Сайт рекомендован для аудитории 16+

Истребитель МиГ-15 (СССР)



«Краткая справка: Советский реактивный истребитель МиГ-15 - все о лучшем истребителе Корейской войны. Модификации, полные технические характеристики и чертежи.»

Истребитель МиГ-15бис

Истребитель МиГ-15бис

История создания истребителя МиГ-15

Приказ Совмина СССР МАП №210 от 15 апреля 1947 года предписывал ОКБ-155 (конструкторское бюро А.И.Микояна) разработать фронтовой истребитель И-310 (С) с реактивным двигателем и герметической кабиной, а также построить два прототипа. Так как собственного двигателя подходящего по характеристикам у СССР в этот момент ещё не было, решено было на первых порах использовать английский двигатель «Нин-II». Благо, после окончания Второй Мировой войны, в порыве союзнических чувств, британцы фактически подарили его Советскому Союзу.

Руководил работами по И-310 заместитель Микояна — А.Г.Брунов, уже 8 августа 1947 года общий вид самолёта был утвержден, к 18 декабря 1947 г. завершен первый прототип С-1, а 30 декабря он впервые оторвался от аэродрома. Прототип С-1 имел уже все контуры будущего МиГ-15, на нем впервые в советском авиастроении было применено стреловидное крыло, однако в качестве двигателя использовался менее мощный «Нин-I» — поставки «Нин-II» из Англии затягивались.

Никаких особенных замечаний к самолету не было, испытания были продолжены, и 5 апреля 1948 года новый прототип (С-2), с уже «правильным» двигателем, был готов и приступил к испытаниям, которые завершились в мае. Однако ещё до их окончания, уже под официальным именем «истребитель МиГ-15″ (по классификации НАТО «Fagot») пошел в серию — выдающиеся летные качества новой машины были настолько очевидны, что откладывать время на доводку не имело смысла. «Сердцем» МиГ-15 был двигатель РД-45Ф, лицензионная копия «Нин-II», запущенная в производство на заводе №1 им. Сталина.

Чертеж истребителя МиГ-15бис

Чертеж истребителя МиГ-15бис

Не успели закончиться войсковые испытания (сентябрь 1949 года), а советская промышленность уже освоила новый двигатель — ВК-1, уже полностью советский, при тех же габаритах, выдававший почти на четверть большую мощность. Едва запущенный в серию самолет срочно «модернизировали» под новую силовую установку и 10 июня 1950 года повторно запустили в серию, теперь уже под обозначением МиГ-15бис.

Истребитель МиГ-15 отличался исключительной простотой и надёжностью конструкции, высокими лётными и эксплуатационными данными, мощным вооружением. Именно МиГ-15 принёс ОКБ А.И.Микояна мировую известность. Освоение массового производства этого самолета послужило толчком для реконструкцией многих заводов, дало новый, чрезвычайно мощный толчок развитию советской авиационной промышленности. И не только промышленности — именно с началом освоения МиГ-15 началось и массовое строительство бетонных взлётных полос, столь необходимых реактивным самолетам. И это уже не говоря об огромном количестве всевозможных испытаний систем оружия, навигационного и другого оборудования — пожалуй настолько плотно самолетом-лабораторией не работал с тех пор не один самолет.

В 1947-1950 годах за создание и освоение серийного производства самолёта, разработку его систем и агрегатов работникам ОКБ Микояна были присуждены Сталинские премии I, II и III степеней.



МиГ-15 находился в производстве относительно недолго (хотя учебно-тренировочный УТИ МиГ-15 производили аж до 1959 года), однако за это время на 9-и заводах было изготовлено 13131 истребителей различных модификаций. В начале-середине 1950-х не было такого конфликта, где бы не принял участие этот маленький и на удивление маневренный самолет.
Истребитель широко экспортировался и состоял на вооружении Албании, Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Гвинеи, ГДР, Египта, Китая, КНДР, Кубы, Индонезии, Ирака, Мали, Марокко, Монголии, Нигерии, Пакистана, Польшы, Румынии, Северного Йемена, Сирии, Сомали, Судана, Танзании, Уганды, Финляндии, Чехословакии, Шри Ланка, Южного Йемена. Дополнительно к этому МиГ-15 выпускался по лицензии в Польше и Чехословакии и тоже поставлялся на экспорт.

Характеристики Миг-15

Истребитель МиГ-15 (СССР)
Страна: СССР
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1947 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х ВК-1 тягой 2700 кгс
Максимальная скорость: 1076 км/ч
Практический потолок: 15,5 км
Дальность полета: 1200 км
Масса пустого: 3681 кг
Максимальная взлетная масса: 5380 кг (5044 кг нормальная взлетная)
Размах крыльев: 10,08 м
Длина: 10,11 м
Высота: 3,70 м
Площадь крыла: 20,6 кв.м.
Вооружение:1x 37-мм пушка, 2x 23-мм пушки, до 200 кг бомбовой нагрузки.

Характеристики приведены для модели МиГ-15бис

Конструкция истребителя МиГ-15

Советский истребитель МиГ-15 построен по аэродинамической схеме среднеплана цельнометаллической конструкции и имел сигарообразный фюзеляж круглого сечения типа полумонокок.

Крыло самолета стреловидное (35°), профиль крыла симметричный с относительной толщиной 10% в корневой части. На концевой части применён более несущий профиль. Механизация крыла состояла из щелевых элеронов и щитков-закрылков. Для повышения путевой устойчивости на верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни.

В хвостовой части самолета установлен воздушный тормоз. Стабилизатор имел стреловидность 40°, киль — 54°50′. Шасси трёхопорное с носовой стойкой.

Силовая установка состояла из ТРД РД-45Ф (на МиГ-15бис — ВК-1). Воздухозаборник лобовой с 2 каналами, огибающими кабину. Для доступа к двигателю при обслуживании на земле задняя часть фюзеляжа отстыковывалась.

Герметичная кабина пилота оснащалась системой обогрева и катапультным креслом. Для увеличения дальности полета под крылом могли подвешиваться 2 подвесных топливных бака на 260-600 л.

Вооружение МиГ-15 состояло из 1х 37-мм пушки Н-37 и 2х 23-мм пушек НС-23, размещённых в носовой части фюзеляжа на опускающемся лафете. В варианте истребителя-бомбардировщика под крылом могли подвешиваться блоки НУРС и авиабомбы.

На первых МиГ-15 установлены гироскопический автоматический стрелковый прицел АСП-1Н с оптическим дальномером, на МиГ-15бис — прицел АСП-ЗН, обеспечивающие дальность прицельной стрельбы от 180 до 800 м при размерах цели от 10 до 35 м (АСП-1Н) или от 7 до 45 м (АСП-ЗН). На всех модификациях самолета используется фотопулемет С-13, установленный вверху носовой части фюзеляжа. На МиГ-15, кроме того имеется фотоаппарат АФА-ИМ, оборудование для слепой посадки (ОСП-48), впервые установленное на советском истребителе и включающее автоматический радиокомпас АРК-5 «Амур», радиовысотомер малых высот РВ-2 «Кристалл» и маркерный радиоприемник МРП-48 «Хризантема».

МиГ-15бис оснащен также радиолокационным ответчиком «Барий М» системы опознавания госпринадлежности, а с 1952 г. в кабине МиГ-15бис устанавливался перископ заднего обзора ТС-25 или ТС-27.

Также на истребителе МиГ-15бис испытывались советские радиолокационные станции «Торий-А» и «Изумруд». Станция «Изумруд» впервые позволила в полной мере применить одноместный истребитель для перехвата самолетов противника и ведения прицельной стрельбы по ним независимо от условий видимости.

Чертеж учебно-тренировочного УТИ МиГ-15

Чертеж учебно-тренировочного УТИ МиГ-15

Модификации истребителя МиГ-15

  • И-310 (С-1, С-01) — первый прототип с двигателем «Нин-I». Первый полёт 30 декабря 1947 года.
  • И-312 (СТ) — прототип учебно-тренировочного, с двухместной кабиной с двойным управлением, системой автономного запуска двигателя. Изготовлен на заводе №1. Первый полёт 23 мая 1949 года.
  • И-320 (Р-1/Р-2/Р-3) — двухместный двухдвигательный всепогодный перехватчик;
  • С-2 (С-02) — второй прототип с двигателем «Нин-II», конструкцией крыла, фотокамерой АФА-ИМ.
  • С-3 — доработанный прототип, эталон для серии. Отличался тормозными щитками, противопожарным оборудованием, конструкцией киля и элеронов. Первый полёт 17 июня 1948 года.
  • МиГ-15 (С, «изделие 50») — серийный истребитель с двигателем РД-45Ф. Выпускался в 1948-1950 годах на заводах №1, №153 и №381.
  • МиГ-15 (СВ) — (опытный) использовался в ОКБ-155 для проведения доработок.
  • МиГ-15 (СО) — (опытный) для испытания прицела АСП-3Н. Переоборудован 1 серийный МиГ-15 в июне 1949 года.
  • МиГ-15У (СУ) — (опытный) для испытания носовой ограниченно-подвижной установки В-1-25-Ш-3. Переоборудован 1 сенийный МиГ-15 в 1950 году.
  • МиГ-15бис (СД, МиГ-17, тип 53) — с двигателем ВК-1, новой конструкцией хвостовой части фюзеляжа, пушками НР-23, гидроусилителем в системе управления элеронами, увеличенными тормозными щитками, аппаратурой захода на посадку по приборам ОСП-48. Разработан в 1949 году. Серийно выпускался в 1950-1953 годах на заводах №1, №21 им. Орджоникидзе, №31 им. Димитрова, №126, №153, №292.
  • МиГ-15бис — (опытный) для испытания системы буксировки «Бурлаки». Отличался гарпуном в носовой части, дополнительными аккумулятором и воздушным баллоном. В январе 1952 года на заводе №153 переоборудовано 5 самолётов.
  • МиГ-15бис — (опытный) для испытания системы дозаправки топливом «Конус». В мае 1952 года на заводе №153 переоборудовано 2 самолёта.
  • МиГ-15бис — (опытный) для испытания системы постановки мин «Град», с 2 подвесными контейнерами под крылом (на месте ПТБ) с 56 минами в каждом. В 1952 году переоборудовано 2 самолёта.
  • МиГ-15бис — (опытный) с двигателем ВК-5. Изготовлен в 1951 году.
  • МиГ-15бис (ИШ) — истребитель-штурмовик с 2 подкрыльевыми балками с 6 узлами подвески ТРС, блоков НУРС и авиабомб. Разработан в 1958-1964 годах в НИИ эксплуатации и ремонта авиатехники. Переоборудовано 4 самолёта.
  • МиГ-15бис (СД-П) — с тормозным парашютом. В 1951 году на заводе №279 переоборудовано 2 самолёта. В 1952 году на заводе №1 построена малая серия.
  • МиГ-15бис (СЕ, МиГ-15ЛЛ) — (опытный) с крылом нового профиля и увеличенным килем. В марте 1951 года на заводе №1 изготовлено 3 самолёта.
  • МиГ-15Пбис — перехватчик с РЛС «Торий-А». В начале 1951 года на заводе №1 изготовлено 5 самолётов.
  • МиГ-15Рбис (СР, тип 55) — разведчик на базе МиГ-15бис, с фотокамерой АФА-БА/40, ответчиком системы госопознавания «Барий-М». Вооружение состояло из 1 нушки Н-37 и 1 пушки НР-23. В 1951-1952 годах на заводе №21 в Горьком изготовлено 364 самолёта.
  • МиГ-15Сбис (СД-УПБ) — истребитель сопровождения с возможностью подвески 2 ПТБ по 600 л. В 1951 году на заводе №292 в Саратове изготовлено 49 самолётов.
  • МиГ-15М — радиоуправляемая мишень. Переоборудовались снимаемые с вооружения МиГ-15 и МиГ-15бис.
  • СА-1 — (опытный) для испытаний системы слепой посадки ОСП-48, с двигателем ВК-1, измененным составом оборудования. Изготовлен в начале 1950 года на заводе №381.
  • СА-2 — (опытный) для испытаний ОСП-48, с двигателем РД-45Ф. Состав оборудования аналогичен СА-1.
  • СД-5 — (опытный) с 2 блоками по 8 НУРС АРС-57. Переоборудован из МиГ-15бис летом 1952 года на завде №21.
  • СД-10 — (опытный) для испытания противосамолётных бомб ПРОСАБ-250.
  • СД-21 — (опытный) с пусковыми установками ПУ-21 для стрельбы снарядами С-21. Отличался прицелом АП-21. В марте-апреле переоборудован 1 МиГ-15бис.
  • СД-57 — (опытный) с 2 блоками по 12 НУРС АРС-57. В 1952 году переоборудован 1 МиГ-15бис на заводе №21.
  • СДК — (опытный) для отработки систем крылатых ракет КС. Переоборудован в 1951-1952 годах.
  • СИ (И-330, МиГ-15бис 45°) — прототип МиГ-17 с крылом увеличенной до 45° стреловидности. Изготовлен в июле 1949 года.
Вид спереди, хорошо виден воздухозаборник МиГ-15. Обычно на стоянке он закрывается крышкой

Вид спереди, хорошо виден воздухозаборник МиГ-15. Обычно на стоянке он закрывается крышкой

  • СП-1 — (опытный) для испытания РЛС «Торий-А» с удлинённым на 120 мм фюзеляжем с изменённой носовой частью. Вооружение состояло из 1 пушки Н-37. Изготовлен в апреле 1949 года на заводе №1.
  • СП-2 — (опытный) для испытаний РЛС «Коршун». Изготовлен в конце 1949 — начале 1950 года. В 1951 году переобрудован в МиГ-17П.
  • СП-5 — (опытный) для испытания РЛС «Изумруд». Изготовлен осенью 1950 года.
  • СФ — (опытный) с форсированным двигателем ВК-1Ф и крылом со стреловидностью 45°.
  • УТИ МиГ-15 (СТ, «изделие 10») — учебно-тренировочный с двухместной кабиной с двойным управлением. Вооружение состояло из пушки НР-23 и пулемёта УБК-Э. Выпускался в 1950-1959 годах на заводах №1, №99, №135, №153.
  • УТИ МиГ-15 — самолёт управления для испытаний мишеней Як-25МШ с измененным составом оборудования. В 1959-1960 годах на заводе №918 и в ЛИИ переоборудовано по 1 самолёту.
  • СТ-2 — (опытный) для испытания приборов слепой посадки. 37-мм пушка отсутствует. Первый полёт 4 августа 1950 года.
  • СТ-7 — (опытный) с РЛС «Изумруд». Летом 1953 года на заводе №155 изготовлено 2 самолёта.
  • СТ-8 — (опытный) с РЛС «Изумруд-3» и сопряжённым с ним прицелом АСП-3НМ. Изготовлен в 1955 году.
  • СТ-10 — (опытный) для испытания систем катапультирования.
  • Аэро S-102 — чехословацкий вариант МиГ-15. Первый полёт 13 апреля 1953 года. Изготовлено 853 самолёта.
  • Аэро S-103 — чехословацкий вариант МиГ-15бис. Изготовлено 620 самолётов.
  • Аэро CS-102 — чехословацкий вариант УТИ МиГ-15. Изготовлено 2012 самолётов.
  • Lim-1 — польский вариант МиГ-15. С января 1953 по сентябрь 1954 года изготовлено 227 самолётов.
  • Lim-2 — польский вариант МиГ-15бис.
УТИ МиГ-15 польских ВВС

УТИ МиГ-15 польских ВВС

Эксплуатация истребителя МиГ-15

В боевых условиях МиГ-15 впервые применён весной 1950 года в Китае при обороне города Шанхая от налётов гоминдановской авиации. Широко применялся во время Корейской войны 1950-1953 годов, где завоевал себе право называться одним из лучших истребителей начала 50-х годов и прозвище «корейский сюрприз» от американских пилотов, до этого считавших свои «Сейбры» F-86 лучшими в мире самолетами и даже не предполагавшими, что у Советского Союза на этот счет совершенно другое мнение.

Точный перечень всех боевых соприкосновений с использование МиГ-15, наверное, даже нельзя и упомнить. Как уже говорилось ранее — если где-то в мире в 1950-х происходила стычка современных боевых самолетов, с 90% вероятностью одна из сторон применяла МиГ-15.


Источник: Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг. — 3-е изд., испр. — М.: Машиностроение, 1994.