Сайт рекомендован для аудитории 16+

Линейные крейсеры «Мольтке» и «Гебен»



Характеристики линейных крейсеров типа «Мольтке»

Линейные крейсеры «Мольтке» и «Гебен»
Страна: Германия
Тип: Линейный крейсер
Дата выпуска: Заложен 7.12.1908 г., спущен на воду 7.04.1910 г., вступил в строй 30.09.1911 года.
Водоизмещение:25400 тонн
Длинна: 186,63 м
Ширина: 29,43 м
Осадка: 7,64 м
Бронирование: главный броневой пояс - 269,2 мм
главный боевой пояс по ватерлинии - 99 мм
противоторпедная переборка: 45,7-50,8 мм
главная броневая палуба - 50,8 мм
казематы - 150 мм
цитадель - 200,6 мм
башни: 30,5-228,6 мм
барбеты - 231,1 мм
боевая рубка: 78,7-350,5 мм
Экипаж: 1240 человек
Силовая установка: паровые турбины системы Парсонса общей мощностью 52,000 л.с., 24 водотрубных котла, 4 винта
Дальность хода: Нет сведений
Максимальная скорость: 25,5 узлов (27 на
Вооружение:5х 2х 280 мм длинной 50 калибров
12х 1х 150 мм длинной 45 калибров
12х 1х 88 мм длинной 45 калибров
4х 1х подводных 500-мм торпедных аппарата
Авиагруппа:Нет

Характеристики приведены для линейного крейсера «Мольтке»

Описание проекта линейных крейсеров типа «Мольтке»

Линейные крейсеры проекта «Мольтке» представляли собой улучшенный проект линейного крейсера «Фон дер Танн», отличаясь от него в первую очередь вооружением — 5 башен с 10х 280-мм орудиями длинной 50 калибров, против 4-х башен с 8х 280-мм орудиями длинной 45 калибров. Строго говоря, «Мольтке» и однотипный с ним «Гебен», это тот же «Фон дер Танн», но сильнее вооруженный, сильнее бронированный, более скоростной и имеющий большее водоизмещение. Хотя оба крейсера на порядок превосходили предшественника, а следовательно и все британские линейные крейсера с 305-мм орудиями, но против новейших «Лайонов» с 343-мм орудиями, они были слабоваты.

В целом, «Мольтке» был чрезвычайно удачным проектом представляющим последовательное развитие флота с учетом предыдущего опыта. Однако, в условиях войны с таким опытным и технически развитым противником как Великобритания, немцы несколько переоценили свои возможности — если тот же «Фон дер Танн» своих одногодок типа «Инвисибл» явно превосходил, то «второе поколение» линейных крейсеров, уже показало некоторое отставание Германии. В дальнейшем этот разрыв неминуемо продолжил бы увеличиваться, поэтому конец войны на море был виден уже в самом её начале.

Схема расположения орудийных башен линейных крейсеров типа Мольтке

Схема расположения орудийных башен линейных крейсеров типа «Мольтке»

Если Великобритания явно склонялась при постройке своих линейных крейсеров к их «крейсерской» части, то немцы определенно напирали на «линейную», хотя опыт боя «Фон дер Танн» с «Тайгером» в Ютландском сражении явно показал — сражаться с линкорами (или «монстрами» типа «Тайгера») на равных линейные крейсера не могут.

«Гебен» очень успешно действовал в Средиземноморье и в Черном море именно как крейсер, блестяще пользуясь своей скоростью и огневой мощью против явно устаревших к этому времени французских броненосцев и старых британских линкоров. Но первая же попытка применить его в «нормальном» линейном бою против сравнительно старых броненосцев Русского флота, закончилась повреждениями и бегством.

Кроме того, при всех блестящих качествах германских боевых кораблей, их было слишком мало — один «Мольтке» на Северное море или один «Гебен» на громадный регион Средиземноморя это капля. Даже на Черном море, со вступлением в строй русских линкоров, о крейсерстве можно было забыть — один единственный корабль, пусть даже обладающий выдающимися боевыми данными, ничего не решал.

Линейный крейсер Мольтке в походе

Линейный крейсер «Мольтке» в походе



Линейный крейсер «Мольтке»

Построен на судоверфи «Блом и Фосс» в Гамбурге. Заложен 7 декабря 1908 года, спущен на воду 7 апреля 1910 года и 30 сентября 1911 года вступил в строй. В составе действующего флота с 31 марта 1912 года.

19 августа 1915 года торпедирован британской подводной лодкой «Е-1». Принимал участие в Ютландской битве 31 мая 1916 года, где получил незначительные повреждения. 26 апреля, пока находился без движения с поврежденным гидроприводом руля, был торпедирован британской подводной лодкой «Е-42». Затоплен экипажем в Скапа-Флоу 21 июня 1919 год.

Поднят англичанами 10 июня 1927 года, разобран на металл в 1927-1929 гг.

Линейный крейсер Гебен на испытаниях

Линейный крейсер «Гебен» на испытаниях

Линейный крейсер «Гебен»

Построен на судоверфи «Блом и Фосс» в Гамбурге. Заложен 28 августа 1909 года, спущен на воду 28 марта 1911 года и 2 июля 1912 года вступил в строй. В составе действующего флота с 28 августа 1912 года.

С началом Первой Мировой войны передан (формально продан) Турции (с немецким экипажем и немецким командованием) и переименован в «Явуз Султан Селим» 16 августа 1914 года.  Неоднократно вступал в огневой контакт с кораблями Черноморского флота, пять раз подрывался на минах и большую часть войны простоял на ремонтах или в бездействии.

2 ноября 1918 года полностью перешел под контроль Турции, где в 1927-1930 г.г. был перестроен и модернизирован. После перестройки стандартное водоизмещение составило 22,734 тонны, скорость возросла до 27,1 узла, вооружение состояло из 10х 280-мм, 10х 150-мм и 6х 89-мм орудий, 4-х пулеметов и 2-х торпедных аппаратов, экипаж — 1300 человек. Переименован в «Явуз» в 1936 году, снова модернизирован в 1938 году.

После 1948 года находился на стационарной стоянке, выведен из состава действующего флота 20 декабря 1960 года, исключен из списков флота 14 ноября 1964 года. Продан в 1971 году, разобран на металл в 1973-1976 гг.

немецкий крейсер Мольтке

Мольтке

Предпринимались попытки к сохранению корабля и превращению в музей-мемориал, но они оказались неудачными. Единственное, что осталось от «Гебена» до наших дней — один из его винтов, в виде памятника украшающий одну из площадей г.Гёльджюка (Турция).

Крейсер «Гебен» стал последним линейным кораблем в мире пущенным на слом.