Сайт рекомендован для аудитории 16+

Истребитель И-4 (АНТ-5). Первый истребитель Павла Сухого



«Краткая справка:Советский истребитель И-4 (АНТ-5) - первый боевой самолет П. О. Сухого, созданный под руководством А. Туполева. Характеристики, модификации, история службы самолета.»

Истребитель И-4 (АНТ-5) конструкции П.О.Сухого

Истребитель И-4 (АНТ-5) конструкции П.О.Сухого

История создания истребителя И-4 (АНТ-5)

Производство боевых истребителей в Советском Союзе начиналось трудно. В 1922 г. правительство принимает решение о закупке самолетов за границей и в течение следующих пяти лет основу вооружения составляют английские F-4 «Баззерд» фирмы «Мартинсайд», самолеты А-1 «Балилла» итальянской «Ансальдо» и голландские «Фоккер» D.XI. И только начиная с 1925 г. в ВВС стали поступать первые истребители отечественной конструкции — И-1 Григоровича, затем И-2, И-3 и, наконец, И-4, речь о котором у нас и пойдет.

Осенью 1925 г. Павел Осипович Сухой, один из конструкторов, работавших в ЦАГИ под руководством Андрея Николаевича Туполева, был назначен ответственным за разработку первого в истории Центрального аэрогидродинамического института истребителя АНТ-5.

Самолет планировался как цельнометаллический полутораплан, дальнейшее развитие более ранних моделей АНТ-2 и АНТ-3. К июлю 1927 г. строительство опытного образца нового истребителя, оснащенного девятицилиндровым мотором «Юпитер»-VI фирмы «Гном-Рон», было закончено.

Первый серийный истребитель И-4

Первый серийный истребитель И-4

Уже к декабрю 1927 года, до завершения государственной испытательной программы, АНТ-5 было решено запустить в серийное производство.



Постройка первого серийного самолета была закончена 18 октября 1928 г. — сказалась нехватка двигателей, вечная проблема советского самолетостроения. На серийные И-4 устанавливался двигатель М-22 — тот же «Юпитер», выпускавшийся в СССР по лицензии. Вооружение самолета состояло из двух синхронных пулеметов, установленных в фюзеляже.

Производство и эксплуатация истребителя И-4 (АНТ-5)

Несколько истребителей И-4 модифицировали для проведения летно-испытательных и экспериментальных программ по проекту Вахмистрова «самолет-звено», в соответствии с которым этим самолетам надлежало стартовать в воздухе с борта «авиаматки» бомбардировщика ТБ-1.

Как видно, нижнее крыло у И-4 значительно меньше верхнего

Как видно, нижнее крыло у И-4 значительно меньше верхнего

С этой целью на И-4 монтировалась гораздо меньшее по размерам нижнее крыло и устанавливались замки крепления. Также построили несколько модификаций машины для испытания различных образцов вооружения: на одном устанавливались пулеметы на верхнем крыле, другой был оснащен двумя пушками ДЕП калибра 76.2 мм под нижней плоскостью (прим: нет подтверждений), существовали также варианты с динамо-реактивной пушкой Курчевского, шестью реактивными ускорителями (по три под каждым крылом), и даже с поплавками для взлета и посадки на воду. Однако все они остались экспериментальными образцами и в серию не пошли.

В 1931 г. конструктор И-4 Сухой разработал модифицированную версию, внешне заметно отличавшуюся от предшественника. И-4бис не имел нижнего крыла, у него была увеличена длина предкрылков, установлен новый капот двигателя, закрывающий цилиндры. Но, несмотря на все новшества, дальше испытаний в НИИ ВВС дело не пошло — авиапромышленность СССР начала вставать на ноги, и появились новые, более совершенные и удачные проекты.

Так закончилась короткая история первого серийного истребителя П.О.Сухого. Всего построили 371 самолет (включая прототипы) типа И-4. Этими истребителями были укомплектованы 18 истребительных авиаэскадрилий.

Говорить о И-4, как о «первом блине» выдающегося конструктора, конечно нельзя — И-4 сыграл положительную роль в развитии советского самолетостроения, да и для своего времени имела весьма передовые характеристики (в т.ч. лучшее в мире время боевого разворота на момент создания). Однако угнаться за бешеным темпом с которыми развивалась в то время отрасль, машина, фактически не имевшая задела к модернизации (ах, моторы, моторы…), конечно не могла.

То самое «Звено» Вахмистрова. Обратите внимание - итак короткие нижние крылья И-4, здесь ещё более уменьшены

То самое «Звено» Вахмистрова. Обратите внимание — итак короткие нижние крылья И-4, здесь ещё более уменьшены

Как и большинство самолетов того времени, И-4 (АНТ-5) пробыл на вооружении в строевых авиачастях недолго — всего четыре с половиной года, после чего в конце 1933 г. был переведен в категорию учебно-тренировочных самолетов.

Конструкция истребителя И-4 (АНТ-5)

Истребитель И-4 — представитель подкосных полуторапланов с очень малым свободнонесущим нижним крылом. Обшивка истребителя гофрированная алюминиевая, да и вообще — в отличие от многих «одноклассников», И-4 отличался очень малым количеством деталей изготовленных из дерева.

Под тяжёлый и мощный звездообразный двигатель «Юпитер-IV» Павел Сухой лично спроектировал облегчённую раму, изготавливаемую методом штамповки. Комиссия, принимавшая в 1927 году прототип самолёта И-4 отмечала необычайную «лёгкость, изящность и простоту изготовления» подмоторной рамы.

Чертеж истребителя И-4 (АНТ-5) конструкции П.О.Сухого

Чертеж истребителя И-4 (АНТ-5) конструкции П.О.Сухого

С заданием П.Сухой справился — маневренный легкий истребитель получился не хуже западных образцов, и к тому же заметно выделялся живучестью и неприхотливостью в обслуживании. Вместе с тем, в производстве И-4 был довольно сложной и дорогой машиной, чем и был обусловлен последующий «шаг назад» советского авиапрома, вновь вернувшегося к полотняной обшивке и деревянным деталям конструкции фюзеляжа. Тем не менее, как уже отмечалось — сам факт существования в то время И-4, стал для авиапрома СССР хорошим шагом вперед.

Шасси И-4, как и у предшественников было спицованным, неубирающемся в полёте, в хвостовой части фюзеляж оснащался костылем, заменявшим заднее колесо. Колеса жёстко смонтированы на раме крепящейся к фюзеляжу, за счет чего эксплуатация И-4 была возможна только с аэродромов имеющих твёрдое грунтовое покрытие.

Винт двухлопостной, деревянный, фиксированного шага (ВФШ), кабина одноместная, открытая.

Характеристики истребителя И-4

Характеристики истребителя И-4 (СССР)
Страна: СССР
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1927 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х М-22 мощностью 480 л.с.
Максимальная скорость: 257 км/ч
Практический потолок: 7600 м
Дальность полета: 840 км
Масса пустого: 978 кг
Максимальная взлетная масса: 1430 кг
Размах крыльев: 11,42 м
Длина: 7,27 м
Высота: 2,82 м
Площадь крыла: 23,8 кв.м.
Вооружение: 2x 7,62-мм пулемёта ПВ-1, до 50 кг бомбовой нагрузки

Модификации истребителя И-4 (АНТ-5)

  • АНТ-5 — прототип с другой формой руля поворота и капотом, не закрывающим цилиндры, 1927 год.
  • И-4 — базовая модель, 1928 год.
  • И-4(Z) модификация для проекта «Звено» Вахмистрова. Отличался сильно укороченным нижним крылом (до 50 см с каждого бока), 1930 год.
  • И-4 в варианте гидросамолета — версия поплавкового истребителя, изготовленная, испытанная, но, как оказалось, ненужная армии и флоту. Серийно не производился, 1931 год.
  • И-4 бис — моноплан (нижнее крыло убрано). Оставшееся крыло снабжено с предкрылками на половине размаха крыла, изменен капот двигателя. Экспериментальный самолет был переделан из серийного, показал чуть лучшую скорость (+10 км/ч), но худшую маневренность. Серийно не производился, 1931 год.
  • И-4 опытный с пулемётами в верхнем крыле, 1931 год.
  • И-4 опытный с динамо-реактивными безоткатными 67-мм пушками Леонида Курчевского, 1931-1932 г.г.. Фактически представляла собой попытку сделать из устаревающего истребителя легкий штурмовик. Опыты продолжались с переменным успехом до снятия И-4 с вооружения.
  • И-4 опытный с пороховми реактивными ускорителями, 1935−1936 г.г.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет