Сайт рекомендован для аудитории 16+

Японские суперкрейсеры Второй мировой



Характеристики тяжелых крейсеров проекта B-64/65

Японские суперкрейсеры Второй мировой
Страна: Япония
Тип: Линейный крейсер
Дата выпуска: Проект закрыт в 1941.
Водоизмещение:Нормальное: 32000 тонн, полное: 34800 тонн.
Длинна: 246 метров
Ширина: 27,2 метра
Осадка: 8,8 метров
Бронирование: Броневой пояс: 190 мм, палуба: 125 мм.
Экипаж: 1500 человек
Силовая установка: 4 турбины, 8 котлов
Дальность хода: 8000 миль
Максимальная скорость: 33 узла
Вооружение:9х310 мм (3 башни по 3 орудия), 16х100 мм (8 башен по 2 ствола), 12х25 мм (4 установки по 3 ствола), 4х13 мм (2 установки по 2 ствола), 2 четырехтрубных торпедных аппарата калибром 610 мм.
Авиагруппа:3 гидросамолета.

Вскоре после начала второй мировой войны в Японии стало известно о ведущемся в США проектировании сверхтяжелых, «больших» крейсеров типа «Аляска» с 305-мм орудиями и скоростью свыше 30 узлов, ответом на которые стали «суперкрейсера класса А», как они официально именовались в японском императорском флоте.

Другой причиной появления этого проекта было желание флота получить новые мощные и быстроходные артиллерийские корабли для замены уже устаревших, несмотря на все модернизации линкоров типа «Конго», которые находились в строю уже более 25 лет.

Задачи японского суперкрейсера

Старым линкорам оперативными планами морского генерального штаба, впрочем, также отводилась важная роль. Согласно этим планам 3-я дивизия линкоров (корабли типа «Конго») представляла собой ядро 2-го флота, так называемое «Соединения ночного боя». В ночь перед генеральным сражением — это соединение должно было атаковать главные силы противника.
3-я дивизия линкоров и 4-я дивизия крейсеров (тяжелые крейсера типа «Такао») должны были прорвать внешнее кольцо охранения линкоров противника, состоящее из тяжелых «вашингтонских» крейсеров, после чего в дело вступали 5-я и 7-я дивизии крейсеров (тяжелые крейсера типов «Миоко» и «Могами»), дивизия торпедных крейсеров и эскадры эсминцев 16-корабельного состава.

Быстроходные линкоры типа «Конго» в целом соответствовали возложенным на них задачам: они имели мощную артиллерию и высокую скорость хода, ненамного уступая по этому показателю крейсерам и эсминцам противника. Однако их бронирование было явно недостаточным, например, вертикальное бронирование оставалось неизменным с момента ввода кораблей в строй, и на реальных дистанциях боя могло противостоять лишь обстрелу с тяжелых крейсеров. Поэтому работы над большими крейсерами в США требовали незамедлительного ответа японской стороны.

Проектирование суперкрейсеров В-64

Проектирование новых крейсеров началось летом 1940 года. Тогда же первые два корабля включили в «Пятую программу пополнения флота 1942-43 г.г.» под строительными номерами 795 и 796, а с августа они появились в плановом составе 2-го флота вместо линкоров типа «Конго».

Предварительная схема базового проекта B-64 была закончена в сентябре 1940 года. (Проекты линейных кораблей обозначались буквой «A», линейных крейсеров – «B», тяжелых крейсеров – «C» и т.д., а цифра указывала номер разработки.) Новые корабли имели много общего с линкорами типа «Ямато»: формы корпуса, общее расположение, система бронирования, противоторпедная защита, надстройка, которая делала похожими даже их силуэты.

Cуперкрейсер проекта B-64 звали "облегченным Ямато". Сходство с этим линкором угадывается даже в очертаниях.

Cуперкрейсер проекта B-64 звали «облегченным Ямато». Сходство с этим линкором угадывается даже в очертаниях.

Обводы гладкопалубного корпуса соответствовали принятым морским техническим отделом, которые были предложены в 1930 году капитаном 1 ранга Фудзимото при проектировании договорных линкоров.



Наибольшей ширины корпус достигал несколько в корму от середины корабля. Высота надводного борта в носовой части определялась требованиями высокой мореходности, в средней части — необходимым запасом плавучести и остойчивости, в корме — наименее возможная в целях экономии веса. Основными конструктивными элементами, обеспечивавшими продольную прочность, были три палубы, из которых средняя — броневая, три платформы в оконечностях и броневой пояс, включенный в силовую структуру корпуса.

На протяжении котельных и машинных отделений нижняя платформа переходила в тройное дно, чего не было на линкорах типа «Ямато» и что отличало в лучшую сторону крейсера проекта B-64. Для уменьшения сопротивления воды носовая часть получила особую, закругленную форму.

Бронирование и вооружение крейсеров B-64

Согласно первоначальным требованиям система бронирования должна была противостоять обстрелу из 305-мм орудий с дистанции 20000 — 30000 м, а также выдерживать попадания 800-кг (позднее 1000-кг) бомб, сброшенных с пикирования.

Ее общая схема во многом соответствовала принятой на линкорах типа «Ямато». Броневой пояс толщиной 190 мм, установленный с наклоном наружу 20°, что значительно увеличивало его эффективную толщину, прикрывал 59% длины корабля по ватерлинии (от носовой до кормовой башни главного калибра). В оконечностях он завершался броневыми траверзами, которые возможно также были установлены под наклоном. На верхнюю кромку пояса опиралась броневая палуба толщиной 125 мм. Барбеты башен главного калибра выше уровня броневой палубы должны были иметь толщину 250 мм, лобовые плиты башен — 200 мм, боковые — 150 мм. Толщина стенок боевой рубки определялась в 200 мм. Кроме этого в корме находились два хорошо забронированных помещения основной и вспомогательной рулевых машин.

Противоторпедная защита должна была выдерживать контактный взрыв 400-кг заряда тринитротолуола, что было стандартным требованием при проектировании крупных кораблей в японском императорском флоте, а также подводные попадания 305-мм снарядов.

Основу противоторпедной защиты, как и на «Ямато», составляла единственная мощная броневая противоторпедная переборка, являвшаяся продолжением главного броневого пояса. Однако иное по сравнению с «Ямато» размещение котельных и машинных отделений в более длинном и узком корпусе (четыре машинных отделения в два ряда по два отделения вдоль диаметральной плоскости и восемь котельных отделений в два ряда по четыре отделения также вдоль ДП) позволило установить на протяжении носовых погребов главного калибра, котельных и машинных отделений еще одну водонепроницаемую переборку, что являлось важным улучшением. Она предотвратила бы фильтрацию воды через пробитую основную переборку в случае повреждения ПТЗ и затопление машинных и котельных отделений, что наблюдалось на «Ямато» и «Мусаси».

В качестве основного вооружения на линейных крейсерах проекта B-64 планировалось установить новые 310-мм орудия с длиной ствола в 50 калибров. Особенностью этого орудия было использование очень тяжелого (561 кг) бронебойного снаряда, который смог бы эффективно пробивать как вертикальное, так и горизонтальное бронирование на различных боевых дистанциях. Максимальная дальность стрельбы составляла 32 920 м при угле возвышения 45°, скорострельность 3 выстрела в минуту. Общий запас снарядов (540 штук, по 60 на орудие) вполне соответствовал принятым в японском флоте нормам.

Учитывая специфику планировавшегося применения этих кораблей, для скоротечного ночного боя такого количества боеприпасов вполне хватало. Система управления огнем включала в себя два 10-метровых дальномера на носовой и кормовой надстройках и еще три дальномера в каждой из башен главного калибра, два директора тип 98 в закрытых башенках над установленными на надстройках дальномерами и вычислительное устройство с прибором слежения за целью.

Вспомогательный калибр состоял из восьми двух-орудийных башенных установок новых 100-мм универсальных орудий «тип 98». Это орудие было прекрасным средством ПВО, и по баллистическим характеристикам (начальная скорость 1000 м/с, дальность стрельбы 19500 м) и скорострельности (15-20 выстр./мин) оно превосходило универсальное 127-мм орудие «тип 89», которое тогда обеспечивало дальнюю ПВО практически всех кораблей японского флота.

Для управления огнем универсальных орудий служили четыре стабилизированных поста наводки тип 94 с 4,5-метровыми дальномерами тип 89 и прибор управления зенитным огнем тип 94. Ближнюю зону ПВО прикрывали четыре спаренных, позднее строенных, 25-мм автомата с двумя прицельными визирами тип 95 и два спаренных 13-мм пулемета.

Дополнялось вооружение крейсеров двумя палубными четырехтрубными 610-мм торпедными аппаратами, а также тремя бортовыми гидросамолетами и одной катапультой.

Силовая установка крейсера

Силовая установка должна была состоять из восьми котлов и четырех турбозубчатых агрегатов (все — типа «Канпон»), что при общей мощности на валах в 170000 л.с. позволило бы достичь требуемой скорости в 33-34 узла. Как уже отмечалось выше, в соответствии с японской практикой все котлы и турбоагрегаты располагались отдельно, каждый в своем отделении. Рулевое управление включало два руля, вспомогательный впереди основного, и две рулевые машины в отдельных расположенных достаточно далеко друг от друга отсеках.

Развитие проекта крейсера B-64

Когда в конце 1941 года в Японии стали известны основные характеристики крейсеров типа «Аляска», в техническом отделе флота был подготовлен проект B-65 с шестью 356-мм орудиями в двухорудийных башнях и усиленной защитой, которая могла бы противостоять обстрелу из 356-мм орудий. Однако из-за роста водоизмещения и ухудшения ходовых качеств от усиления защиты пришлось отказаться.

В связи с началом войны на Тихом океане все работы над проектом B-64/65 были прекращены, а заказы на строительство суперкрейсеров так и не были выданы. В 1941 году командованием японского флота было проводилось обсуждение «Шестой программы пополнения флота». По результатам этого обсуждения было предложено построить в рамках Программы четыре линейных крейсера, близких по техническим данным к проекту B-65, но этот вопрос находился лишь на этапе исследований и дальнейшего развития не получил.

В целом, проект B-64/65 в пределах заданных спецификаций был достаточно хорош и в сравнении с другими проектами подобных кораблей неплохо сбалансирован. В нем сочетались значительная наступательная мощь, высокая скорость и неплохая ПТЗ, значительно превосходившая то, что имели американские крейсера «Аляска».

Броневая защита позволяла без особых осложнений иметь дело с тяжелыми крейсерами и равноценными кораблями противника. Будь эти корабли построены, их место в боевом расписании флота скорее всего изменилось бы, причиной тому стали бы многие факторы: возрастающая роль авиации, появление в составе флота противника быстроходных линкоров, обладавших сравнимой с новыми линейными крейсерами скоростью и др. Наиболее вероятно, что они бы заняли место полудивизии линкоров типа «Конго» в составе эскорта авианосного ударного соединения. Здесь нашли бы применение высокая скорость и многочисленная зенитная артиллерия этих кораблей, а мощные орудия главного калибра служили бы надежной защитой в случае столкновения с противником.