Сайт рекомендован для аудитории 16+

Боевая машина 9А31 ЗРК 9К31 «Стрела-1»



«Краткая справка: Боевая машина 9А31 зенитного ракетного комплекса 9К31 «Стрела-1». История создания, производство, конструкция и модификации»

Характеристики боевой машины 9А31 ЗРК 9К31 «Стрела-1»

Боевая машина 9А31 ЗРК 9К31 «Стрела-1»
Страна: СССР
Тип: Зенитно-ракетный комплекс
Дата выпуска: 1968 г.
Длинна: 5750 мм
Ширина: 2350 мм
Высота: 2550 мм
Броня, лоб: 5-14 мм
Броня, борт: 5-14 мм
Броня, башня: Нет башни
Экипаж: 3 человека
Двигатель: ГАЗ-41, 140 л.с.
Дальность хода: 750 км
Максимальная скорость: 95 км/ч (10 км/ч на плаву)
Масса:7 т.
Вооружение:4х ракеты 9М31М калиром 120 мм, (400м-4,2 км по горизонтали, 30м-3,5км по вертикали, масса ракеты 30,5 кг)

Характеристики даны для модификации 9К31М.

В конце 50-х годов 20-го века авиация достигла уже таких вершин, что было очевидно — львиная доля всех имеющихся в войсках систем ПВО уже не отвечают требованиям времени.

В качестве основного мобильного зенитного средства мотострелкового батальона было решено создать переносной зенитно-ракетный комплекс способный поражать воздушные цели противника в диапазоне высот от 100 до 1500 м и на дальности до 2000 м. Разработку комплекса поручили ОКБ-16 Государственного комитета по оборонной технике г. Коломна под руководством известного конструктора А.Э. Нудельмана, в то время как головка самонаведения ракеты создавалась в ЦКБ-589 под руководством главного конструктора В.А. Хрусталева.

История создания 9А31 ЗРК 9К31 «Стрела-1»

Получилось так, что в ходе работ ОКБ-16 создало не один, а сразу два зенитных комплекса, причем об они были практически безупречны и вполне годились в серийное производство. Первый из них — переносной зенитный комплекс, по характеристикам полностью соответствующий техзаданию получил обозначение «Стрела-1». Второй предполагал установку на шасси легкой бронированной машины и обеспечивал поражение целей на высотах до 3,5 км и дальности 5 км. Эту разработку назвали «Стрела-2».

Наведение ракет обоих ЗРК осуществлялось по принципу фотоконтрастного выделения цели на общем фоне, однако «Стрелу-1» решили «подтянуть» по характеристикам, и кроме увеличения дистанция поражения получили и прирост в массе на 1/3. Переносной такую систему можно было назвать с натяжкой, поэтому решили, как и во втором проекте, поставить её на колесное шасси, в качестве которого приняли машину БРДМ-2.

25 апреля 1968 г. этот вариант был принят на вооружение под названием «зенитный ракетный комплекс 9К31 «Стрела-1«. В состав ЗРК входила боевая машина 9А31 с пусковой установкой 9П31, зенитная ракета 9М31 и контрольно-проверочная машина 9В25Б на шасси БРДМ-2.

Серийное производство 9А31 ЗРК 9К31 «Стрела-1» машин было организовано в том же 1968 году на Саратовском агрегатном заводе, в то время как ракеты делали на Ковровском механическом заводе.

Дальнейшее развитие 9А31 ЗРК 9К31 «Стрела-1»

В 1969 году комплекс модернизировали, новая машина получила индекс 9К31М и с декабря 1970 года была поставлена на вооружение. В состав комплекса был введен пассивный радиопеленгатор 9С12, на части машин устанавливался наземный радиозапросчик НРЗ-С1 «Луч-1» (1РЛ246).



Модернизированная ракета имела более высокие полетные характеристики и была способна уничтожать воздушные цели в более широком диапазоне высот. В состав 9К31М входили боевые машины 9А31М и 9А31МР, ракета 9М31М, контрольно-проверочная машина 9В25БМ.

Служба ЗРК  9А31 9К31 «Стрела-1»

Комплексы ЗРК 9К31 и 9К31М состояли на вооружении зенитных ракетных дивизионов или зенитных ракетных артиллерийских батарей мотострелковых и танковых полков, а также зенитных подразделений морской пехоты ВМФ. ЗРК Активно применялись в большинстве военных конфликтов конца 20-го века, поставлялись на экспорт в страны Варшавского договора, а также в Анголу, Алжир, Египет, Индию, Йемен, Ирак, Сирию, Кубу, Ливию, Мавританию, Монголию, Югославию.

Всего было произведено около 1350  ЗРК  9А31 9К31 «Стрела-1».


Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии