Сайт рекомендован для аудитории 16+

Служба тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4 («Кречет»)



«история службы советских авианосцев проектов 1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4 - Киев, Минск, Новороссийск, Адмирал Флота Советского Союза Горшков»

История создания и характеристики тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4  («Кречет»)

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» - головной корабль серии

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» — головной корабль серии

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев»

Заложен: 21.07.1970 г., спущен на воду: 26.12.1972 г., вступил в строй: 28.12.1975 г. 
Заводской № 101, Черноморский судостроительный завод, г. Николаев).  Корабль входил в состав Северного флота СССР.

После отработки взлетов/посадки самолетов Як-36М из корабельной авиагруппы, «Киев» (16.07 по 10.08.1976 г.) с 4-я Як-36М и од­ним Як-36МУ совершил переход вокруг Европы в Североморск, совмещая переход в первой боевой службой. С 20.12.1977 г. по 4.04.1978 г. провел вторую боевую службу в северной Атлантике и Средиземном море.

3.11.1978 г. стоявший на рейде Североморска корабль сорвало с бочек и выбросило на отмель, повреждений он не получил. Во время третьей боевой службы в Атлантике и Средиземном море (с декабря 1978 г. по март 1979 г.) корабль совместно с «Минском» отрабатывал прием грузов на ходу с ККС Березина, а затем в рамках учений «Разбег-79» участвовал в спасательной операции совместно с БПК «Маршал Тимошенко», «Адмирал Макаров», эсминцами «Московский комсомолец», «Огневой».

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев»

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» с воздуха

Четвертая (с 30.12.1979 г. по 28.04.1980 г.), пятая (с 6.01 по 15.03.1981 г. и с 17.07 по 18.09.1981 г) боевые службы прошли в Атлантике и Средиземном море, затем в Балтийском море «Киев» принял участие в учениях «Запад-81», в следующем году, снова в Атлантике и Средиземном море, а затем на Балтике, выполняя задачи в совместных учениях стран Варшавского договора  «Щит-82».

С 23.12.1982 г. по 1.11.1984 г. в г.Николаев, «Киев» прошел средний ремонт и модернизацию, включающую демонтаж погреба боезапаса для ракет «Базальт», установку устройств­ выравнивания воздушного потока, а также установку усовершенствованных средств связи и радиоэлектрон­ного вооружения.



В 1985 г. «Киев» участвовал в испытаниях вертолетов Ка-27, затем совершил поход вокруг Европы в Североморск. С 2-го по 6.06.1985 г. вместе с эсминцем «Отчаянный» и сторожевым кораблем «Задорный» посетил порт Алжир, а с 10-го по 20.06.1985 г. участвовал в учениях разнородных сил ПЛО Северного флота «Атлантика-85».

ТАКР «Киев», фрагмент палубы

ТАКР «Киев», фрагмент палубы

С 31.12.1985 г. по 21.05.1986 г. снова боевая служба в северной Атлантике и Средиземном море, с заходом в Черное море. В 1987 году — последняя боевая служба в Средиземном море, в ходе которой, совместно с другими силами флота отслуживал перемещения авиагруппы США во главе с авианосцем «Нимитц», а также осуществлял заход в порт Сплит с деловым визитом. За время этой кампании, самолеты «Киева» выполнили 757 полетов.

Больше «Киев» боевых служб не имел (всего их было 10), а с 1991 года, из-за вывода в резерв самолетов Як-38, лишился авиагруппы и встал на прикол. Так как на месте базирования корабля отсутствовала береговая инфраструктура, механизмы корабля быстро исчерпали своей ресурс и крей­сер совершенно утратил боеспособность.

Ввиду невозможности проведения ремонта и отсутствия средств 30.06.1993 г. «Киев» исключили из списков флота, а 20.05.2000 г. продали Китаю, где бывший тяжелый авианесущий крейсер переоборудовали под плавучий развлекательный центр.

Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»

Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»

Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»

Заложен: 26.12.1972 г., спущен на воду: 30.09.1975 г., вступил в строй: 27.09.1978 г. 
Заводской № 102, Черноморский судостроительный завод, г. Николаев).  Корабль входил в состав Тихоокеанского флота СССР.

С 24.02 по 3.07.1979 г. «Минск» вместе с БПК «Ташкент», «Петропавловск» и ТН «Борис Чиликин» перешел из Севастополя во Владивосток, в ходе которого провел совместные учения с «Киевом» в Средиземном море. На выходе из порта Луанды, в море упал Як-38 (пилотов спасли), как оказалось, в условиях экватора, резко падала подъемная сила двигателей этих самолетов.

«Минск» посетил с деловыми визитами посетил порты Анголы, Мозамбика, Маврикия, Южного Йемена. Самолеты «Минска» выполнили 565, а вертолеты — 774 полета.

27.12.1979 г. в Уссурийском заливе с палубы Минска из-за отказа системы поворота сопел в море упал Як-38У (пи­лотов спасли). С 27.08 по 26.11.1980 г. ТАКР нес боевую службу в южной части Тихо­го океана. 8.09.1980 г. в Южно-Китайском море во время климатических испытаний взлета Як-38 способом ВКР самолет сошел с носового среза полетной палубы с поте­рей высоты и упал в воду (пилот погиб).

С января 1981 г. по август 1982 г. на судоремонтном заводе «Дальзавод» (г. Владивосток) «Минск» прошел текущий ремонт и модернизацию (были установлены выравнивающие устройства воздушного потока, изменена форма малого спонсона с левого борта, а также конструк­ция носовой кромки угловой палубы).

С 26.09.1982 г. по 15.02.1993 г. корабль нес боевую службу в Южно-Китайском море и Индийском океане. Во время похода он с деловыми визитами посетил порты Вьетнама, Индии и Юж­ного Йемена (662 и 516 по­летов.) В марте-апреле 1986 г. корабль нес боевую службу в Южно-Китайском море и совместно с БПК «Таллин» принимал участие в советско-вьетнамских маневрах. Во время их проведения упал в море один из Як-38 (пилот погиб).

Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»

Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»

С 4-го по 8.07.1986 г. «Минск» совместно с БПК «Адмирал Спиридонов» и «Тал­лин» с дружественным визитом посетил порт Вонсан (КНДР). Это был последний поход «Минска».

Как и «Киев», из-за вывода в резерв самолетов Як-38 в 1991 г., лишился авиагруппы и встал на прикол. Из-за отсутствия в месте базирования корабля береговой инфраструктуры, механизмы корабля быстро пришли в негодность.

30.06.1993 г. «Минск»исключили из списков флота, а в середине 1994 г. продали южнокорейской компании «Young Distribution Со» , в свою очередь перепродавшей его 30.07.1998 г. китайской компанией «Minsk Aicraft Industry Co., Ltd». В настоящее время корабль находится в г. Шэнь-Чжень, и представляет собой музей и развлекательный комплекс «Мир авианосца».

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»

Заложен: 30.09.1975 г., спущен на воду: 26.12.1978 г., вступил в строй: 14.08.1982 г. 
Заводской № 103, Черноморский судостроительный завод, г. Николаев).  Корабль входил в состав Северного и Тихоокеанского флота СССР.

Во время прохождения госиспытаний на палубу Новороссий­ска садились не только штатные Як-38 и Ка-27, Ка-25, но также тяжелые вертолеты Ми-6 и Ми-8. С 14.05.1983 по 7.06.1983 г. «Новороссийск» перешел из Николаева в Североморск, где в принял участие в учениях «Магистраль-83» (август 1983 г.) и «Океан-83» (сентябрь 1983 г.).

С 17.10.1983 г. по 27.02.1984 г. «Новороссийск» в сопровождении БПК «Николаев», сторожевого корабля «Порывистый», БДК «Александр Николаев» пере­шел из Североморска во Владивосток. Во время перехода корабль с деловыми визита­ми посетил порты Анголы и Мозамбика, а также Индии, с дружественным визитом. За время перехода его самолеты Як-38 выполнили 600 полетов. При этом один из самолетов упал в море (пилота удалось спасти).

В 1984 г. «Новороссийск» участвовал в учени­ях ТОФ «Голубая стрела» и «Длинная осень».  С 25.04 по 17.04.1985 г. «Новороссийск» совместно с БПК «Николаев», «Ташкент», «Таллин», «Василий Чапаев», СКР «Ревностный» и «Порывистый», а также ТН «Влади­мир Колечицкий», «Илим» и «Абакан» в районе Гавайских островов принимал учас­тие в оперативно-тактических учениях Тихоокеанского флота.

Классическое фото призванное показать мощь советского флота. На снимке ТАКР «Новороссийск»

Классическое фото призванное показать мощь советского флота. На снимке ТАКР «Новороссийск»

С 29.05 по 16.06.1985 г. «Новороссийск» совмест­но со сторожевиками «Ревностный» и «Порывистый» в Японском море участвовал в поисковой опера­ции, а с 12-го по 16.05.1988 г. совместно с БПК «Адмирал Захаров» и эсминцем «Боевой» с дружественным визитом посетил порт Вонсан (КНДР).

С 1991 г. «Новороссийск» не выходил в море из-за плохого технического состояния главных механизмов, а в его авиагруппе находились только вертолеты. В июне 1993 г., в связи с отсутствием средств на средний ремонт, значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и оборудования, Новороссийск исключили из списков флота, и разоружили.

В январе 1996 г. корпус корабля был продан южнокорейской компании «Young Distribution Со», после чего он был разделан на металл в г.Пусан (Юж­ная Корея). Есть также сведения, что «Новороссийск» не разбирали на металл, а продали Китаю, но подтвердить или опровергнуть информацию невозможно.

«Адмирал Горшков» или «Баку» - советский тяжелый авианесущий крейсер

«Адмирал Горшков» или «Баку» — советский тяжелый авианесущий крейсер

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» («Баку»)

Заложен: 26.12.1978 г., спущен на воду: 31.03.1982 г., вступил в строй: 11.12.1987 г. 
Заводской № 104, Черноморский судостроительный завод, г. Николаев).  Корабль входил в состав Северного флота СССР.

С 7.06.1988 по 17.12.1988 г. крейсер с 12 самолетами Як-38М и Як-38У, 16 противолодочными Ка-27, 2 поисково-спасательными Ка-25ПС и двумя вертолетами целеуказания Ка-25ДЦ совершил переход вокруг Ев­ропы к месту базирования в Североморск. По пути «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» посетил с деловыми визитами порты Латакия и Тартус (Сирия).

В Средиземном море крейсер осуще­ствлял слежение за авианосной группировкой ВМС США во главе с авианосцем «Энтерпрайз», вскоре после этого из-за неисправностей были потеряны самолет Як-38У и вертолет Ка-27 (эки­пажи удалось спасти).

В 1989-1990 гг. «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» занимался боевой подго­товкой: проводил ракетные и артиллерийские стрельбы, отрабатывал задачи при­крытия высадки войск морского десанта. За это время с его палубы было совершено 218 полетов Як-38, и 2353 полетов вертолетов Ка-27 и Ка-25.

В 1991 г. корабль продолжил боевую подготовку, а 26.09.1991 г. на авианосец доставили два новых истребителя-перехватчика Як-141. 5.10.1991 г., во время испытаний одна из машин при посадке ударилась опорами шасси о палубу и заго­релась (пилот катапультировался). Испытания на этом прекратили.

3.02.1992 г. ТАКР, из-за плохого технического состояния главных механизмов корабль вывели из состава сил постоянной готовности и поставили на «навигационный» ремонт в поселке Росляково. В этот же день произошло возгорание в кормовом машинном отделении, а 7.02.1994 г. из-за разрыва паропровода погибли шесть человек. До 5 сентября 1994 г. корабль оставался на месте, из-за отсутствия финансирования работы на нем не проводились. Затем провели доковый ремонт, а 6 декабря 1994 г. «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» вновь начали ремонт «навигационный».

7.05.1995 г. «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (на трех машинах), принял участие в морском параде в честь 50-летия Побе­ды в Мурманске, после чего снова возвратился СРЗ № 35.

Индийский авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») после модернизации

Индийский авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») после модернизации

В конце мая 1995 г. на авианосце был оставлен экипаж отстоя из 75 человек, а 28.09.1995 г. крейсер посетила делега­ция индийских ВМС во главе с начальником штаба адмиралом Виджай Хит Нокхаватом, с целью рассмотрения возможности его приобретения для нужд Индии. Летом 1999 г. «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» отбуксировали в Северодвинск для проведения среднего ремонта и модернизации под нужды заказчика. Модернизация (фактически переделка) крейсера по аналогии Российского авианосца «Адмирал Кузнецов». В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное.
Авиагруппа «Викрамадитья» (после переименования) состоит из 16-20 самолетов МиГ-29К, предполагаемый срок эксплуатации корабля в ВМС Индии — 30 лет. Авианосец был передан индийской стороне в 2013 г.

 

 

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии