV состояло из пушки 7.5cm Pak 39 L/48 калибра 75 мм и пулемёта MG-42 калибра 7,92 мм. Пушка и пулемёт имели электрический спуск. Стандартный боекомплект к пушке включал 50% бронебойных выстрелов Pz.Gr. 39 и 50% подкадибсрных выстрелов Pz.Gr. 40. Боекомплект хранился в укладках в задней части боевого отделения, в правой стороне боевого отделения за бензобаком и под пушкой.

Пулемёт MG-42 калибра 7,92 мм находился в правой части боевого отделения. Первоначально боекомплект к пулемёту хранился в брезентовых сумках (по 150 патронов в сумке). Стандартный боекомплект составлял 1200 патронов. Позднее боекомплект стали хранить в алюминиевых ящиках на дне боевого отделения.

Дополнительное вооружение экипажа состояло из 9-мм пистолет-пулемёта МР-40 или 7,92-мм штурмовой винтовки МР-44 с боекомплектом из 12 рожков. Некоторые машины были вооружены гранатомётом Nahverteidigungswaffe с боекомплектом в 16 осколочных гранат калибра 27 мм.

Оптическое и другое оборудование

Самоходные истребители танков Jagdpanzer IV оснащались телескопическим прицелом Selbstfahrlafetten-Zielfernrohr la. с пятикратным увеличением при поле зрения 8°.

Курсовой пулемёт был оснащен прицелом KZF 2 с увеличением 1,8× и откалиброванным в диапазоне 0…1200 м. Прицелы выпускались фирмой Carl Zeiss Jena. Место механика-водителя оборудовалось бинокулярным перископом Fahrer 2 Winkelspiegel. Командир машины располагал тремя перископами Scherenfernrohr 14Z, а у места заряжающего находился неподвижный перископ Rblf 3b.

Дополнительное оснащение машины состояло из инструментов, закрепленных на надмоторной плите. У машин первых серий огнетушитель находился на правом переднем крыле. У машин поздних серий изменилось расположение креплений и инструментальных ящиков на надгусеничных полках. Шанцевым инструмент (лом, лопата и кирка) крепились к надмоторной плите. Машина комплектовалась двумя или тремя огнетушителями и аптечкой первой помощи, которые хранились внутри боевого отделения. Кроме того, на надмоторной плите находились домкрат и ручной насос, предназначенный для перекачки бензина из бочек. Складной банник находился на задней стене рубки. В состав дополнительного оснащения также входили канистры с бензином и водой, ведро, брезентовые чехлы и др.

Истребитель танков Jagdpanzer IV

Истребитель танков Jagdpanzer IV с дополнительной защитой ходовой части

Модификации истребителя танков Jagdpanzer IV

Уже две машины «нуль»-серии получили модифицированную маску пушки. Уже в январе 1944 года провели первую модификацию серийных машин. Рядом с люком наводчика в крыше рубки установили гранатомёт Nahvertiedigungswaffe.

В феврале на лобовой броне установили крепления для 14 запасных гусеничных траков. Весной запасные траки перенесли на корму машины. Это было сделано для того, чтобы разгрузить переднюю часть машины. Впрочем, крепления на лобовой броне остались, но траков к ним не цепляли. Дополнительно на корме разместили два запасных опорных катка.

В марте 1944 года отказались от левой бойницы в лобовой броне, которую впредь наглухо заваривали. Машины, выпускавшиеся в конце марта-начале апреля 1944 года, оснащались пулемётом MG-42, установленном на крыше рубки на специальном станке и обслуживаемом дистанционно с места наводчика. Одновременно модифицировали маску пушки.

Начиная от машины с номером шасси Fgst 320301, лобовую броню увеличили с 60 до 80 мм, а бортовую — с 30 до 40 мм. Левая бойница отсутствовала. Машины, выпушенные до конца мая, оснащались дульным тормозом. Однако в боевых частях дульный тормоз обычно снимали, так как из-за него при стрельбе поднималась пыль, которая затрудняла прицеливание и демаскировала машину. Запасные опорные катки перенесли на надмоторную плиту. Изменилось крепление перископа.

Летом 1944 года часть машин получила бронированные колпаки воздухозаборников системы охлаждения двигателя.

С августа 1944 года производство целиком переключилось на «длинноствольный» вариант истребителя танков с 75-мм пушкой 7,5 cm KwK 42 с длиной ствола в 70 калибров. Такие машины получили обозначение Jagdpanzer IV/70, (в отличие от «старых» машин с 75-мм пушкой 7.5 cm PaK 39, обычно называемых Jagdpanzer IV/48).

Последнюю модификацию истребителя танков Jagdpanzer IV провели в сентябре 1944 года. На машины установили три цельнометаллических вместо четырёх обрезиненных поддерживающих катка. Одновременно отказались от обмазывания бронетехники циммеритом.

Некоторая часть истребителей танков Jagdpanzer IV выпускалась в командирском варианте (Befehlswagen). Командирские машины дополнительно оснащались радиостанцией FuG 8 и имели экипаж из пяти человек. В сентябре 1944 года построили два прототипа, вооруженных фиксированной пушкой neu Starr 7.5 cm Pak 39 L/48, однако обнаружились трудности при стрельбе, поэтому дальнейшие испытания этой артисистемы проводили с использованием истребителя танков Jagdpanzer 38(t) «Hetzer».

Истребитель танков Jagdpanzer IV, вид спереди

Истребитель танков Jagdpanzer IV, вид спереди

Боевое применение истребителя танков Jagdpanzer IV

Первые серийные боевые машины Jagdpanzer IV поступили в боевые части весной 1944 года. Обычно их использовали в составе дивизионов истребителей танков — Panzerjager Abteilung. Они формировались в соответствии со штатным расписанием KStN 1149 Ausf. A от 1 февраля 1944 года. Дивизион состоял из двух боевых рот. Каждая рота насчитывала по 14 машин, ещё три машины находились в штабной роте дивизиона. Итого, дивизион располагал 31 истребителем танков.

Дивизионы истребителей танков в составе танковых дивизий имели другой штат. В них рота насчитывала только 10 машин (три взвода по 3 машины плюс машина командира роты), ещё одним истребителем танков располагал командир дивизиона. Итого, дивизион истребителей танков в составе танковой дивизии насчитывал 22 машины.

На западном и восточном фронтах Jagdpanzer IV появились примерно в одно и то же время — начиная с апреля-мая 1944 года. Машины поступали в части «порционно» и перелома в противостояние противников не внесли. Бои шли с переменным успехом — все-таки Jagdpanzer IV был (как и его танк — прототип) просто «крепким середнячком», не претендовавшим особо на лавры «лучшего танка/истребителя танков», и уже точно ни в коем случае не считавшийся ни у чужих ни у своих «чудо-оружием».

Вот типичные сводки боев с участием Jagdpanzer IV:

27 мая 1944 г. произошел первый бой Jagdpanzer IV с американскими «Шерманами». Немцы сожгли три танка, причем одна из машин добилась сразу двух побед. Впрочем, ответным огнем американцы потрепали немцев и с их стороны была потеряна как минимум 1 машина.

28 июля 1944 г. в бою под Погожелью дивизион «истребителей» подбил два Т-34 и два «Валентайна», а уже вечером 2 Jagdpanzer IV были в упор расстреляны замаскированными танками Т-34. На следующий день, те же немецкие истребители танков сожгли два ИС-2 и подбили ещё один ИС, но и сами потеряли от огня советских танков 3 Jagdpanzer IV, а ещё 2 бросили при отступления застрявшими в грязи.

На 30 декабря 1944 года немецкая армия располагала 268 Jagdpanzer IV (из более чем 800 выпущенных!). 209 машин действовало на Восточном фронте, 59 — на Западном фронте. В исправности находилось 174 машины.

Как уже говорилось — «крепкий середнячок» и ничего более. Несмотря на то, что его пушка (особенно для модели Jagdpanzer IV/70) могла с легкостью «проткнуть» практически любой танк союзников (такая же пушка стояла на знаменитой «Пантере» Pz.V), «Ягдпанзер-4» был маломаневренным, его броня (особенно с боков) легко «прокусывалась» практически любыми противотанковыми средствами, и без поддержки пехоты, при атаке с фланга, истребитель танков из охотника тут же превращался в жертву.

Истребитель танков Jagdpanzer IV, вид сверху (модель)

Истребитель танков Jagdpanzer IV, вид сверху (модель)

Окраска и обозначения истребителей танков Jagdpanzer IV

Истребители танков Jagdpanzer IV окрашивались в соответствии с правилами, принятыми в начале 1943 года. Обычно встречались машины в двух или трёхцветном камуфляже, хотя попадались экземпляры, эксплуатирующиеся в одноцветной базовой окраске Wehrmacht Olive.

В зимний период машины покрывали белым смывающимся зимним камуфляжем или белили известью.

В дивизионах истребителей танков использовали обычные трёхзначные тактические номера. Первый номер обозначал роту в составе дивизиона, второй — взвод в составе роты, а третий — машину в составе взвода. Для малочисленных дивизионов такая система была несколько избыточной. Номера обычно наносили чёрной или красной краской, иногда цифры номера обводили белой каймой. Балочный крест наносили на борта корпуса или (реже) на борта рубки.

Эмблемы частей использовались редко, в 4-й и 116-и танковых дивизиях. Эмблемы изображали на лобовой броне и на заднем крыле. Подбитые танки противника иногда обозначались белыми кольцами на стволе орудия.

Источник: armedman.ru, Автор:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии