Сайт рекомендован для аудитории 16+

Стратегический бомбардировщик ТУ-95МС



 

«Краткая справка: Российский стратегический бомбардировщик и ракетоносец ТУ-95МС, вот уже свыше полувека остающийся основой стратегической авиации. История создания и боевой службы уникального самолета и гордости ВВС России»

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95

Стратегический бомбардировщик Ту-95 машина с десятками приставок «самая». Само его существование — парадокс. Быть, хотя и самым быстрым, но в то же время турбовинтовым самолетом со «смешными» в наш век 900 км/ч. Зваться «бомбардировщиком», но не иметь бомболюка и даже в принципе не быть рассчитанным на перевозку бомб. Оставаться на вооружении полвека, иметь в активе свыше 60 мировых рекордов и… не устареть.

На самом деле, «бомбардировщиком» Ту-95 называют скорее «по инерции». К моменту его запуска в производства, было уже предельно ясно — ни один дозвуковой самолет через современные системы ПВО прорваться не сможет. Однако ракетная техника была в начале 50-х «на коне», и решение нашлось сразу — Ту-95 сперва стал ракетоносцем, а вскоре, с развитием техники и появления ракет способных преодолевать межконтинентальные расстояния, настоящей мобильной платформой для их запуска.

Чертеж стратегического бомбардировщика ТУ-95

Чертеж стратегического бомбардировщика ТУ-95

Для ракетоносца Ту-95 больше нужна надежность, а не скорость — постоянно находящиеся на боевом дежурстве и способные находится в воздухе столько, сколько необходимо (в 2010 году Ту-95 провел в воздухе 43 часа с 4-я дозаправками, «накатав» 30 тыс. км), эти стратегические бомбардировщики действительно вызывают серьезные опасения у любого вероятного противника. 6 баллистических ракет с ядерными боеголовками — серьезный аргумент, сколько бы лет не исполнилось их носителю. А если прибавить к этому то, что Ту-95 постоянно перемещается, и в любом случае способен применить свое оружие намного раньше, чем к нему на дистанцию поражения приблизятся истребители противника, становится понятным, что как в 60-е годы, так и в наши дни эти ракетоносцы служат очень грозным оружием.

Впрочем, Ту-95 наших дней скорее лишь внешне похож на тот самолет, что спроектировали туполевцы изначально.

История развития Ту-95

«Объект 95-2» — опытный образец бомбардировщика, первый полет которого состоялся 16 февраля 1955 года.

Ту-114 - пассажирский лайнер созданный на основе Ту-95

Ту-114 — пассажирский лайнер созданный на основе Ту-95



Ту-95 — серийный образец бомбардировщика запущенный в производство в 1956 году, после года производства был модернизирован до Ту-95М, всего Ту-95 и Ту-95М было построено 50 машин. Часть бомбардировщиков использовались для траспортировки ядерных боезарядов, и помечались как Ту-95А и Ту-95МА. Базовая модель была классическим дальним бомбардировщиком.

Ту-95К — в 1958 году Ту-95 окончательно стал не бомбардировщиком, а ракетоносцем. Производство продолжалось до середины шестидесятых годов 20-го века. На базе Ту-95К были построены:

  • Ту-95РЦ (разведчик/целеуказатель).
  • Ту-142 — противолодочный самолет.
  • Ту-126 — самолет радиолокационного дозора и наведения.
  • Ту-114 — сугубо гражданский пассажирский авиалайнер.
Противолодочный самолет Ту-142

Противолодочный самолет Ту-142

 Ту-95МС — это уже «современный» ракетоносец, выпуск которого налажен в 1981 году. В основе этой модификации лежит не базовый Ту-95, а Ту-142. Серийное производство Ту-95МС закончено в 1992 году, всего их выпущено 90 штук, 1/3 из которых поныне состоят на вооружении. Вооружение Ту-95МС составляют 6 ракет X-55, в барабанной установке в фюзеляже. Ещё 10 ракет может быть размещено на внешних подвесках.

После очередной модернизации до версии Ту-95МСМ (идет в настоящее время) самолет будет оставаться в строю как минимум до 2025 года. По классификации НАТО Ту-95 значится под именем «Bear» — «Медведь».

Хвостовая турель Ту-95МС с автоматическими пушками ГШ-23

Хвостовая турель Ту-95МС с автоматическими пушками ГШ-23

Ту-95МС стоящие на боевом дежурстве в наше время имеют полностью обновленный (цифровой) комплекс бортовой аппаратуры, единственное, что долгое время остается практически неизменным — уникальная силовая установка машины. Её основа — двигатели НК-12МП (в настоящий момент модернизируются до НК-20 мощностью 20000 л.с.) до сих пор мощнейшие турбовинтовые двигатели в мире, чей ресурс работы в 10 раз (и это также документальный факт) превосходит любые имеющиеся аналоги.

Характеристики Ту-95МС

Стратегический бомбардировщик ТУ-95МС
Страна: СССР
Тип: Стратегический бомбардировщик
Год выпуска: 1952 год
Экипаж: 7 человек
Двигатель: 4× НК-12МП по 15000 л.с.
Максимальная скорость: 830 км/ч
Практический потолок: 10,5 км
Дальность полета: 10,5 км
Масса пустого: ~ 98 тонн
Максимальная взлетная масса: 185 тонн
Размах крыльев: 50 м
Длина: 49,09 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: 289,9 кв.м
Вооружение:2× авиапушки 23-мм ГШ-23 в хвосте, до 20,8 тонн нагрузки.

Характеристики приведены для модели Ту-95МС


Источник: компиляция на основе информации из открытых источников